2008: Нелетная погода
Уходящий год приучил всех быть готовыми к бесконечным задержкам рейсов, аэропортовым склокам: отрасль за 12 месяцев пережила сразу два кризиса, сперва резкий скачок топлива, а затем и мировой финансовый. Выжить в 2009 г. будет очень сложно
Москва. 31 декабря. INTERFAX.RU - Прошлый, 2007 год был на редкость успешным для авиакомпаний - рекордные показатели по числу перевезенных пассажиров, рекордные прибыли, масштабные планы на будущее. Российские перевозчики разместили крупные заказы на иностранные лайнеры, ожидая в ближайшей перспективе роста спроса на пассажирские перевозки.
Однако 2008 год поставил под сомнение не только долгосрочные планы авиакомпаний, но и в целом существование большего числа из них.
В уходящем году отрасль авиаперевозок перенесла сразу два кризиса, плавно сменивших друг друга: сначала был резкий скачок стоимости топлива, а к сентябрю, когда цены начали стабилизироваться, нежданно-негаданно разразился мировой финансовый кризис. Перевозчики "посыпались", даже не дождавшись настоящего кризиса ликвидности - в конце августа - начале сентября. Неожиданно "встал" альянс AiRUnion и более мелкие авиакомпании.
Финансовый кризис, в условиях которого компании уже не могут привлечь средства на обеспечение перевозок, довершил начатое. Без господдержки, слияний и поглощений в следующем году авиаперевозчикам не обойтись. Правительство уже определило критерии компаний, которые смогут рассчитывать на госсредства - спасать будут только крупнейшие.
Тревожные симптомы
В первом полугодии российские авиакомпании продолжали наращивать объемы авиаперевозок - результат первых шести месяцев показал рост на уровне 22%, или 22,85 млн перевезенных пассажиров. Видимых ухудшений ситуации на российском рынке перевозок еще не произошло - компании продолжали выполнять летние рейсы на деньги, вырученные от продажи авиабилетов.
Между тем, к этому моменту стоимость керосина - а это основная статья расходов авиаперевозчиков - выросла на 70% по сравнению с прошлым годом. Руководители профильных ведомств заговорили о необходимости принятия срочных мер, которые бы способствовали снижению стоимости топлива.
"Прогнозы, которые дают эксперты, начинают вызывать серьезные опасения", - заявлял тогдашний глава Росавиации Евгений Бачурин. В числе мер, которые должны были быть внедрены, назывались борьба с монополизмом топливозаправочных комплексов (ТЗК), а также тарификация их услуг.
Глобально глава ведомства призывал к плановому увеличению производства керосина в стране, что уменьшило бы его дефицит на рынке. А эксперты в авиаотрасли настаивали на необходимости создания биржи для торговли нефтепродуктами.
К сентябрю, когда стоимость нефти постепенно поползла вниз, ни одна из этих мер так и не была принята, а головной боли у чиновников значительно прибавилось.
"Домодедово" не заправляет
С начала августа стали поступать единичные сообщения о том, что компании альянса AiRUnion - "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ) и "Самара" - не выполняют ряд рейсов, пытаясь в режиме он-лайн рассчитываться с поставщиками топлива и аэропортами.
О том, что ситуация более серьезна, чем предполагалось, стало известно 20 августа, когда из московского аэропорта "Домодедово" не смог вылететь ни один рейс AiRUnion - беспрецедентное событие для российской авиации. Причиной послужила задолженность AiRUnion перед контрагентами, которые отказывались обслуживать и заправлять самолеты авиакомпаний, не имея гарантий по возврату средств.
На следующий день самолеты снова не поднялись в воздух, спровоцировав цепную реакцию задержек в регионах - вылета ожидали уже более 2,5 тыс. человек. К вечеру 21 августа проблема временно была разрешена - для этого потребовалось вмешательство чиновников на высшем уровне, а также госкорпорации "Ростехнологии", которая должна была стать собственником альянса со стороны государства. Под гарантии "Ростехнологий" было решено выделить тот объем топлива, который позволил бы долетать еще несколько дней.
