Потеря таможенно-тарифной ориентации

В условиях кризиса неясность c "ответственным" за таможенно-тарифное регулирование не добавляет стабильности. Неразбериха и непрозрачность при принятии решений может создать условия для новых "бунтов" сродни "автомобильному" на Дальнем Востоке

Москва. 30 декабря. IFX.RU - Уходящий год ознаменовался полнейшей дезориентацией бизнеса в вопросах того, по какой схеме в России принимаются решения в сфере таможенно-тарифной политики. Если до мая 2008 года решение готовило одно ведомство, утверждала одна правительственная комиссия, а подписывал премьер, то сейчас за политику в этой сфере ответственны два ведомства, одна комиссия, одна рабочая группа и два первых вице-премьера. Проследить цепочку попадания проекта постановления на стол премьеру стало практически невозможно.

Непрозрачность в принятии решений, а также отсутствие конкретного ответственного за диалог с бизнесом уже стоила правительству "автомобильных бунтов" на Дальнем Востоке.

Достаем калькулятор, и пропадаем!

Подписанное премьер-министром Владимиром Путиным 5 декабря решение о повышении пошлин на новые и подержанные иномарки юридическими лицами было встречено участниками рынка спокойно. Никто пока не призывал к бунтам, выходу на площади и перекрытию строительства нефтепровода ВСТО. Дело в том, что к решению рынок был готов давно. Тема с повышением пошлин на подержанные авто обсуждалась последние несколько лет, а относительно свежая для рынка идея - повысить пошлины на новые авто - стала известна за месяц до публикации постановления, из небольшого сообщения по итогам заседания правительственной комиссии по таможенно-тарифной политике. Несмотря на то, что сообщение было составлено довольно путанным, (например размеры специфических ставок для новых автомобилей и адвалорных для подержанных всех видов в нем прописаны не были), сигнал рынку был послан вовремя. Бизнес, а это, прежде всего, крупные импортеры и дилеры, были готовы к новым правилам игры.

Гром грянул 12 декабря, когда правительство опубликовало постановление о повышении пошлин на ввоз автомобилей физическими лицами с 12 января. Многие СМИ даже не удостоили сообщение внимания, так как не идентифицировали документ как что-то новое. Между тем для частных перевозчиков, основной костяк которых сосредоточен на Дальнем Востоке, он означал приглашение к участию в увлекательной игре под названием "растаможьте еще идущую или уже стоящую в порту машину за 14 рабочих дней, или договаривайтесь с таможней".

"Так ребята, читаем, достаем калькулятор, и пропадаем", - так начинались подсчеты убытков на таможенных форумах в день публикации постановления. Недовольства бизнесу добавляло ощущение того, что правительство хотело скрыть сам факт введения с 12 января новых правил игры, опубликовав решение "по-тихому". Когда перевозчики оторвались от калькуляторов и поняли, что за каждую машину придется доплачивать от 2,5 до 10 тыс. евро и выше, на Дальнем Востоке появились очаги стихийного недовольства. Среди требований протестующих были перенос вступления постановления на 2 месяца и диалог с бизнесом.

Поговори со мной

Не то что бы власть совсем не хочет идти на диалог. Наоборот, первый вице-премьер и глава правительственной комиссии по таможенно-тарифной политике Виктор Зубков не раз заявлял о готовности обсуждать с бизнесом все решения. Предполагалось, что при комиссии будет создан специальный экспертный совет, в который войдут представители от различных отраслей промышленности. Идеи о введении пошлин или их отмене будут публично обсуждаться, а мнение бизнеса при принятии решений - учитываться.

Благая идея столкнулась с трудностями при реализации. Комиссия собирается примерно раз в месяц, в нее входят ведущие министры, она принимает с десяток решений и физически выслушать всех представителей от бизнеса и вникнуть в проблемы, скажем, производителей оборудования для заточки ножей, не может. Подобные вещи проще осуществить на площадке министерств, что раньше и делалось, но после мая 2008 года все усложнилось - так как до сих пор не понятно, кто главный в таможенно-тарифном регулировании, Минэкономразвития или Минпромторг.

У семи нянек - дитя без глаза

Случись повышение пошлин на авто до мая 2008 года, можно было твердо сказать, кто внес постановление в правительство (Минэкономразвития), кто созвал комиссию и направил постановление на подпись к премьеру (Алексей Кудрин, на тот момент глава правкомисии), кто подписал - премьер-министр. В нынешней ситуации проследить цепочку решений гораздо сложнее.

