Глава Почта банка: мы выиграли чемпионат района по картингу, но до "Формулы-1" нам еще далеко
Дмитрий Руденко рассказал "Интерфаксу" о планах роста и трендах в развитии розничного кредитования
Москва. 5 июля. INTERFAX.RU - Почта банк, масштабный проект группы ВТБ и "Почты России", продолжает наращивать географию присутствия в регионах РФ, вступая в конкуренцию с крупнейшими по размеру филиальной сети банками. О планах роста на 2017 год, сотрудничестве с "Почтой России" и трендах в развитии розничного кредитования рассказал в интервью "Интерфаксу" глава банка Дмитрий Руденко.
- Как вы оцениваете развитие банка по итогам прошедших месяцев? Корректировали ли вы свою стратегию?
- В целом, мы развиваемся в соответствии с бизнес-планом, в чем-то его даже опережаем. Банк должен сильно вырасти в этом году. Например, портфель средств физлиц недавно превысил 60 млрд рублей, а к концу 2017 года он должен достичь 140-150 млрд, что позволит практически уравнять его с кредитным портфелем, объем которого ожидается на уровне 170-180 млрд рублей. Мы научились быстро открывать точки в почтовых отделениях, теперь будем учиться управлять постоянно растущей сетью, которая уже стала второй по величине на российском банковском рынке.
- Для роста необходим запас капитала. Банк проводит докапитализацию на 3 млрд рублей, планируете ли еще увеличивать собственные средства в этом году? На какую сумму?
- Бизнес-план на 2017 год предусматривает проведение докапитализации весной и осенью на общую сумму 6,7 млрд рублей. Первая, объемом в 3 млрд рублей, недавно завершилась. Сейчас мы вместе с акционерами готовимся ко второй на порядка 4 млрд рублей.
- Менялся ли размер инфраструктурного платежа в пользу "Почты России"? Называлась цифра 3,3 млрд рублей за 2017 год.
- Он остался без изменений. В январе-мае 2017 года мы выплатили Почте России порядка 850 млн рублей - эта сумма сопоставима с объемом инфраструктурного платежа за весь 2016 год. Он состоит из фиксированной и переменной частей, где фиксированная часть - это количество клиентских центров и окон продаж банка, открытых в отделениях почтовой связи, а переменная - финансовые показатели их деятельности.
- Почему было принято решение выплатить дивиденды за 2016 год?
- Стратегия развития Почта банка предусматривает выплату первых дивидендов только в 2019 году, но так как в прошлом году мы получили прибыль, то решили направить часть средств акционерам уже сейчас. На мой взгляд, это важное решение, оно отражает стремление Почта банка к достижению позитивного финансового результата.
- Представители ЦБ говорили, что регулятор изучает вопрос использования инфраструктуры Почта банка для выдачи карт "Мир" в удаленных населенных пунктах. Можете рассказать, как продвигаются переговоры?
- Пока не хотел бы комментировать ход переговоров. Недавно в Почта банке начался массовый выпуск карт "Мир". Мы хотели бы стать одним из крупнейших эмитентов этой платежной системы и сделаем ставку на сотрудничество с ней. Перенос Почта банком акцента на операции с картами "Мир" вместе с ростом географического присутствия позволит повысить объемы их эмиссии и глубину проникновения среди населения России. До конца этого года мы планируем выпустить более полутора миллионов карт "Мир".
- Как вы будете заполнять те регионы, где мало банковских отделений или нет их вовсе?
- Максимально широкое физическое присутствие - это основа философии Почта банка. К 2023 году мы откроем порядка 26 тысяч точек и охватим каждое второе почтовое отделение России. Они, в свою очередь, зачастую находятся в небольших населенных пунктах, где банки никогда не работали или сворачивают свою деятельность, оптимизируя розничную сеть. "Легкие" форматы работы в отделениях почтовой связи позволяют банку открываться даже в малых городах и на селе. Да, они не слишком привлекательны для классического банковского ритейла, но Почта банку - интересны.
- Обсуждается ли вопрос компенсации присутствия в нерентабельных регионах?
- Нет нерентабельных регионов - есть точки с разной плотностью клиентского потока, и мы учитываем это, формируя адресную программу развития сети и годовой бизнес-план. Почта банк развивается за счет собственной прибыли, вопрос о компенсации работы в том или ином регионе не стоит.