Последовали разъяснения Росавиации. Ведомство заявило, что накопившиеся долги альянса не позволяют ему нормально функционировать - деятельность перевозчиков AiRUnion будет остановлена с началом зимней программы. Тем временем перевозки пассажиров должны будут взять на себя другие авиакомпании, встав на те направления, которые и ранее считали "лакомым кусочком".
Как подсчитали "Ростехнологии", кредиторская задолженность альянса на конец лета оказалась неподъемной и составила $1 млрд.
От банкротства к укрупнению
Вариант с запуском процедуры банкротства в "КрасЭйр", "ДАЛ" и "Самаре" всерьез обсуждался вовлеченными в разрешение ситуации сторонами. За банкротство выступали "Ростехнологии" и чиновники профильных ведомств, высшее руководство страны и кредиторы заявляли о недопустимости такого сценария.
Найденное в итоге решение оказалось неожиданным: "Ростехнологии" и правительство Москвы сообщили, что приступают к созданию крупного перевозчика, который объединит флот и маршрутные сети ряда государственных авиакомпаний. Помимо альянса AiRUnion, авиахолдинг должен включить компанию правительства Москвы "Атлант-Союз", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток Авиа".
Контрольный пакет акций авиакомпании будет закреплен за госкорпорацией "Ростехнологии". Решение принято по согласованию с правительством.
Главный вопрос - кто будет платить по долгам AiRUnion - так и остался в подвешенном состоянии. Лишь в ноябре представители "Ростехнологий" заявили, что платить по чужим долгам не собираются. "Все кредиторы знали кредитные риски компаний. Кредитные риски имеют обыкновение материализовываться - что и произошло", - заявил Михаил Мошиашвили, который займет пост исполнительного директора новой компании.
Кроме амбициозных планов, новая авиакомпания, рабочее название которой уже успело поменяться ("Авиалинии России" на "Росавиа"), имеет пока лишь незначительный парк воздушных судов (20-25) и лицензии на выполнение международных маршрутов AiRUnion.
Кто следующий?
Вслед за AiRUnion проблемы начались у других, более мелких перевозчиков - в октябре перебои с выполнением рейсов возникли у "Интеравиа" и "Дальавиа". Причина все та же - нехватка денежных средств для того, чтобы рассчитаться с кредиторами и обеспечить текущие перевозки.
"Интеравиа" с начала зимнего сезона прекратила полеты - получив в конце октября заемные средства для расчетов с кредиторами, перевозчик прекратил продажи билетов на зимний сезон. В справочной "Домодедово" сообщают, что рейсы на Магадан, которые осуществляет только "Интеравиа", не выполняются.
С 19 октября полностью прекратила полеты "Дальавиа" - в начале ноября руководство компании подало заявление о банкротстве. Рейсы авиакомпании были переданы "Владивосток Авиа", S7 (РТС: AVSI) и "Аэрофлоту" (РТС: AFLT). Предполагается, что "Дальавиа" станет филиалом "Владивосток Авиа", а затем войдет в состав создаваемой "Росавиа".
С началом кризиса ликвидности проблемы начались и у "КД Авиа": сокращение операционной прибыли привело к невозможности исполнить обязательства перед кредиторами. В октябре компания допустила техдефолт при погашении купона облигаций 1-й серии и исполнении оферты. Между тем впоследствии калининградской компании удалось договориться о привлечении денежных средств с банком "Санкт-Петербург".
К остановке перевозчика его финансовые сложности пока не привели. Однако собственникам авиакомпании придется отказаться от аэропортового комплекса "Храброво" (Калининград). По оценкам руководства "КД Авиа", его рыночная стоимость оценивается в $170 млн.
"Аэрофлот - Сибирские авиалинии"?
В начале октября появилась информация о готовящемся объединении двух крупнейших российских перевозчиков - "Аэрофлота" и "Сибири". Для начала глава "Аэрофлота" Валерий Окулов обратился в Минтранс с просьбой поддержать предложение о передаче перевозчику госпакета "Сибири" и инициировать разработку необходимых для этого нормативных актов.