Беспорядок начался в мае, когда одновременно с реформированием кабинета министров, указом президента полномочия по регулированию торговой деятельности были переданы из Минэкономразвития в новое ведомство - Минпромторг. Из текста указа было не ясно - кому достанется выработка предложений в сфере таможенно-тарифной политики?

В начале июня вышло положение о министерствах - Библия для чиновников, по пунктам которой можно замерять влиятельность того или иного ведомства. В итоге, Минпромторгу перешли функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, проведение антидемпинговых расследований, а также меры нетарифного регулирования - фактически вся предварительная подготовка по введению или отмене пошлин.

В свою очередь, в положении о Минэкономразвития было прописано, что ведомство осуществляет функции по таможенно-тарифному регулированию, но до 1 августа 2008 года вносит в правительство предложения об их передаче Минпромторгу. На дворе уже конец декабря, а этот пункт до сих пор указан в положении о министерстве.

Какое ведомство сейчас вправе вносить в правительство проект постановления о введении или отмене различного вида пошлин - не ясно, но на практике часть решений готовит Минпромторг, часть - Минэкономразвития.

Кому рыбу и овощи?

Параллельно развивалась тема с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием в сфере сельскохозяйственной и рыбной продукции.

Указом от 12 мая президент Дмитрий Медведев передал эти функции в Минсельхоз. Указом от 30 мая исключил из перечня рыбную продукцию, а указом от 24 июля - сельскохозяйственную. При этом участники рынка вольны гадать: куда переданы функции по подготовке проектов тарифных решений в этой сфере? Может быть, они никуда не переданы? Может быть, они автоматически перешли к Минэкономразвития? А может быть они автоматически переданы Минпромторгу? А может быть, под грифом ДСП, их передали премьеру или первому вице-премьеру? В любом случае официальных постановлений и указов на этот счет больше не появлялось.

По два на сферу

Произошли ротации и на уровне правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Эта комиссия - своеобразная "предпоследняя ступень" при принятии решений. Она рассматривает предложения министерств и рекомендует премьер-министру для подписания.

Летом вместо министра финансов Алексея Кудрина комиссию возглавил первый вице-премьер Виктор Зубков. Но одновременно с этим в сферу ответственности еще одного первого вице-премьера - Игоря Шувалова - включили регулирование государственной тарифной политики (речь не о тарифах монополий, они стоят в полномочиях И.Шувалова отдельно). До последнего времени И.Шувалов также активно комментировал различные тарифные решения, включая пошлины на автомобили. Так что даже на уровне первых вице-премьеров не совсем понятно, кто "главный по пошлинам".

Апофеоз путаницы пришелся на середину декабря. Тогда вышло постановление правительства, в котором было прописано, что в исключительных случаях, требующих оперативного решения, проект постановления о введении или отмене тех или иных пошлин может вноситься с протоколом заседания рабочей группы комиссии по таможенно-тарифной политике. То есть теперь, для того, чтобы принять решение, к примеру, о введении заградительных пошлин на ввоз импортной одежды, достаточно будет решения некоей рабочей группы, состав и регламент работы которой не прописан ни в каких официально опубликованных правительственных документах.

Кто следующий?

Неясность с субординацией привлекла к конфликту ведомств. Ранее Минэкономразвития в преддверии заседаний правительственной комиссии или по ее итогам публиковало обсуждаемые темы. В итоге у бизнеса был шанс подготовиться, минимизировать риски или внести в ведомство свои расчеты, которые могли бы повлиять если не на принятие решений, то хотя бы на сроки вступления в силу тех или иных постановлений.

Теперь, как в случае с пошлинами на ввоз автомобилей частными лицами, о том, что твой бизнес "отменили", можно узнать в последний момент. В условиях кризиса это не добавляет стабильности в прогнозировании рисков бизнес-сообществом. А в условиях антикризисного пересмотра "в ручном режиме" ввозных и вывозных пошлин неразбериха и непрозрачность в сфере выработки решений может создать условия для новых "бунтов": "челночного", "одежного", "алкогольного", "обувного".

В России потеря бизнеса - событие не экстраординарное, но даже тот, кто к нему морально готов, хочет быть предупрежденным заранее.

Новости