Сергей Губарев: пауза в переговорах по приднестровскому урегулированию "абсолютно неоправданная"
Посол по особым поручениями МИД РФ рассказал о ситуации с урегулированием приднестровской проблематики, позиции ОБСЕ и нерешенных проблемах между Кишиневом и Тирасполем
Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU - Переговоры в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также наблюдатели от США и Европейского Союза) не проводятся уже на протяжении трех лет. В 2012-2013 году раунды переговоров проводились один раз в два месяца. Переговоры были заморожены с весны 2014 года.
В 2016 году удалось провести две неформальные встречи участников переговорного процесса в Германии, но полноценные переговоры так и не были возобновлены. Посол по особым поручениями МИД РФ Сергей Губарев рассказал корреспонденту "Интерфакса" Маргарите Велеховой о том, как в Москве видят ситуацию с приднестровским урегулированием.
- Сергей Николаевич, переговоры в формате "5+2" не проводятся почти полтора года. В чем причина?
- Действительно, последняя официальная встреча состоялась в июне прошлого года в Берлине. С тех пор наступила пауза, на мой взгляд, абсолютно неоправданная. Причина понятна – участники переговоров понимают, что без обсуждения, прежде всего, приднестровских озабоченностей не обойтись. К числу этих озабоченностей относятся и совместные украинско-молдавские таможенно-пограничные посты на приднестровском участке границы с Украиной, и нейтральные номерные знаки для приднестровских автомобилей, и ряд других. А обсуждать и, главное – принимать решения по этим вопросам, судя по всему, хотят далеко не все участники формата.
- Как вы оцениваете позицию председательствующей в ОБСЕ Австрии? Несет ли она часть ответственности за затянувшуюся паузу в переговорном процессе?
- Позиция Австрии в данном вопросе представляется мне ошибочной. Австрийский спецпредставитель Действующего председателя исходит из идеалистической посылки, что каждая официальная встреча формата "5+2" должна завершаться подписанием сущностных договоренностей между Кишиневом и Тирасполем. Однако если бы это было так, то стороны конфликта давно бы сами решили все проблемы и не было бы нужды в международном посредничестве. Что мы имеем в итоге? За 10 месяцев австрийского председательства в ОБСЕ не состоялось ни одного официального заседания формата, что, строго говоря, является сознательным игнорированием организационных документов переговорного процесса, в частности, разработанных и принятых всеми участниками переговоров в 2012 году "Принципов и процедур ведения переговоров", предусматривающих пять-шесть официальных встреч в год. Надеюсь, что в следующем году переговоры будут идти более ритмично.
- Сказывается ли кризис в российско-украинских отношениях на процессе приднестровского урегулирования? Насколько в целом конструктивно сейчас позиция Украины в этом вопросе?
- К сожалению, да. Четко обозначенная антироссийская позиция Киева осложняет в том числе и поиск общих подходов к решению проблемы Приднестровья – региона, где треть населения этнические украинцы, а свыше 90 тыс. – граждане Украины. Недавно решением украинского президента назначен новый спецпредставитель Киева в переговорном процессе. Надеюсь встретиться с ним в ближайшее время и обстоятельно обсудить, что мы можем сделать для решения приднестровской проблемы.
- Сказалась ли смена администрации в США на приднестровском урегулировании и нашем взаимодействии с Соединенными Штатами как наблюдателями по этой проблеме? Изменились ли подходы Вашингтона к данному вопросу?
- Пока каких-либо сущностных изменений не видно, впрочем, более предметно можно будет об этом говорить после ближайшей официальной встречи формата "5+2".
- Со сменой президентов в Молдавии и Приднестровье поначалу связывали надежды, что процесс урегулирования будет дан новый импульс? Надежды остаются? Могут ли новые лидеры Молдавии и Приднестровья сдвинуть этот конфликт?
- Первая за восемь лет встреча президента Молдавии и лидера Приднестровья, состоявшаяся 4 января 2017 года, придала определенный импульс переговорному процессу. Несмотря на заявленный "ознакомительный характер" встречи, она позволила проанализировать на высшем уровне ряд существующих проблем во взаимоотношениях между берегами и наметить пути их решения. Прошедшая 30 марта 2017 года вторая встреча, хотя и не привела к "прорывам", однако активизировала деятельность рабочих групп. К сожалению, последующие месяцы привели лишь к утрате наработанного в ходе этих встреч позитивного потенциала. Вместе с тем внутримолдавские противоречия между президентом Додоном, с одной стороны, правительством и парламентом страны, с другой, негативно сказываются на процессе приднестровского урегулирования. Мы считаем, что важнейшую роль в сближении позиций сторон должна сыграть политическая воля и трезвая оценка ситуации, прежде всего, молдавским руководством.
- Какие основные проблемы остаются на пути приднестровского урегулирования?
- Нерешенных проблем между Кишиневом и Тирасполем достаточно. По итогам прошедшего в 2016 г. в Берлине раунда переговоров был подписан протокол, в котором участники очертили круг первоочередных проблем. Стороны обязались прийти к решению вопросов апостилизации документов о высшем образовании, выдаваемых в Приднестровье, экологии, телекоммуникаций, использования автомобилей с приднестровскими номерными знаками для участия в международном движении и ряда других. Однако вследствие жесткой позиции Кишинева продвижения в решении этих вопросов, за исключением проблем экологии, пока не произошло.
- В начале года в Москве открылось представительство Приднестровья. Какова роль этого органа в урегулировании конфликта? В Молдавии его считают нелегитимным. Как его оценивают в Москве?
- Сообщения об открытии такого представительства для целей налаживания взаимодействия с российскими экономическими структурами и развития экономических связей были в наших СМИ в январе этого года. Как, впрочем, и опубликованная чуть позже информация об отставке руководителя этого представительства. О дальнейшей деятельности этой структуры пока ничего неизвестно.