Глава Sberbank CIB: в Давосе Россия была одной из самых обсуждаемых стран
Игорь Буланцев рассказал, что в банке не ожидают у своих заемщиков трудностей, сравнимых по масштабу с историями "Мечела" или "Трансаэро"
Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - После длительного периода застоя IB-бизнес оживает, наступивший год сулит банкирам напряженный график работы. Правда, далеко не все зависит от них: перспективы рынка по-прежнему во многом завязаны на геополитику. В интервью "Интерфаксу" старший вице-президент, глава Sberbank CIB рассказал об итогах прошлого года, ожиданиях на год текущий, а также о том, как IB-бизнес Сбербанка реагирует на новую рыночную ситуацию.
- Прошлый год для корпоративно-инвестиционного бизнеса получился неплохим - по крайней мере по сравнению с тяжелыми 2014-2015 годами. Каковы результаты блока CIB в 2016 году? Какую долю выручки принесли конкретные направления, как результаты изменились по сравнению с 2015 годом?
- Мы превзошли собственные прогнозы и довольны результатами. Понятно, что можно установить любой внутренний план и перевыполнить его, но для нас в любом случае год был очень хороший. Ключевыми драйверами бизнеса по-прежнему являются банковское обслуживание корпоративных клиентов и операции на глобальных рынках.
Пока в силу специфики рынка у нас наибольшую долю занимает процентный доход. В конце первого полугодия 2016 года банки поменяли статус с заемщика на кредитора Центрального банка. Из-за притока ликвидности давление на маржу нарастало, но при этом спрос не рос, и все банки пытались перекредитовывать либо себя, либо друг друга - в результате ситуация на кредитном рынке оставляла желать лучшего.
Сейчас мы видим оживление, настроения и ожидания корпоративных и розничных клиентов постепенно улучшаются. Экономика начинает расти, и спрос на кредитные ресурсы будет увеличиваться, но вряд ли это приведет к росту маржи. Очевидно, что маржа будет уменьшаться, поэтому соотношение кредитных и некредитных доходов будет выравниваться. По нашим прогнозам, повышение непроцентных, комиссионных и других некредитных доходов по разным продуктам в новом году составит 20-30% и больше. И здесь для нас еще один вызов на горизонте 2017 года, ведь мы должны двигать дальше наши доходы и бизнес.
- Какая динамика доходов в инвестбанковском бизнесе?
- Рынки капитала выросли, доходы здесь существенно больше, чем в 2015 году. Был ряд знаменательных сделок ECM - размещение "АЛРОСА", например. В периметре DCM стоит отметить успешные размещения новых долларовых евробондов "Совкомфлота" объемом $750 млн, еврооблигаций "Еврохима" на $500 млн и другие.
В целом 2017 год видится более активным во всех сегментах, тем более если сейчас будут поступать хорошие новости из Америки.
- Пока это в основном не новости хорошие, а наши ожидания.
- Не только наши. На форуме в Давосе Россия была одной из трех стран, наряду с США и Китаем, про которые говорили больше других. Многие инвесторы очень внимательно следят за тональностью обсуждений. Деньги уже пошли, и думаю, они пойдут еще быстрее, как только ожидания будут подкрепляться какими-то позитивными действиями, подтверждающими шаги навстречу друг другу.
В отношении нефти мы будем наблюдать за тем, как страны, принявшие на себя обязательства по сокращению добычи, исполняют их. Очевидно, что обязательства не будут выполнены в полном объеме, но рынок хорошо воспримет их соблюдение и на 80%. Никто не хочет сильного роста цены на нефть, потому что он будет спекулятивным, приведет к неправильной реакции участников рынка. А вот цена $55-60 - это очень здоровая тенденция, которая позитивно будет влиять на российский рынок.
- Рынки нервно отреагировали на неожиданный исход выборов в США, активность на рынке внешних заимствований на какое-то время упала. Однако в январе на рынок с долларовыми евробондами уже вышли "РусАл" и "Полюс". Это пока частные случаи или начало полноценной новой волны активности?
- Нет, не частные случаи. Понятно, что мандаты не получают за одну неделю. Если сейчас делается сделка, это значит, что ее начали готовить несколько месяцев назад. Мы видим, что окно открывается, и желающие, которые захотят им воспользоваться, есть.
