"Матильда": фильм за царя
В прокат вышел фильм Алексея Учителя, широкая дискуссия вокруг которого оскорбила религиозные чувства одних и здравый смысл других
Москва. 26 октября. INTERFAX.RU - В прокат наконец-то вышел тот самый фильм Алексея Учителя, о котором все говорят последние полгода.
Цесаревич Николай Александрович (немец Ларс Айдингер) в скором будущем должен унаследовать престол, но пока дела государственные его мало занимают: больше его интересует балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская (Михалина Ольшанская). Последняя, впрочем, нравится не ему одному – ее расположения добиваются в том числе двоюродный брат императора князь Андрей Владимирович (Григорий Добрыгин) и отчаянный драгун (Данила Козловский). Над Россией тем временем уже понемногу сгущаются тучи, но в оранжереях и бальных залах этого не видно.
"Матильда" еще задолго до выхода на экраны стала предметом критики верующих, заявлявших об оскорблении своих религиозных чувств – только депутат госдумы Наталья Поклонская подала в прокуратуру более 40 жалоб с требованием отозвать у фильма прокатное удостоверение. Эти обвинения другие россияне в свою очередь сочли оскорблением здравого смысла, так как никто из авторов жалоб, доходивших в своем недовольстве до поджога кинотеатров, фильм не смотрел. Теперь есть надежда, что это безумие закончится – все смогут прийти в кино и увидеть, что ровным счетом ничего оскорбительного в картине Учителя нет.
"Матильда" - кино масштабное, хорошо исполненное и красивое. На второстепенных ролях сплошь российские звезды (отсутствует, разве что, Никита Михалков): Сергей Гармаш играет Александра III, Ингеборга Дапкунайте – его жену Марию Федоровну, Евгений Миронов – директора Императорских театров, Виталий Кищенко – начальника сыска. Действие разворачивается преимущественно на верандах и анфиладах дворцов, в театрах и бальных залах, где сплошь золоченая лепнина, мрамор, ковры; на героях – эполеты и шитье, кринолины и бриллианты. В какой-то момент создатели картины почему-то (видимо, вспоминая о Распутине) дают чуть немецкой мистики – с темными зеркалами, иллюзиями и обрядами на крови. Их дым рассеивается к коронации, одними только нарядами на которой, кажется, можно любоваться часами - "Матильда" может заслуженно претендовать на кинонаграды художникам и костюмерам.
Не все так гладко с драматургией. Главное в картине, вроде бы, - всепоглощающая страсть (которую воплощает собой небритый и нечесаный Данила Козловский, порой со страшным лицом заглядывающий в окна), но с этим что-то не выходит. Николай II - на самом деле именно он ключевой герой "Матильды" - предстает не столько раздираемым конфликтом, о котором пела Алла Пугачева, сколько неспособным сделать выбор. И, кажется, авторы фильма в одной из лучших и самых сильных сцен на Ходынском поле дают свою оценку принятому императором решению.
А насчет того, что так оскорбило поборников морали и любителей носить портреты Николая II – хотя с историческими фактами "Матильда" обращается очень вольно, усмотреть в этой трактовке что-либо оскорбительное для верующих и их чувств сложно. Отношения между цесаревичем и балериной показаны скромно (что, видимо, некоторых разочарует). Более того, фильм наоборот в своем роде воспевает православие и самодержавие – герои с полными достоинства лицами без всякого намека на иронию очень убедительно крестятся и плачут перед иконами, какое тут оскорбление чувств верующих?
На выходе "Матильда" оказывается масштабным, хорошо поставленным кино, которое напоминает голливудские исторические ленты: качественно и зрелищно, но чувства, почему-то, не задевает. Даже, наверное, у верующих, если они фильм все-таки посмотрят.