Гоголь.Начало: Малороссийская история ужасов
На экраны выходит первый фильм о приключениях молодого Гоголя на инфернальном хуторе Диканька
Москва. 31 августа. INTERFAX.RU - Молодой писарь из Петербурга Гоголь (Александр Петров), работающий в Третьем отделении, страдает от странного недуга – на месте преступления вместо того, чтобы протоколировать увиденное, он падает в обморок и в бессознательном состоянии делает непонятные записи. После очередного обморока на одном из дел его заметки видит эксцентричный следователь в очках с синими стеклами Яков Петрович (Олег Меньшиков) – и с помощью нескольких бессвязных слов, записанных Гоголем, находит убийцу. По такому случаю он решает взять с собой молодого писаря в село Диканька, куда его отправляют расследовать череду загадочных убийств - по словам свидетелей, рогатый всадник высасывает из девушек кровь.
"Гоголь. Начало" – первый из четырех фильмов, снятых телеканалом ТВ-3 вместе с продюсерской компанией Александра Цекало "Среда". Собственно это и есть две объединенные серии (сделано это грубовато - в момент, когда первая заканчивается, на луне кровью написано "Гоголь"!). После того, как фильмы пройдут в кинотеатрах, сериал покажут по телевидению.
Тут надо сказать, что произведения Гоголя для ТВ-3 представляются идеальным материалом – правда, в переработанном виде. Сценаристы сериала собрали в одну историю повести из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки", извлекли из них всю нечисть и поместили в созданный ими чудный новый мир самого автора, занявшего место главного героя.
Это уже не первая попытка сделать подобный форшмак по Гоголю, и если авторы предыдущей – минисериала "Дело о "Мертвых душах" Павла Лунгина - делали ставку на гротеск и кафкианский абсурд, ТВ-3 интереснее сверхъестественное - русалки, ведьмы, бесы, а также сами фактурные обитатели Диканьки. При этом идея поместить Гоголя в его произведения представляется весьма удачной: его сумасшествие, боязнь быть похороненным заживо и сожжение второго тома "Мертвых душ" позволяют поставить его в один ряд с его персонажами. Снимай этот фильм не Егор Баранов, а Джо Райт, например, это и вовсе был бы какой-нибудь постмордернистский кульбит.
В "Гоголе" утопленницы прыгают через костер, ведьмы со светящимися желтыми глазами неистово смеются, из спины мрачного всадника растут рога (авторы так расстарались, что им пришлось выпускать фильм в двух версиях – 16+ для школьников и 18+ для тех, кто хочет, чтоб девки через костер прыгали голыми). Но и этого создателям фильма показалось недостаточно - на экране Пушкин проигрывается в карты, патологоанатом под научный разговор терзает тело какими-то клещами, ведьму натурально рвут на части, юные чертовки ночью приходят к молодому автору – развесистая клюква, как она есть, но отчего-то - может, из-за своей дерзости и откровенной китчевости - это скорее нравится.
Учитывая происходящее на экране, неудивительно, что Гоголь в первом фильме почти все время выглядит слегка опешившим - реальный пацан, парень из Чертанова Александр Петров в роли классика совсем неплох. Олега Меньшикова в образе эксцентричного сыщика (по сути он снова сыграл Эраста Фандорина) вообще много не бывает. Мир "Гоголя" – сначала мрачного готического Петербурга (кажется, где-то тут ходит и "Дуэлянт"), потом вечно грязной Диканьки со своими невежественными и недружелюбными жителями - и вовсе одна из лучших вещей, которые случались с российскими сериалами за последнее время.
У фильма куча огрехов, в том числе неровное развитие действия, реплики персонажей, изъясняющихся как сотрудники салона мобильной связи, просто различные глупости и нестыковки, но происходящее на экране чаще забавляет и интригует, чем раздражает. И то, что "Гоголь начало" – первый фильм из четырех, кажется не проклятием, а заманчивым предложением еще раз сходить в кино.