Бараны и чиновники
Экологи обещают, что не дадут "замять" расследование катастрофы Ми-171 на Алтае. По их мнению, высокопоставленные госслужащие, включая полпреда президента в Госдуме, занимались браконьерством
Москва. 15 января. INTERFAX.RU – Расследование обстоятельств крушения вертолета Ми-171 на Алтае, в результате которого погибли и пострадали высокопоставленные госслужащие, продолжается. К версии о некачественном топливе добавилась вторая – о безответственном браконьерстве.
Ми-171, на борту которого находились 3 члена экипажа и 8 пассажиров, выполнял рейс по маршруту Бийск - Чемал - Кош-Агач. Машина, принадлежащая авиакомпании "Газпромавиа", вылетела 9 января в 9:00 мск, и в назначенное время - 10:00 - экипаж не вышел на связь. Вертолет был обнаружен 11 января в разрушенном состоянии близ горы Черная. В результате катастрофы погибли семь человек, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин. Четверо, включая вице-губернатора Республики Алтай Анатолия Банных, выжили. По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ - "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Уже известно, что двигатели вертолета работали вплоть до столкновения с землей, но не были включены сигнальные маяки. Специалисты провели опрос всех очевидцев, изъяли с места крушения все необходимые для расследования дела детали и отправили на экспертизу образцы топлива. Именно версия о некачественном топливе, которое привело к катастрофе, была первой из выдвинутых. Но, по предположению экологов и российскими СМИ, охотники решили стрелять с воздуха и потребовали опустить машину, в результате вертолет задел хвостовым винтом землю и потерял управление. По данным издания "Свободная прессса", последние словам, зафиксированные речевым самописцем, были "Ниже! Ниже!" – эти команды, возможно, кто-то из пассажиров отдавал пилотам, чтобы вертолет занял удобное для стрельбы положение.
Пресс-секретарь правительства Республики Алтай Елена Кобзева заявила "Интерфаксу", что находившиеся на борту вертолета могли на законных основаниях охотиться на сибирского горного козла и марала. "У них были лицензии на отстрел двух сибирских горных козлов и одного марала, - уточнила она, подчеркнув, что "лицензия действительна в течение всего периода охоты". Напомним, на марала можно охотиться с 1 ноября 2008 г. по 15 января 2009 года, на сибирского горного козла - с 15 декабря по 15 января. Эти сроки еще в прошлом году были установлены постановлением правительства республики.
Однако экологи считают, что пассажиры незаконно охотились на горных баранов аргали, которые занесены в Красную книгу России и Красную книгу Республики Алтай. На фотографиях с места крушения запечатлены туши убитых животных, сообщила накануне пресс-служба проекта ПРООН/ГЭФ "Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона". По мнению экологов, "одну из туш идентифицировать сложно, поскольку она расчленена", однако другое животное - это самец алтайского горного барана (аргали), "который хорошо определяется по характерным массивным рогам". "Охота на него на территории РФ полностью запрещена, поэтому аргали не является видом, на который могут выдаваться охотничьи лицензии", - напомнили представители организации.
Управление Росприроднадзора по Республике Алтай обратилось в четверг в республиканскую прокуратуру с просьбой провести проверку законности охоты. "Если прокуратура и ее подразделения, которые ведут расследование возбужденного по факту крушения вертолета уголовного дела, установят факт незаконной охоты с применением воздушного судна, то управление Росприроднадзора будет ходатайствовать о возбуждении нового уголовного дела по фактам браконьерства", - сообщил "Интерфаксу" руководитель управления Росприроднадзора Юрий Иванов. По его словам, если подтвердится, что пассажиры разбившегося Ми-171 отстреливали аргали, то за каждое такое убитое животное налагается штраф в размере 300 тыс. рублей. С такой же просьбой обратился в прокуратуру Всемирный фонд дикой природы (WWF). При этом экологи обещают держать на контроле расследование катастрофы. "Мы будем добиваться, чтобы было проведено объективное и тщательное расследование не только катастрофы вертолета, но и факта незаконной охоты", - сказал "Интерфаксу" руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России Михаил Крейндлин. Мы будем пытаться не допустить, чтобы это расследование "замяли", - пообещал он.
В свою очередь замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что результатом прокурорского расследования должна стать ликвидация охотничьей инфраструктуры в Горном Алтае. "Очень жаль, что крушение вертолета повлекло за собой человеческие жертвы, однако необходимо провести тщательное расследование обстоятельств этой катастрофы", - заявил он "Интерфаксу" в четверг. По его данным, в регионе создана целая инфраструктура, которая позволяет охотиться, в том числе, и на животных, внесенных в Красную книгу. "Необходимо провести разбирательство даже не для того, чтобы задавать вопросы, а с тем, чтобы ликвидировать эту инфраструктуру", - считает Митволь.