В России задумались о повышении утильсбора на дорожно-строительную технику

Москва. 5 июня. INTERFAX.RU - В России обсуждается повышение утильсбора на дорожно-строительную технику (ДСТ), сообщает в понедельник газета "Коммерсантъ" со ссылкой несколько источников, знакомых с ситуацией.

Сбор был введен в 2016 году, и импортеры ДСТ не раз жаловались, что методология расчета приводит к "сильным перекосам" цен. Действующие ставки, пояснили собеседники издания среди импортеров, завышены, и это может привести к исчезновению с рынка некоторых сегментов ДСТ. Как отмечает источник газеты, на публичных слушаниях в Минпромторге импортеры поднимали вопрос о снижении ставок утильсбора, но их аргументы не изменили ситуацию.

В частности, импортеры настаивали на отдельной категории сбора для не выпускающихся в РФ микроэкскаваторов (1-5 тонн) и мини-экскаваторов (5-10 тонн). Сейчас эта техника считается легкими экскаваторами со ставкой 600 тыс. руб., и при ввозе микроэкскаваторы дорожают на 70%, а мини-экскаваторы - на 35% (по данным газеты, компании предлагали снизить сбор до 38 тыс. и 75 тыс. руб. соответственно). Аналогичная ситуация с шарнирно-сочлененными самосвалами, утильсбор (3,36 млн руб.) составляет 11-13% от стоимости. Источник издания полагает, что его разумно снизить до 3% (от 750 тыс. до 1,05 млн руб.). Также существующая разбивка таких самосвалов по массе не выделяет категории техники, не производимые в РФ, где удорожание максимально, а группа самосвалов от 80 до 350 тонн слишком широка, и Минпромторгу предлагалось разбить эту группу на три.

Кроме того, импортеры считают нецелесообразным деление ДСТ на группы по совокупному критерию массы и мощности, поскольку часто по массе машины попадают в одну группу, а по мощности - в другую, с разными коэффициентами утильсбора. Компании предлагают отдавать приоритет эксплуатационной массе. Трубоукладчики (20-50 тонн) сначала классифицировались по конструкционной массе, а в качестве критерия сбора выбрали максимальную технически допустимую, и все категории попали в максимальную группу (14% утильсбора). Гусеничные краны и вовсе классифицируются по коду трубоукладчиков, а их описание соответствует самоходным кранам. Импортеры просили "внести ясность", но действий от Минпромторга не добились, сказал собеседник издания.

По данным министерства, импорт дорожно-строительной техники в РФ в первом квартале вырос на 71,5%, до 22,9 млрд руб.

В Минпромторге сказали, что проекты изменений в постановление об утильсборе "в части корректировки ставок и изменения механизмов утильсбора" в министерстве отсутствуют, добавив, что "неоднократно предоставляли ответы по вопросам применения механизма взимания утильсбора как импортерам, так и прочим организациям". Кроме того, министерство отдельно заметило, что в РФ делают шарнирно-сочлененные самосвалы грузоподъемностью 20 и 33 тонны на "Петербургском тракторном заводе" и "Промтракторе" соответственно.

Издание отмечает, что отечественные производители, в отличии от экспортеров, не против повышения сбора. У них более выгодное положение: как и в автопроме, российские компании получают "промышленные субсидии" (на НИОКР, энергоресурсы и т. п.), которые де-факто компенсируют утильсбор, хотя официально сбор и субсидии не связаны.

Так, помощник главы отраслевой ассоциации "Росспецмаш" (включает российских производителей ДСТ) Вячеслав Пронин заявил газете, что считает повышение утильсбора целесообразным, поскольку текущие ставки готовились на основе цен 2014 года. "С тех пор случились девальвация рубля, инфляция, цены на импорт выросли примерно на 40%, на отечественную продукцию - в среднем на 10-12%", - сказал он, добавив, что корректировка цен действительно необходима. При этом, по словам Пронина, не имеет смысла создавать дискриминацию и снижать утильсбор для продукции, которая не выпускается на внутреннем рынке.

Новости