Генсек ОБСЕ: несмотря на различия, мы должны разговаривать друг с другом
Томас Гремингер рассказал о деятельности организации в свете обострения отношений между Россией и странами Запада
Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - Генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер, недавно посетивший Россию, дал интервью корреспонденту "Интерфакса" Маргарите Велеховой в преддверии министерской встречи организации, которая пройдет в Вене в начале декабря. Он рассказал о деятельности ОБСЕ в свете обострения отношений между Россией и странами Запада, в частности, США, о работе организации на Украине, а также о предстоящей повестке заседания в Вене.
- Господин Гремингер, нравится ли вам ваша новая должность? У ОБСЕ нет в полной мере законного статуса организации. Это как-то влияет на ее работу? Будет ли это меняться?
- Я вступил в должность генерального секретаря ОБСЕ, когда перед нами стоят многочисленные вызовы, в том числе все участившиеся случаи террористических актов, организованная преступность, торговля наркотиками, оружием и людьми.
Необходимость в инклюзивной региональной организации по безопасности такой, как ОБСЕ, для предотвращения перерастания кризисов в конфликты и для противостояния транснациональным вызовам еще никогда не была более очевидной.
Поэтому я поставил перед собой задачу оживить ОБСЕ в качестве неотъемлемого форума для диалога по безопасности в евроатлантическом и евразийском пространстве.
Я намерен работать над созданием позитивной объединительной повестки дня. Есть области, в которых страны-члены ОБСЕ обладают достаточной политической волей для объединения сил с тем, чтобы бороться с вызовами, с которыми отдельно взятые страны не в силах справиться самостоятельно.
Что же касается правового статуса ОБСЕ, то мой предшественник в 2015 году начал работать над заключением постоянных двусторонних договоренностей, чтобы заполнить пробелы в правовом статусе, привилегиях и иммунитете ОБСЕ и ее представителей, до тех пор, пока не будет найдено всеобъемлющее многостороннее решение.
Я продолжаю эту работу. Ряд стран-членов ОБСЕ выразили желание заключить такие договоренности.
Я реализую эту инициативу в качестве главного должностного лица. Она основана на необходимости и обязанности заботиться о наших сотрудниках. Это соответствует решению Римского совета от 1993 года, направленного на усилия по установлению правового статуса, привилегий и неприкосновенности на национальном уровне.
- Как конфликт между Россией с Западом и в частности с США повлиял на работу ОБСЕ? Ее работоспособность?
- Нынешняя ситуация в сфере безопасности в регионе ОБСЕ сложная и непредсказуемая. Фундаментальные принципы, которые отстаивает ОБСЕ, все больше ставятся под сомнение. Наша общая система безопасности, которая способствовала сохранению стабильности в регионе в течение десятилетий, находятся под угрозой. Существует исторический дефицит доверия между ключевыми игроками.
Поэтому я наблюдаю очень противоречивую риторику. Вместе с тем, похоже на то, что растет понимание того, что несмотря на все различия, мы должны разговаривать друг с другом. И ОБСЕ является для этого полезной площадкой. ОБСЕ была создана для того, чтобы справляться со сложными ситуациями. И мы не должны забывать об этом.
- Сообщалось о предложении увеличить число наблюдателей Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине до 1 тыс. Сколько наблюдателей на Украине сейчас? Есть ли необходимость в увеличении этого количества? Достаточно ли финансирование ОБСЕ для подобных шагов?
- В СММ сейчас 635 международных наблюдателей из 44 стран. Пятьдесят шесть стран (57 минус Украина) имеют право предлагать квалифицированных кандидатов на эти должности. Решение об отправке СММ было инициативой Украины и согласовано всеми 57 странами-членами на основе консенсуса.
Все согласны с тем, что СММ выполняет крайне необходимую работу, и пользовалась поддержкой - финансовой, логистической и политической – со стороны всех 57 стран.
У СММ есть намерения увеличить число наблюдателей, и вопрос дальнейшего расширения миссии находится на стадии рассмотрения. К сожалению, возможность их расширения ограничена не столько ресурсами, сколько ограничениями, связанными с их безопасностью и свободой передвижения, в особенности, но не исключительно, на территориях на востоке Украины, которые не контролируются правительством.
- Готова ли ОБСЕ продолжать свою деятельность на Украине и насколько эффективной вы ее считаете?
- ОБСЕ продолжает вносить свой значительный вклад в ситуацию на Украине, и не в последнюю очередь посредством работы СММ, которая остается единственной миссией, представляющей значительное иностранное присутствие на востоке Украины, и будучи представленной и в других регионах страны в соответствии со своим мандатом. Будет справедливо отметить, что ОБСЕ смогла предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта.
