Петербургские вандалы уходят от наказания
В Северной столице с новой силой разворачивается скандал вокруг вопроса о сохранности культурных объектов, которые вновь и вновь становятся объектами городских вандалов
Москва. 15 января. INTERFAX.RU - В Санкт-Петербурге продолжается скандал вокруг отреставрированных перед Новым Годом грифонов у Банковского моста на канале Грибоедова. Дерзкая выходка вандалов, изуродовавших сфинксов и соскобливших золото с крыльев скульптуры, кажется особенно отвратительной, поскольку никакой выгоды преступникам она не принесла.
Сусальное золото очень дёшево – пачку из 60 листов можно купить всего за три тысячи рублей. Львиная доля затраченных на длительную реставрацию миллионов рублей ушла не на закупку позолоты, а на сложный технологический процесс, другие восстановительные работы и оплату труда специалистов. Кроме того, слой позолоты столь тонок, что при соскабливании покрытие мгновенно разлетается. Собрать такую пыль, а тем более привести её в пригодный для продажи вид, практически невозможно. Похоже, вандалы это поняли, так как не стали доводить дело до конца и скрылись с места преступления.
Когда будет восстановлена позолота, непонятно. Бюджет Санкт-Петербурга на текущий год уже расписан и средств на вторичную реставрацию в нём не предусмотрено. Тем более, что завершённые 25 декабря работы были выполнены за счёт меценатов в рамках благотворительного аукциона "Магазин подарков Санкт-Петербургу".
Не менее остро стоит и вопрос об ответственности за сохранность пострадавших скульптур. До 25 декабря за ними следила охрана компании, производившей реставрацию, но затем сохранность должен был обеспечивать Государственный музей городской скульптуры Санкт-Петербурга. В ведении этой структуры находятся более 200 памятников и 1500 мемориальных досок. Среди них скульптуры российских императоров и полководцев, Нарвские и Московские триумфальные ворота, Ростральные колонны, могильные памятники знаменитым петербуржцам и многие другие ценнейшие экспонаты.
Очевидно, ведомство со своей задачей не справилось. После ухода реставраторов грифоны не охранялись. При общении с журналистами директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев не только не взял на себя ответственность за произошедшее, но и попытался убедить корреспондента, что ничего особенного не случилось. По словам господина Тимофеева, "в принципе то, что сейчас сняли позолоту, для скульптуры не страшно. Прекрасно можно обойтись и подмалевочным слоем, который сохранился без повреждений". Кажется очевидным, что архитектурные памятники города, реставраторы которых обходились бы "подмалевочным слоем" выглядели бы не слишком презентабельно, и ясно, что подобное отношение к вверенным объектам трудно назвать серьёзным.
Ситуация складывается странная. Городская администрация выделяет на реставрацию петербургских скульптур огромные средства, а учреждение, призванное следить за их сохранностью, ведёт себя, как посторонний наблюдатель. Печальная история со сфинксами у Банковского моста далеко не первая. Чуть раньше, 24 декабря прошлого года неизвестные вандалы расписали синей краской уже давно ставшего символом Петербурга Медного Всадника - конную статую Петра Великого работы Этьена Фальконе. Совсем разграблен "Памятник первостроителям Петербурга". Регулярно бьют мемориальные доски.
Этот печальный список можно продолжать еще очень долго - вандализм стал ежедневным явлением. Особенно неприглядно выглядит история с орлами, украшающими чугунную ограду Александровской колонны на Дворцовой площади. К 20 марта прошлого года с ограды "улетели" 29 орлов, 27 декоративных пик и ряд других деталей. Ещё 9 чугунных птиц пропали в ночь с 23 на 24 апреля, и лишь 3 из них были впоследствии обнаружены. Восстановительные работы предполагалось начать прошлой весной, но пока воз и ныне там. Директор Музея городской скульптуры сообщал, что ограда будет восстановлена лишь к октябрю 2009 года, но удастся ли уложиться в этот срок непонятно.
Председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Санкт-Петербурга Вера Дементьева заявила, что стёршие золото "совершили мелкую подлость". Но даже если этих вандалов найдут, где гарантия, что им на смену не придут новые погромщики, привлечённые беззащитностью скульптур и мемориальных досок?
Проблема привлекает внимание общественности. Сопредседатель Комитета единых действий, организатор движения за сохранение Петербурга Тамара Ведерникова следующим образом прокомментировала ситуацию: "Если Владимир Тимофеев не может защитить вверенные ему культурные объекты, то на что его музей получает немалые бюджетные деньги? За то, что раз в год моет какой-то памятник? За глубокомысленные рассуждения о "подмалевочном слое"? Или за то, что выступает посредником между городским правительством и реставраторами? Тогда возникает вопрос: нужны ли городу столь дорогостоящие и неэффективные посредники, особенно в условиях кризиса".