Посол Израиля в Москве: перенос посольства США в Иерусалим станет правильным шагом

Гарри Корен рассказал о перспективах арабо-израильского урегулирования

Фото: ТАСС, Валерий Шарифулин

Москва. 31 марта. INTERFAX.RU - Посол Израиля в Москве Гарри Корен рассказал в интервью дипломатическим корреспондентам "Интерфакса" Головановой Ольге и Морозовой Дарье о перспективах арабо-израильского урегулирования, об оценке Израилем механизма взаимодействия между российскими и израильскими военными в Сирии, а также об обеспокоенности присутствием Ирана в этой стране.

- Как Израиль оценивает взаимодействие с российскими военными по предотвращению инцидентов в Сирии? В свете недавних событий и довольно критических заявлений с обеих сторон могло показаться, что между Израилем и Россией наблюдаются разногласия по Сирии. Прокомментируйте эту ситуацию с учетом иранского фактора в регионе.

- Мы вполне довольны существующим механизмом по предотвращению инцидентов с Россией в Сирии, он доказывает свою эффективность. Подчеркну, у нас не было и не будет никаких негативных намерений в отношении России в этой связи. Этот механизм позитивный и правильный, надеемся, что он продолжит так же функционировать и в будущем.

Что касается Ирана, то, во-первых, есть соответствующие выступления премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, и до своей недавней поездки в Москву, и после нее, и в ходе недавнего визита в Китай. Он повторял, что для Израиля в отношении присутствия Ирана и его союзника "Хезболлы" в Сирии есть определенные так называемые "красные линии", которые нельзя пересекать.

Во-первых, речь идет о передаче "Хезболле" передового вооружения. Эта организация и так вооружена до зубов. Российские эксперты понимают, что есть определенные виды военной техники, которые, действительно, могут существенно изменить не только баланс сил в регионе, но и повысить аппетит "Хезболлы" к провоцированию конфликта с Израилем.

Во-вторых, - это ситуация на Голанских высотах в Сирии: оттуда случаются преднамеренные или непреднамеренные обстрелы нашей территории из определенных видов вооружений. Израильская армия не оставляет это без ответа. Но если ситуация изменится, и кто бы то ни был - "Хезболла", иные шиитские милиции и тем более Иран - начнут создание второго фронта на Голанских высотах, то для Израиля ситуация станет неприемлемой. В этом случае мы будем действовать без какой-либо задержки.

- В отношении иранского проникновения в Сирию есть ли взаимопонимание с Россией в отношении этих "красных линий"?

- Определенные вещи в этой связи обсуждались и продолжают обсуждаться с нашими российскими коллегами. Я не знаю, насколько иранское проникновение в Сирию полезно для России, но я говорю о защите израильских интересов. Иранское присутствие создает явную угрозу интересам национальной безопасности Израиля, и мы сомневаемся, что это может соответствовать российским интересам.

- То есть Израиль в случае необходимости готов к проведению военных операций против "Хезболлы" и других проиранских формирований для обеспечения своей безопасности на территории третьих стран, в том числе в Сирии?

- Если будет реальная угроза, то, видимо, да. Иранский режим всегда был заинтересован в поддержке Сирии и "Хезболлы", использовании их как эффективного прокси (проводник, союзник - ИФ), который создает угрозу Израилю, выполняя функцию по сдерживанию. В прошлом для поддержки "Хезболлы" в аэропорты Дамаска и Бейрута направлялись десятки рейсов с ракетами и другими опасными видами вооружений. Сегодня это делается иначе. Так что для нас это было и остается не абстрактной угрозой.

- Есть ли у Израиля конкретные основания под утверждениями о планах Ирана построить военно-морскую базу в Сирии?

- Иран показал, что когда он ставит перед собой какие-либо цели, то довольно эффективно их достигает. На Ближнем Востоке видно, что Тегеран ставит перед собой региональные задачи и старается их реализовать. Были бы эти задачи мирными, то такой порт никому бы не мешал. Но иранский режим открыто говорит об уничтожении Израиля, выставляя на парадах ракеты, на которых написаны угрозы в наш адрес. Кроме того, даже в прессу несколько месяцев назад просочилась информация о визите сирийского премьер-министра в Тегеран, в ходе которого обсуждались планы иранского содействия в восстановлении экономики Сирии, в рамках которых Дамаск передаст Ирану порт. Нам кажется, что существование подобного порта и тем более военно-морской базы не будет отвечать и российским интересам.

