Искусство в "Квадрате"
Получивший "Золотую пальмовую ветвь" фильм "Квадрат", ернически изображающий современную Европу, выходит в России
Москва. 6 сентября. INTERFAX.RU - В прокат выходит фильм "Квадрат" шведа Рубена Эстлунда, получивший главный приз на последнем Каннском кинофестивале.
Куратор музея современного искусства в Стокгольме датчанин Кристиан готовит новую инсталляцию "Квадрат" - очерченное на городской площади пространство, внутри каждый должен помогать каждому. Но однажды по пути на работу у Кристиана крадут бумажник и телефон. Отследив с помощью приложения мобильный, он решает на время забыть об альтруизме и любви к ближнему и отправить жильцам дома в неблагополучном районе, где находится гаджет, письмо с требованием вернуть его. После этого с Кристианом начинают происходить странные и неприятные вещи: его преследует нервная американская журналистка (прекрасная в таких ролях Элизабет Мосс), уборщик сметает часть арт-объекта как мусор, а пиар-отдел музея для пропаганды добра решает взорвать на вирусном видео маленькую белокурую девочку.
Надо признать: главную награду на Каннском фестивале не всегда дают лучшим картинам. Верно и то, что фильмы, получившие "Золотую пальмовую ветвь", смотреть не всегда просто. В случае с лентой Эстлунда невероятным образом неверно и первое, и второе – это действительно хорошее, прости Господи, остроактуальное и легкое для просмотра кино.
Разумеется, "Квадрат" - это пародия на современное европейское общество с его декларируемой толерантностью и всеобщим равенством, которые на деле оборачиваются полным безразличием и затаенной ксенофобией. Швеция – одна из самых развитых стран мира, в которой, кажется, уже построили что-то наподобие социализма – становится идеальным местом для фильма. Среди стерильной чистоты музеев современного искусства, в торговых центрах, на заправках человек – и не важно, что обеспеченный, со статусом и при машине "Тесла" - все также отчужден от остальных. Те смыслы, которые Кристиан и его коллеги производят - по сути те же товары H&M, завернутые маркетологами в высокие идеи.
Показывая абсурдность происходящего Эстлунд буквально выступает преемником своего соотечественника Роя Андерссона - правда, в его работах меньше метафор (и, чего уж там, долгих статичных планов) и больше социальной сатиры. В одной из лучших сцен фильма во время публичной дискуссии мужчина с синдромом Туретта оскорбляет вещающих на сцене, но они под его выкрики "Дура!" продолжают рассуждать про modern art.
"Квадрат" чуть затянут и как бы разбалансирован, но до Эстлунда в кино о музее современного искусства ситуацию в мире, где мобильный предстает одной из главных ценностей, еще никто не показывал.