Экс-инвестбанки заправляются нефтью
Фьючерсы на нефть больше не популярны среди трейдеров. Предпочтение отдается "живому" товару - экс-инветбанки Morgan Stanley и Citigroup заливают черное золото в танкеры и ждут, пока оно подорожает. Между тем марка WTI стремительно теряет в цене и доверии
Париж. 19 января. IFX.RU - Мир встал с ног на голову. Несколько десятилетий подряд нефть торговалась только виртуально - фьючерсные контракты, торговля еще не добытой нефтью на полгода вперед. Однако кризис изменил все: теперь инвестбанки покупают самую настоящую нефть и нанимают танкеры, чтобы ее хранить. Бумажное черное золото никого уже не интересует - слишком часто в последнее время бумаги превращались в макулатуру, чтобы теперь доверить ей хоть что-нибудь.
Как сообщает Bloomberg, экс-инвестбанк Morgan Stanley, вслед за Citigroup и Royal Dutch Shell, нанял супертанкер для хранения нефти в Мексиканском заливе. Таким образом компании хотят получить выгоду от повышения стоимости нефти позднее в этом году. По итогам торгов 16 января цена февральского фьючерсного контракта на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) стоила $36,51 за баррель, Brent Crude в Лондоне - $46,57 за баррель. Трейдеры приобретают сейчас нефть с намерением хранить ее в танкерах до тех пор, пока стоимость не достигнет более высоких уровней, и тогда они смогут продать топливо с существенной выгодой.
По данным парижских брокеров, на судне, зафрахтованном Morgan Stanley, может храниться более 2 млн баррелей нефти. Стоимость аренды танкера составляет $68 тыс. в день, увеличивая цену хранящейся в нем нефти на $1,02 за баррель в месяц. Чем дольше хранится нефть - тем дороже она будет стоить.
Компания Frontline Ltd., крупнейший в мире оператор супертанкеров, заявила на прошлой неделе, что в таких судах в настоящее время хранится около 80 млн баррелей нефти - рекорд по крайней мере за два последних десятилетия.
А между тем газета Financial Times пишет о том, что трейдеры постепенно отказываются от контрактов на нефть сорта West Texas Intermediate (WTI), который традиционно был одним из основных показателей ситуации на нефтяном рынке, поскольку рекордные запасы этой нефти на терминале Кушинг в Оклахоме искажают его динамику. Подобный отход может повлечь за собой переворот на рынке нефти - фьючерсы Nymex WTI доминировали на нем и в физическом, и в финансовом выражении с момента запуска этого инструмента в начале 1980-х годов.
Резкое увеличение запасов на оклахомском терминале, откуда нефть сорта WTI распределяется по Соединенным Штатам Америки, привело к снижению ее стоимости не только по отношению к другим основным сортам на мировом уровне, но и к местным американским разновидностям.
Нефть сорта Brent теперь "лучше отражает настроения на мировом рынке нефти", говорится в ежемесячном докладе Международного энергетического агентства (МЭА). Однако управляющий директор отдела рыночных исследований Nymex Боб Левин утверждает, что динамика контракта WTI является "прозрачной" и отражает падение спроса на нефть и резко возросшие запасы.
Несмотря на это WTI, которая обычно на $1-2 за баррель дороже, чем Brent, на прошлой неделе продавалась с рекордным дисконтом по отношению к Brent - $11,73 за баррель. На рынках США сорт Light Louisiana Sweet оценивался дороже, чем WTI, на $9,5 за баррель, что является максимальным спрэдом цен за 18 лет. Стоимость нефти WTI не в первый раз отличается от цен на другие сорта, но впервые эти различия столь заметны, резюмируют эксперты.
А глава ОАО "Газпром" Алексей Миллер вообще недавно заявил, что сейчас биржевые торги по нефти являются торговлей "бумажным баррелем" и не отражают реального соотношения спроса и предложения на углеводороды в мире. Ведь теперь черное золото стало невероятно зависимым от финансового рынка, что мешает реальной оценке ситуации.
Все эта нефтяная "болтанка" не может не настораживать. Черное золото показывало в прошлом году фантастические ценовые кульбиты, и сейчас инвесторы и трейдеры предпочитают перестраховаться, заливаясь под завязку реальной, настоящей нефтью.