Кудрин: всех не спасать

Глава Минфина России Алексей Кудрин считает, что государству нужно спасать только платежеспособные банки, иначе стране грозит новый кризис в будущем. На всех подряд тратить бюджетные деньги нельзя

Фото: Reuters

Москва. 26 января. IFX.RU - Дефицит государственного бюджета в нынешнем году составит не менее 5% ВВП, а в следующем году ситуация в бюджете немного улучшится, пишет министр финансов Алексей Кудрин в статье "Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию", опубликованной в юбилейном номере журнала "Вопросы экономики".

Глава Минфина в статье также призвал оказывать государственную помощь не всем подряд, а выборочно, и не очень увлекаться долгосрочным вхождением государства в капиталы частных компаний и банков.

Бюджетная дыра

Дефицит федерального бюджета РФ в 2009 году будет значительным, а в 2010-2011 годах величина дефицита должна стать более приемлемой с точки зрения устойчивости макроэкономики, считает вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"В 2009 году не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер. 2010-2011 годы должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. В 2010 году дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 году - 3% ВВП", - пишет глава Минфина.

Таким образом, дефицит бюджета в 2009 году явно превысит 5% ВВП. Номинальный объем ВВП в 2009 году прогнозируется Минэкономразвития на уровне 41 трлн 477 млрд рублей, то есть в бюджете образуется дыра более чем в 2 трлн рублей. Более точные прогнозы станут известны скоро - Минфин в настоящее время работает над поправками в бюджет-2009 и планирует подготовить их в начале февраля.

Снизим инфляцию - снизятся и ставки

Министр финансов отмечает, что политика денежных властей по повышению процентных ставок является правильной, поскольку это обусловлено высокой инфляцией.

Некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики в последние годы привело к бурному росту кредитования и "перегреву" экономики, что способствовало увеличению инфляции и наращиванию внешних заимствований, отмечает глава Минфина. Все это, по его мнению, сделало Россию уязвимой к воздействию глобального кризиса.

В результате основным источником денежного предложения стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. При этом ставки кредитования стали расти и достигли уровня, который приемлем только для ограниченного числа отраслей с высокой доходностью или быстрой отдачей. А.Кудрин указывает, что условия для развития базовых отраслей промышленности возникают только на основе снижения инфляции и ставок кредитов.

"Одно из важнейших условий для обеспечения долгосрочного роста - контроль над инфляцией. (. . .) Таким образом, политика Банка России по повышению ставок в экономике оправдана", - подчеркивается в статье. Другие страны снижают ставки, поскольку у них очень высок риск сильной дефляции, отмечает глава Минфина.

Говоря о курсовой политике в период кризиса, он признает, что сдерживание процесса ослабления рубля потребовало от Банка России значительных объемов интервенций на валютном рынке. Постепенное ослабление национальной валюты является более затратным с точки зрения расходования международных резервов, но оно позволило банкам создать необходимые валютные резервы и обеспечить устойчивость пассивной части банковской системы, уверен А.Кудрин.

Всех не спасать

По мнению главы Минфина, в период кризиса помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность. Он считает, что предоставление господдержки всем подряд повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы компаний и банков к проведению ответственной политики.

А.Кудрин также полагает, что стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. "В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний", - поясняет глава Минфина.

Он также признает, что в рамках антикризисных программ значительная часть финансового сектора в мире перешла от частных владельцев под контроль государства. Но все же опыт ряда стран показывает, что частные банки существенно более эффективно, чем государственные, распределяют финансовые ресурсы в экономике, имеют меньшую маржу и снижают степень финансовой нестабильности, считает А.Кудрин.

"Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору", - пишет глава Минфина.

Нужны новые регуляторы

Вице-премьер считает, что в среднесрочной перспективе необходимо выработать новые правила регулирования финансовых рынков, а также требования к макроэкономическим параметрам развития стран по примеру Маастрихтских соглашений, которые определяют для стран, вступающих в зону евро, критерии, в частности, по инфляции, уровню госдолга, дефицита бюджета.

А.Кудрин также выступает за создание единой системы регулирования деятельности рейтинговых агентств и расширение финансовых возможностей Международного валютного фонда (МВФ). По его мнению, в настоящее время возможности фонда недостаточны для решения задач в кризисной ситуации.

Кроме того, глава Минфина считает необходимым создать в финансовой сфере новую международную организацию (либо преобразовать одну из действующих), члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики.

А.Кудрин отмечает, что в настоящее время государства объединяются вокруг Форума финансовой стабильности, но он не включает в себя развивающиеся страны, в том числе страны БРИК.

"Сегодня нужен международный полномочный орган, чьи рекомендации были бы обязательны к выполнению", - полагает глава Минфина РФ.

Антикризисные меры

В статье отмечается, что суммарный объем антикризисных мер, принятых правительством РФ, составляет 2,045-2,145 трлн рублей (5,2-5,4% ВВП), в том числе стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900 млрд - 1 трлн рублей (2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) - в 1,145 трлн рублей (2,9% ВВП).

При этом А.Кудрин пишет, что меры налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса, предполагается осуществить в сумме 175 млрд рублей за счет остатков бюджета на начало 2009 года, остальные - за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета.

Новости по теме

Обнуление ВВП

Новости