- Насколько серьёзно воспринимают в Израиле новые пуски баллистических ракет Тегераном? Считаете ли Вы, что международное сообщество должно отреагировать на это?

- Да, существуют некоторые разногласия в толковании резолюции СБ ООН. Наверное, эта резолюция не могла быть принята в более жесткой форме. Таким образом создалась лазейка, которая позволяет Ирану продолжать испытания баллистических ракет. Думаю, что эксперты понимают, что это за ракеты, на что они способны. Но самое главное, это показывает, какие есть намерения у Тегерана. Страна, которая развивает ракеты дальнего радиуса действия, имеет вполне определенные намерения. Совокупность воинственной риторики иранских лидеров и развития баллистических ракет вполне объясняет, почему Израиль так серьезно воспринимает эти новые ракетные испытания. Тем более что Иран ранее занимался созданием военной ядерной программы, а вполне возможно, и сейчас продолжает тайно работать над ней. К сожалению, ракетная программа была вынесена за скобки СВПД.

- Вашингтон некоторое время назад заявил о необходимости выйти из СВПД с Ираном. Израиль эту точку зрения разделяет?

- Израиль, как известно, выступал против заключения соглашения по иранской ядерной программе еще до подписания документа, и по сию пору у нас остается немало сомнений в его эффективности.

Сейчас мы соглашаемся с нашими партнерами, в том числе и с Россией и США, в одном: в необходимости эффективного контроля над исчерпывающим и полным исполнением всех пунктов договоренностей.

Мы предлагаем не доверять Ирану, даже если кажется, что большая часть его обязательств уже выполнена. Тегеран в прошлом показал, что доверять ему не стоит.

Наш критический подход к соглашению полностью совпадает с позицией новой администрации США. Кстати, надо добавить, что госдепартамент США ежегодно публикует доклад по тематике терроризма. В нем Иран постоянно фигурирует как государство, оказывающее поддержку международному терроризму. И это подчеркивает тот факт, что агрессивная политика Тегерана, о которой я говорил выше, адресована отнюдь не только Израилю.

- Израиль, как сообщалось, планирует проведение самых крупных в своей истории учений ВВС – Blue Flag в сентябре текущего года, с чем связано проведение таких масштабных мероприятий и кого предполагается привлечь к этим учениям?

- Подтверждаю, что было дано сообщение о проведении учений ВВС – Blue Flag в Израиле в сентябре 2017 года. Учения такого рода проводятся не впервые, в этот раз ожидается участие представителей США, Греции, Польши, Франции, Германии, Италии, Индии.

У наших западных коллег есть большой интерес к опыту израильских ВВС, тем более что Израиль сейчас более плотно работает со странами НАТО, и мы совсем недавно открыли наше представительство в Брюсселе.

- Просматриваются ли на данный момент перспективы продвижения в урегулировании застарелого палестино-израильского конфликта? Считаете ли Вы жизнеспособной идею Москвы о поведении прямой встречи Нетаньяху и Аббаса в Москве?

- В жизни всегда могут быть приятные сюрпризы. Надежду на урегулирование кризиса терять нельзя. Мы благодарны российской стороне за ее предложение о проведении встречи в Москве. Премьер-министр Израиля Нетаньяху неоднократно заявлял, что будет готов к подобной встрече в Иерусалиме, Рамалле, любом другом месте, но без предварительных условий с палестинской стороны.

Возможность такого контакта в большей степени зависит от палестинской стороны, которая уверена, что выбранная ею стратегия наиболее эффективна. Палестинское руководство все еще предпочитает разрешение конфликта при помощи диктата международного сообщества. Например, в виде новых резолюций ООН или международных конференций. Палестинцы не хотят задаваться вопросом о реальной пользе таких действий.

- На днях стало известно о визите лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса в Москву 11 мая. То есть, с учетом того, что вы сказали, правильно ли понимать, что контакт двух лидеров в ближайшее время состояться не может?

- Я не могу предугадать, ситуация на Ближнем Востоке меняется очень быстро. Не хотелось бы давать отрицательный прогноз, но пока ситуация развивается так, как сейчас, эта встреча (главы Палестинской автономии М.Аббаса и премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху – ИФ) в ближайшее время маловероятна.

- Как вы оцениваете роль Москвы на нынешнем этапе урегулирования арабо-израильского конфликта? Надеется ли Израиль, что новая американская администрация может придать импульс разрешению кризиса?

