Альфонсо Дастис: наше приглашение к диалогу по суверенитету над Гибралтаром остается в силе

Министр иностранных дел Испании разъяснил позицию Мадрида по Гибралтару в условиях Brexit

Альфонсо Дастис
Фото: DPA/ТАСС

Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Министр иностранных дел Испании, прибывающий с визитом в Москву, дал эксклюзивное интервью руководителю редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой, в котором разъяснил позицию Мадрида по Гибралтару в условиях Brexit, рассказал о военном присутствии испанских военных в Латвии, о намерении своей страны развивать сотрудничество в сферах, не тронутых санкциями и заверил, что Россия может рассчитывать на помощь испанских компаний при подготовке к ЧМ.

- Господин министр, какое значение вы придаете своему предстоящему визиту в Москву? Является ли он подготовкой к контактам на высшем уровне, когда такие могли бы осуществиться? Может ли до конца года осуществиться визит премьер-министра Испании Мариано Рахоя в Россию?

- Обе наши страны работают в рамках подписанного в 2009 году Договора о Стратегическом сотрудничестве, который устанавливает режим благоприятствования в самых разных сферах: политической, экономической, культурной. В этом году наши контакты имеют особое значение, поскольку мы отмечаем 40-летие восстановления дипломатических отношений. И мой приезд в Москву вписывается в рамки этого Договора и является продолжением целого ряда мероприятий и недавних визитов высокого уровня, как например, закрытие перекрестного Года туризма в Санкт-Петербурге или визит председателя сената Испании Пио Гарсия-Эскудеро, которые свидетельствуют о стратегическом характере наших взаимоотношений, о чем я только что упомянул. Скажу также, что в ходе моего визита я подпишу с моим российским коллегой план проведения консультаций между нашими министерствами на ближайшие два года.

Мой визит имеет также важную экономическую составляющую. Наши двусторонние экономические и торговые связи обладают огромным потенциалом и нам хотелось бы продолжать укреплять их. Присутствие министра экономического развития на открытии в декабре прошлого года высокоскоростной ж/д линии Москва-Варшава-Берлин, недавнее проведение в Москве очередного заседания Смешанной межправительственной комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству с участием министра энергетики, туризма и цифровых технологий Испании, визит в нашу страну в мае министра транспорта Российской Федерации являются знаковыми событиями, свидетельствующими о том, что власти наших стран заботятся о будущем развитии деловых связей, к которым стремятся испанские и российские предприятия.

- Недавно, буквально в канун вашего визита в Москве состоялось заседание межправительственной комиссии двух стран. Насколько правительство Испании стимулирует свой бизнес к развитию отношений с Россией, есть ли возможности обходить санкции? И оказывает ли Мадрид поддержку испанским компаниям, желающим участвовать в проекте "Новатэка" по сжижению газа "Арктик СПГ-2", рассматривается ли опция получения доли в проекте испанской стороной, и трейдинге СПГ?

- Разумеется, испанское правительство поощряет стремление наших компаний работать в России в широком поле возможностей, которое не затронуто санкциями, наложенными ЕС на Россию и где нет эмбарго, которое Россия наложила на импорт определенных продуктов из еврозоны в качестве ответной меры. Россия имеет огромный и перспективный рынок. Так же как Испания, Россия смогла преодолеть экономический спад и вышла из кризиса в определенном смысле окрепшей. И это не единственное сходство между нашими странами, которое можно отметить в нынешней ситуации. Экономики наших стран имеют сравнимый вес и занимают высокие места в мировом рейтинге: российская экономика находится на 12 месте, а испанская – на 14. Добавим к этому, что Россия и Испания имеют стратегическое расположение, дающее им доступ к самым крупным рынкам. Кроме того, Россия с ее гигантскими просторами является ключевой страной Евроазиатского Экономического Союза (180 миллионов потенциальных потребителей) и основной частью больших коридоров, соединяющих Восток с Западом благодаря различным международным инициативам, как например, Один пояс – один путь (OBOR), охватывающей так называемые страны Шелкового Пути.

Что касается проекта Новатэк, о котором Вы спросили, его предложили и развивают в соответствии с частной инициативой и его продвижение никогда не было связано с государственным участием.

- Через несколько дней после вашего визита в Москву в Латвии на военной базе Адажи, а именно в 200 км от российской границы, будет развернута основная часть испанского контингента и 80 единиц бронетехники в рамках тактической миссии НАТО. Это будет первое участие Испании в заграничной миссии со времен Голубой дивизии (1941-1943 годы). От какой угрозы Испания собирается защищать Латвию? Усматривает ли Мадрид угрозу для себя со стороны России? Не причинит ли активность испанских военных вреда двусторонним отношениям, по вашему мнению?

- Так называемое "Усиленное передовое присутствие" является мероприятием, проводимым НАТО на территории четырех стран-членов, организованное в соответствии с международными обязательствами Североатлантического Альянса, в том числе, в соответствии с договором НАТО-Россия. Наши силы, развернутые в Латвии, взаимодействуют с силами этой страны, обучают их и проводят совместные маневры, чем способствуют улучшению оперативного взаимодействия и отвечают требованию НАТО по обеспечению круговой обороноспособности на 360 градусов.

- В минувшем году можно было наблюдать неоднозначную ситуацию с попыткой российских военных кораблей, направлявшихся в Сирию, дозаправиться в Испании, в частности в порту Сеуты. Будут ли все подобные обращения России сопровождаться докладом о них в НАТО и ЕС? При каких условиях России может быть отказано в дозаправке ее кораблей?