Позже было официально заявлено о начале переговоров о приобретении пакета частных акционеров.
В мировой авиации минувший год был богат на слияния иностранных перевозчиков - объединились Delta и Northwest Airlines, переговоры о слиянии ведут British Airways и испанская Iberia, германская Lufthansa приняла решение о покупке Austrian Airlines (в конкурсе принимала участие и российская "Сибирь").
Казалось, что теперь очередь российских компаний - объединение "Сибири" и "Аэрофлота" позволило бы создать компанию с ежегодным объемом перевозок в 15 млн человек. При этом "Сибирь" является крупнейшим перевозчиком на внутрироссийских линиях, "Аэрофлот" занимает доминирующее положение на международных маршрутах.
Тем не менее к концу года переговоры были прекращены. Причина - финансово неустойчивое состояние "Сибири", заявил замгендиректора "Аэрофлота" Михаил Полубояринов. "Мы проанализировали финансовое состояние "Сибири" и решили, что объединяться не с чем", - сообщил он журналистам.
По разным данным, общий долг авиакомпании составляет от 10 млрд до 17 млрд рублей. Собственник НРК и миноритарий "Аэрофлота" Александр Лебедев, который также пытался найти точки соприкосновения с "Сибирью", склоняется к верхней границе этого коридора.
2009 год: прогноз унылый
В условиях, когда под сомнением оказывается деятельность второго по величине перевозчика в стране, встает вопрос, как в условиях финансового кризиса будут выживать другие, более мелкие авиакомпании. Резко возросшая стоимость керосина не позволила перевозчикам накопить финансовые ресурсы в летний, традиционно "хлебный" сезон. В такой ситуации возникает острая необходимость в привлечении дополнительных средств, но в условиях финансового кризиса этот вариант представляется маловероятным.
На прошлой неделе правительство утвердило порядок предоставления госбанкам субсидий из бюджета на возмещение затрат по сделкам кредитования авиакомпаний. Перевозчикам выделяются средства в размере 30 млрд рублей.
Рассчитывать на госсредства смогут только крупные авиакомпании - те, что за 11 месяцев 2008 года перевезли не менее 1 млн человек и не менее 50% рейсов которых были регулярными. Это "Аэрофлот", "Сибирь", "Трансаэро", ГТК "Россия", "ЮТэйр" (РТС: TMAT), "Уральские авиалинии", "КД Авиа" и "Аэрофлот-Дон".
Между тем счастливчики, попавшие в список, уверяют, что получить господдержку не так просто - банки предъявляют к перевозчикам те же требования, что и к обычным заемщикам, кредиты выделяются по рыночным ставкам. В этих условиях, например, "Аэрофлот" продолжает работать с банками-партнерами, не рассчитывая на помощь извне.
Эксперты уверяют, что понимание ситуации на рынке авиаперевозок наступит в первом квартале следующего года.
Однако уже сейчас эксперты делают неутешительные прогнозы. Последний прогноз международной ассоциации воздушного транспорта (IATA): 2009 год станет худшим для авиаотрасли за последние 50 лет. "Прогноз унылый. Привычный кризис отрасли продолжится в 2009 году при убытках в $2,5 млрд. Мы встретились с наихудшей обстановкой для выручки за последние 50 лет", - считает глава IATA Джованни Бизиньяни.
Объем пассажирских перевозок, по прогнозу IATA, в следующем году уменьшится на 3% после роста на 2% по итогам 2008 года. В России, как ожидает Минтранс, перевозки сократятся на 10%.
Кризис ускорит процесс консолидации авиационной отрасли в ближайшие годы. "Еще до кризиса мы говорили о необходимости консолидации отрасли. И это произойдет, поскольку в ближайшее время не все компании смогут получать те кредитные средства, которые были до кризиса", - прогнозирует глава Минтранса РФ Игорь Левитин.