- Роли Москвы и Вашингтона не взаимоисключающие. Напомню, что существует международный квартет посредников для решения палестино-израильского конфликта, так как все понимают, что одной стороне не так легко решить этот кризис. Сегодня, как уже говорил Б.Нетаньяху, существенный вклад в решение кризиса могут также сделать наши соседи, умеренно настроенные суннитские государства, которые, даже если продолжают заявлять об этом, прекрасно понимают, что палестино-израильский конфликт нельзя считать так называемым "корнем нестабильности" на Ближнем Востоке. Раньше конфликт был удобен как арабским странам, так и Советскому Союзу. Тогда наличием этого конфликта объясняли положение дел на Ближнем Востоке. Сегодня все понимают, что ситуация значительно усложнилась. Даже если мы завтра подпишем соглашение с палестинской стороной, положение в регионе не изменится. Военные конфликты в Сирии, Ираке, Йемене и Ливии, скорее всего, будут продолжаться.

Что касается США, то в последнее время мы ведем достаточно активную работу с новой администрацией, проводятся встречи, отрабатываются определенные формы взаимодействия, выясняются позиции. Это, скорее всего, значит, что администрация президента США Дональда Трампа собирается активно проявить себя в урегулировании конфликта. Мы это приветствуем.

- Насколько серьезно сейчас рассматривается возможность переноса посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим?

-С этой инициативой выступал президент Трамп в ходе своей предвыборной кампании, а также в представители его администрации. Мы говорим: "Дай бог!". Нам кажется, что это правильный шаг. Подождем еще пару недель.

- То есть вы считаете, что этот вопрос может быть решен в течение пары недель?

- Сейчас состоялось утверждение нового американского посла в Израиле в Сенате. То есть первый важный этап прошел успешно. Полторы недели назад состоялся визит спецпредставителя США в Израиль. Я думаю, что вскоре нужно ждать каких-то сообщений и заявлений. Не берусь сказать, будет ли там говориться о переносе посольства в Иерусалим, но это одно из первых дел, которое предстоит решить новому президенту США. Важно отметить, что сам город уже готов к этому, тем более в этом году мы отмечаем 50 лет с момента объединения Иерусалима.

- Как вы оцениваете нынешний уровень и перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Израиля и России?

- Конечно, мы работаем над тем, чтобы торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество Израиля и России укреплялось и развивалось. Отмечу, что, несмотря на некоторый спад, вызванный особенностями экономической ситуации и волатильностью валютных курсов, физический объем торговли почти не менялся. Приведу в пример весьма позитивную новость: по итогам последнего квартала 2016-го в сравнении с тем же периодом предыдущего года объем товарооборота поднялся на 23%. Отличная динамика!

Хотелось бы верить, что эта позитивная динамика не просто сохранится, но и покажет рост. А показатели товарооборота, которые в последние годы колеблются в диапазоне 2- 2,5 млрд. долларов, превысят в обозримом будущем отметку в 3 млрд. долларов.

Кроме того, между нашими странами существует эффективный механизм взаимодействия - межправкомиссия, которую возглавляет с российской стороны вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, а с израильской - министр Зеэв Элькин. По этому треку у нас вырисовывается выход на пару соглашений, и в частности, совместные проекты по молочному животноводству. Я надеюсь, что смогу дать вам более существенную информацию на этот счет к июню.

Первый визит наших экспертов в Россию по этому вопросу уже состоялся, они посетили Татарстан. Второй раунд переговоров намечен на конец мая – начало июня. Помимо сельского хозяйства, также существует интерес к сотрудничеству в сфере здравоохранения.

- Когда, на ваш взгляд, может быть создана зона свободной торговли между Израилем и ЕАЭС, о чем уже давно идут переговоры?

- Тематика создания зоны свободной торговли с ЕАЭС зависит не только от Израиля и России. Если бы это было бы так, то соглашение было бы подписано "уже вчера". Здесь более сложные переговоры, поэтому для продвижения понадобится еще год–два. Подчеркну, намечается сотрудничество не только в торговле и инвестициях, но также и в сфере услуг.

Возвращаясь к успехам в двусторонних экономических отношениях Израиля и России, отмечу, что в 2016 году была успешно завершена работа по обеспечению правовой базы для создания "зеленого коридора". Мы уже сделали многое для облегчения таможенных процедур, и это упростит, ускорит и стимулирует торговый оборот между нашими странами.