У нас много сделок в пайплайне, и не только на рынках долгового капитала - например, недавнее IPO "Детского мира". Какие-то будут быстрее реализовываться, какие-то в силу разных причин - дольше. Потом есть приватизационные сделки, об этом не надо забывать. Мы являемся субагентом в "Совкомфлоте".
- В приватизации госпакета "Новороссийского морского торгового порта" вы выступаете агентом. Планируете привлекать другие банки к сделке?
- Этот вопрос мы не комментируем.
- Когда от вас правительство ждет предложений по структуре сделки?
- Тоже без комментариев.
- Но какой-то дедлайн есть?
- Не комментируем.
- В 2014-2015 годах на низком рынке Sberbank CIB переводил часть команд ECM и DCM на другие направления. А сейчас надо укреплять эти команды?
- Действительно, этот период был наиболее сложным для рынков капитала. Еще в 2015 году часть команды IB перевели в департамент глобальных рынков, а часть - в департамент инвестиционной деятельности, что было продиктовано новыми экономическими реалиями рынка и изменившимися потребностями клиентов. Все это позволило оптимизировать бизнес.
Сейчас, когда в целом активность на инвестбанковском рынке повысилась, мы приняли решение воссоединить IB и наращивать обороты в этом сегменте бизнеса. Прекрасно, если есть возможность эффективно управлять ресурсами, когда есть бизнес - строить работу команды одним образом, когда его становится меньше - как-то оптимизировать и перераспределять ресурсы.
Теперь все инвестиционно-банковские сделки, начиная с IPO и приватизаций и заканчивая M&A, будет вести вновь объединенный бизнес. Это направление возглавил Дмитрий Анкудинов, и мы верим, что оно будет активно развиваться и покажет хороший рост.
- Сбербанк сообщал, что реструктурировал долг "АвтоВАЗа" на полтора года. На каких условиях и на какую сумму реструктуризация состоялась?
- Мы не можем раскрыть условия, естественно. Еще не весь долг реструктурирован, только определенное количество ближайших платежей. Ведется работа над комплексной реструктуризацией, которую мы рассчитываем провести в первом квартале. Диалог идет, но еще не все сделано.
- В нынешней финансовой форме "АвтоВАЗ" способен обслуживать свои долговые обязательства в реструктурированном виде?
- Во-первых, "АвтоВАЗ" акционеры активно поддерживают и будут поддерживать, это часть процесса реструктуризации общей задолженности. Всем понятно, что 2016 год был для автоиндустрии очень сложным, для "АвтоВАЗа" тоже. Но мы видим, что рынок оживает, будут подрастать темпы роста розничного кредитного портфеля и автокредитов тоже. Несомненно, "АвтоВАЗ" с участием акционеров и банков придет в нормальное, работоспособное состояние и будет обслуживать все кредиты.
- Акционеры предоставят какие-то дополнительные гарантии в рамках реструктуризации?
- Я не могу сейчас комментировать детали, но акционеры активно поддерживают "АвтоВАЗ" в рамках реструктуризации долга.
- От кого-то из крупных заемщиков ожидаете проблем, сопоставимых с историями "Мечела" или "Трансаэро"?
- Очевидно, что трудности у кого-то все равно будут - например, укрепление рубля для кого-то хорошо, а для кого-то не очень, но пока провальных историй мы не видим.
- Sberbank CIB возник на базе "Тройки Диалог" примерно пять лет назад, с тех пор мы наблюдали уже несколько раундов преобразований - организационных, кадровых. Сейчас структура стабилизировалась?
- Знаете, в Давосе выступал Си Цзиньпин, он сказал о такой проблеме: система управления, менеджмента не успевает за теми изменениями, которые происходят на рынке. Изменения - это хорошо, тем более в нашем мире, в котором изменения идут с такой скоростью. Бизнес меняется, и бизнес CIB в том числе, хотя наш блок - корпоративно-инвестиционный - наиболее консервативная, традиционная часть в банковском сегменте. В первую очередь эволюционируют запросы клиентов, и мы обязаны реагировать, развивать и совершенствовать продуктовую линейку, каналы взаимодействия и так далее. Мы просто не можем стоять на месте и со старой структурой и подходами работать на новом меняющемся рынке. Движение очень быстрое, и думаю, что 2017 год не будет исключением, у нас продолжатся преобразования, ведь для удовлетворения запросов клиентов нужно двигаться быстрее рынка.