Но у ОБСЕ есть много структур, и практически все они задействованы на Украине. Можно упомянуть работу Координатора проектов ОБСЕ на Украине, который поддерживает широкий круг действий, направленных на укрепление и развитие потенциала и реформы, а также на реагирование на кризисы.
ОБСЕ очень активно вовлечена в работу Трехсторонней контактной группы и ее рабочих групп, в том числе и через специального представителя действующего председателя ОБСЕ – посла Мартина Сайдика.
Все институты ОБСЕ были вовлечены в реагирование на кризис, а также в долгосрочное укрепление и развитие потенциала и реформы. Активную роль сыграла и Парламентская ассамблея ОБСЕ. Это хороший пример того, как "вся организация" реагирует на вызовы.
- Каково отношение ОБСЕ относительно полицейской миссии на Украине? Обсуждается ли этот вопрос в настоящее время? Как вы видите перспективу развертывания такой миссии на Украине?
- СММ – невооружённая гражданская миссия, и намерений изменить это положение нет. Любые решения, связанные с созданием новой полицейской миссии, будь она вооружённой или нет, должны будут приняты на основе консенсуса всех 57 государств-членов ОБСЕ в Вене. Но этот вопрос пока не стоит на повестке дня.
- Разделяете ли вы позицию Москвы в том, что Киев не выполняет Минские договоренности?
- Мы осуждаем все нарушения перемирия и других положений договоренностей. Все вовлеченные стороны должны сфокусироваться на их полном выполнении, и не в последнюю очередь в интересах гражданского населения по обе стороны от линии соприкосновения. Они продолжают страдать от последствий насилия – их убивают и ранят, они видят, как их имущество или инфраструктура подвергаются разрушениям, из-за которых десятки тысяч человек могут остаться без электричества или воды.
Что касается выполнения Минских договорённостей, то мы находимся в тупике, и единственный способ выйти из него – проявление политической воли сторон.
- Что вы думаете по поводу предложения Украины разместить миротворцев ООН вдоль границ на востоке страны, включая часть границ, неконтролируемых Киевом?
- Все усилия, которые способствуют стабилизации напряженной ситуации в области безопасности на востоке Украины, а также созданию более благоприятных условий для выполнения Минских договорённостей, приветствуются и заслуживают тщательной оценки. Мы по-прежнему готовы быть вовлеченными, в случае принятия Советом Безопасности ООН решения.
Пока согласованного мандата для миссии ООН не существует, для ОБСЕ нет смысла строить предположения об условиях создания такой миссии. Тем не менее, мы находимся в режиме готовности на случай того, чтобы предложить свои консультации и экспертное знание, основанные на опыте более чем трёхлетней работы СММ на местах.
- Как вы оцениваете ситуацию с Нагорно-Карабахским конфликтом? Какие шаги вы считаете необходимыми для улучшения ситуации?
- Единственный способ разрешить затянувшийся конфликт – возвращение сторон за стол переговоров с честными намерениями. ОБСЕ предоставляет площадку для диалога и поддерживает стороны в достижении долгосрочного мира. А для этого необходима настоящая политическая воля и обязательство сторон.
Только сами стороны конфликта могут достичь мирного урегулирования. ОБСЕ не может навязать разрешение конфликта.
В этой связи я приветствую встречу между президентами Азербайджана и Армении, которая состоялась 16 октября в Вене под эгидой сопредседателей Минской группы и которая стала первой прямой встречей на таком уровне более чем за год. В частности, я приветствую тот факт, что президенты договорились принять меры по интенсификации переговорного процесса и снижению напряженности на линии соприкосновения.
Крайне необходимо, чтобы стороны в точности придерживались режима прекращения огня, который был установлен в 1994 году.
Минская группа под руководством трех сопредседателей остается единственным признанным форматов для сторон. Она пользуется полным доверием со стороны всех государств-членов ОБСЕ.
Сопредседатели Минской группы и действующий председатель ОБСЕ через своего личного представителя постоянно находятся в непосредственном контакте со сторонами по вопросу снятия напряженности и продвижению переговорного процесса.
Наблюдательные учения, которые регулярно проводит личный представитель действующего председателя ОБСЕ посол Анжи Каспшик, остаются единственной устойчивой мерой укрепления доверия в военной сфере.
- Какие основные вопросы планируется обсудить во время заседания в Вене, которое пройдёт в декабре?
- Как и в предыдущие годы, на Совете министров не будет специфической тематики для повестки дня. Тем не менее, главные приоритетные направления действующего австрийского председательства в деятельности ОБСЕ в этом году будут ориентиром для обсуждений.
Наряду со снижением напряжённости конфликтов на пространстве ОБСЕ, могут быть также обсуждены вопросы противодействия экстремизму и радикализации, а также усилия, направленные на восстановление доверия в регионе ОБСЕ.