- Какие у вас планы на конец года по банкоматной сети и по точкам продаж?
- Наша сеть уже насчитывает порядка 9 тыс. точек, к концу года их будет 12 тыс. Банкоматная сеть увеличится вдвое - до 4 тыс. машин. Мы продолжаем использовать только ресайклинговые АТМ, а также реализуем проекты, направленные на унификацию банкоматной сети в рамках группы ВТБ. Например, недавно у наших клиентов появилась возможность пополнения счета во всех банкоматах ВТБ 24, работающих на прием наличных. Планируем реализовать аналогичный проект и с ВТБ.
- Сколько вы потратили на открытие точек продаж в 2016-2017 годах?
- Несмотря на то, что форматы работы Почта банка мы называем "легкими" и открытие точек присутствия в почтовых отделениях связано с меньшими затратами, чем открытие классических банковских офисов, эффект масштаба дает о себе знать. Эти расходы неразрывно связаны с подбором и обучением персонала, и если бы Почта банк не развивал сеть настолько высокими темпами, то прибыль по итогам прошлого года была бы примерно в пять раз выше итоговых 1,2 млрд рублей.
- У вас в первом квартале выросли комиссионные доходы. С чем это связано?
- Ключевые драйверы их роста - это увеличение розничной сети, клиентской базы, а также количества коммунальных и иных платежей, совершаемых нашими клиентами. Важную роль сыграло и развитие ДБО. Сегодня мобильным приложением и интернет-банком пользуются порядка половины из четырех миллионов клиентов Почта банка. За первый квартал их проникновение увеличилось в два раза, настолько же фактический объем клиентских платежей в дистанционных каналах (6,5 млрд рублей) превысил плановый показатель.
- Как продвигается сотрудничество с "Почтой России"? Вы переводили их на зарплатный проект.
- Этот процесс постепенно идет, можно сказать, что мы приближаемся к его экватору, и уже в ближайшее время большая часть сотрудников "Почты России" станет зарплатными клиентами Почта банка. Говорю именно о большей части, потому что перевести на наш зарплатный проект всех почтовых служащих невозможно. Останутся люди, которые предпочтут другие банки. К тому же пока мы представлены не во всех регионах России - на сегодняшний день банк охватывает чуть более 70 субъектов РФ.
- Не планируете расширять продуктовый ряд за счет более сложных продуктов, например, ипотеки?
- Мы периодически об этом задумываемся, но пока расширять продуктовый ряд не планируем. Идет экстенсивный рост сети, приходят новые сотрудники, которых нужно обучить продаже тех продуктов и услуг, которые уже есть. Кроме того, значительную часть нашей сети составляют окна продаж с сотрудниками "Почты России". У них, помимо оказания банковских услуг, хватает своих обязанностей, зачем их нагружать еще и совершением ипотечных сделок?
Спрос на базовые финансовые услуги, из которых состоит продуктовый ряд Почта банка, достаточно высокий, поэтому в первую очередь я хочу сфокусироваться именно на них. Вклады, кредиты наличными, текущие счета, денежные переводы - это набор продуктов, который удовлетворяет потребности 90% населения страны в банковских услугах. Возможно, в отдаленной перспективе мы придем к агентской продаже ипотеки или автокредитов, но заниматься всем подряд, наполняя продуктовый ряд сложными продуктами и рискуя оказать клиентам некачественный сервис, мы не будем.
- Почта банк пока не аккредитован при Агентстве по страхованию вкладов для выплат клиентам лопнувших банков. Не планируете получать аккредитацию, чтобы через этот канал наращивать базу фондирования?
- Мы растем сами, естественным путем. Кроме того, в группе ВТБ этот канал уже активно использует ВТБ 24. Также нужно отметить, что к банкам, претендующим на выплату страхового возмещения, предъявляются требования, до выполнения которых нам надо дорасти. Это, в частности, касается открытия касс в каждом регионе присутствия. Наша операционная модель предусматривает отсутствие классических касс, все операции с наличными клиенты совершают с помощью банкоматов.
- Как банк прошел изменение шкалы полной стоимости кредитов, при которой применяются повышенные коэффициенты риска при расчете достаточности капитала? Снижали ли ставки по кредитным продуктам?