- Уже много лет российские военные суда совершают заходы в порты Испании. Речь всегда идет о рутинной практике мореплавания: суда заходят в порты для пополнения запасов и для отдыха экипажей. Корабли никогда не заходят в порты для выполнения военных миссий, будь то маневры или какая-либо иная операция. Разрешения на заходы получают в каждом отдельном случае, с учетом характеристики судна, исходя из критериев безопасности для окружающей среды, населения и самого порта.

Разрешения на заходы судов в порты выдаются при полной прозрачности и с учетом общественного мнения страны, а также союзников и партнеров Испаниии.

- Какой вы видите роль России в сирийском урегулировании и заодно вопрос о ситуации в государстве, которое гораздо ближе к Испании. Какую роль своей страны и России вы видите в урегулировании в Ливии? Насколько позиции двух стран близки? И есть ли контакты у Мадрида с генералом Хафтаром?

- Россия - ключевой игрок для разрешения сирийского конфликта, что показывает выдающаяся роль, которую она играет в переговорах в Астане, где недавно была запущена инициатива о создании зон деэскалации в Сирии.

Испания приветствует процесс в Астане и считает его очень полезным уже потому, что удалось усадить за стол переговоров различные противоборствующие силы (за исключением террористов) и снизить уровень насилия на сирийской земле. Без сомнения, это будет способствовать созданию климата, благоприятствующего политическому диалогу на процессе в Женеве под эгидой ООН.

Испания уверена, что положить конец этой ужасной войне является моральной ответственностью всего мирового сообщества и что достичь этого можно лишь политическим путем. Нас очень беспокоит гуманитарная обстановка в Сирии и мы считаем, что гуманитарная помощь должна доходить до всех населенных пунктов, где она требуется населению.

Ливия расположена в зоне Магриба – это для нашей страны стратегический регион. Так же как и Россия Испания поддерживает посредничество ООН и политический договор в Ливии. Полагаем, что решение нынешнего кризиса может быть только политическим. Испания выступает за единую и суверенную Ливию и поэтому весьма озабочена необходимостью консолидации разрозненных в настоящее время ливийских сил.

- Испанские власти выступали с жесткими заявлениями по поводу будущего Гибралтара после выхода Великобритании из ЕС. Остается ли в силе условие о необходимости достичь соглашения с Лондоном о совместном суверенитете над этой территорией, что позволило бы Гибралтару сохранить доступ на единый рынок ЕС? При этом Лондон заявляет, что никаких переговоров о суверенитете Гибралтара без решения его жителей быть не может. Готов ли Мадрид согласиться с идеей референдума на Гибралтаре? И в целом каким вам видится выход из тупика?

- Прежде всего, считаю уместным вкратце сказать о международном юридическом статусе Гибралтара. Речь идет о британской колонии, о территории не имеющей автономии, которая фигурирует в списке территорий подлежащих деколонизации, составленном ООН. ООН неоднократно указывала, что такая деколонизация должна быть достигнута путем переговоров между Великобританией и Испанией, а это именно то, к чему стремится Испания. В свете Брексита и того ущерба, который он способен нанести Гибралтару и соседнему с ним испанскому округу Кампо де Гибралтар, Испания предложила Великобритании возобновить переговоры по Гибралтару на основе справедливой и честной инициативы создать для Гибралтара режим совместного суверенитета, что позволило бы продолжить распространению законодательства Евросоюза на Гибралтар. С нашей стороны было сделано приглашение начать переговоры, мы не хотим и не можем навязывать их. Наше приглашение к диалогу остается в силе и сейчас. Вместе с тем, Европейский Совет уже утвердил основные направления переговоров по Брексит’у. Относительно Гибралтара, в них четко сказано, что выход Великобритании из ЕС влечет за собой также исключение Гибралтара и что как только Великобритания покинет Евросоюз, к территории Гибралтара будет неприменим ни один договор между ЕС и Великобританией, если не будет заключено соответствующее соглашение между Королевством Испании и Соединенным Королевством.

Поскольку Гибралтар является не чем иным как колонией под британским суверенитетом, возможные переговоры должны вестись между Великобританией и Испанией, как на то указывает также ООН. Посему, для референдума нет места, а тот референдум, что был проведен в 1967 г. Великобританией был осужден ООН в резолюции Генассамблеи 2353 (XXII), как противоречащий положениям этой организации. В свете всего вышесказанного, сама ООН указывает, что интересы жителей Гибралтара, соответствующие Международному Праву, должны быть приняты во внимание. И для того, чтобы прийти к согласию, мы могли бы договориться о том, что в состав британской делегации на переговорах были бы включены представители гибралтарцев.

Так что, как видите, вовсе не Испания заводит ситуацию в тупик.

- В последнее время в Испании было задержано несколько россиян, подозреваемых в хакерстве. Ожидаете ли вы, что данная тема будет подниматься на переговорах в Москве и какое влияние может ваше ведомство оказать на разрешение данных ситуаций к взаимной выгоде с точки зрения дипломатии?

- В этой связи могу сказать, что Испания действует на основе существующих договоров, в соответствии с изложенными в них принципами. Мы придаем огромную важность международному юридическому сотрудничеству.

- В 2018 году в России пройдет мировое первенство по футболу. Считаете ли вы, что ему может грозить международный или односторонний бойкот?

- Проведение у себя мирового первенства по футболу всегда представляет для страны серьезный вызов, так как приходится заниматься решением бесчисленного множества вопросов: от создания инфраструктуры до организации перемещения больших масс людей, обеспечения безопасности и логистики. Я хочу отметить в этой связи, что Россия предпринимает большие усилия на этапе подготовки к чемпионату и мы желаем вашей стране больших успехов в этом деле. Россия может рассчитывать на нашу помощь в этой работе, на наши компании, у которых имеется богатый опыт в этой сфере.