- Мы не снижали ставки по кредитам - они и так достаточно низкие. Ценообразование по наиболее рисковому клиентскому сегменту не подходило под новую калибровку регулятора, поэтому Почта банк просто перестал его кредитовать.
- Лето банк несколько лет назад создал микрофинансовую организацию. Что вы планируете с ней делать?
- Сейчас она находится в процессе ликвидации, потому что Почта банку МФО не нужна. Для закредитованных заемщиков МФО остается единственной возможностью получить деньги, когда все банки им уже отказали, но для клиентского сегмента, на который мы ориентируемся, микрофинансовая организация является синонимом ростовщичества. Поэтому было принято решение о ее закрытии.
- Можете оценить качество старого кредитного портфеля и новых выдач?
- Я бы не стал их сравнивать, потому что сравнение получится не совсем корректным. Лето банк был кредитным монолайнером, ориентировался на нижнемассовый клиентский сегмент и отличался высоким аппетитом к риску.
Почта банк - это принципиально другая история. Мы строим универсальный розничный банк. Развитие сети в рамках почтовой инфраструктуры вместе со снижением ставок в начале 2016 года позволило нам привлечь клиентский поток "Почты России", который отличается высоким качеством. Почта банк подходит к кредитованию куда более консервативно, чем его предшественник, скоринговая машина работает жестко. Новым поколением выдач и показателями риска по портфелю мы довольны.
Кроме того, мы не гонимся за размером кредита. Коллеги по цеху часто выдают кредиты по миллиону рублей и больше. Конечно, портфель набирается быстро, но заемщику такой кредит очень сложно обслуживать - его сумма практически сопоставима с ипотекой, но ставка в полтора раза выше. Это сильно давит на клиента. Я считаю, что несколько маленьких кредитов предпочтительнее одного большого. В Почта банке средний размер кредита наличными составляет около 180 тыс. рублей.
- ЦБ изучает возможность введения для банков показателей долговой нагрузки заемщиков - DTI или PTI. Насколько это поможет банкам с точки зрения управления рисками и заемщикам с точки зрения управления своим долгом?
- Банки и сейчас стараются просчитывать оба этих показателя. Мы тоже используем методики, которые помогают определить долю платежа в доходах клиента. Вот только заемщикам, причем я говорю о рынке в целом, это не всегда помогает, поскольку далеко не все могут взвешенно оценивать собственные финансовые возможности и допустимую для себя кредитную нагрузку.
В результате банки регулярно получают кредитные заявки от заемщиков, которые одновременно обслуживают сразу несколько кредитов, не допуская при этом просрочки. Как вы думаете, это "хорошие" клиенты? С точки зрения БКИ - да. Кредитов берут много, гасят их вовремя. Но если внимательно посмотреть кредитную историю, то станет понятно, что каждый следующий кредит идет на погашение предыдущего. То есть это практически пирамида, а любая пирамида рано или поздно обрушится - стоит лишь получить отказ в очередном кредите. Почта банк таким клиентам отказывает. Я считаю, что не выданный кредит лучше займа, выданного закредитованному клиенту.
- А если ЦБ обяжет банки использовать эти индикаторы?
- Будем использовать.
- Насколько серьезно это повлияет на выдачи кредитов и уровень одобрения по ним?
- Многое будет зависеть от деталей и формулировок. Не думаю, что введение данного инструмента существенно скажется на выдачах кредитов. Во всяком случае, это касается ведущих игроков.
- Банкиры признают, что пик кризиса в розничном кредитовании миновал. С какими проблемами могут столкнуться банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании, в ближайшие 1-2 года?
- Сегодня на банковском рынке ужесточается ценовая конкуренция, снижаются ставки по кредитам и депозитам. Небольшим игрокам будет сложно ее выдержать из-за высокой стоимости фондирования. Это, на мой взгляд, ключевой вызов для рынка сегодня. В то же время, конкуренция с лидерами - дело непростое вне зависимости от размера банка. Сужу об этом, исходя из собственного опыта.
Мы - молодой, растущий банк. Если у нас получается в чем-то конкурировать с гигантами рынка - уже хорошо, хотя задачи такой нет. Я люблю сравнивать эту ситуацию с автогонками. Можно сказать, что мы выиграли чемпионат района по картингу, но до "Формулы-1" нам еще далеко. Чтобы подняться до таких высот, предстоит пройти сложный путь. Но мы к этому готовы.