Глава Samsung Mobile в РФ: ценовой сговор на рынке смартфонов невозможен
Аркадий Граф рассказал о консервативных "перекредитованных" покупателях смартфонов и о судьбе мультибрендовых ритейлеров
Москва. 26 января. INTERFAX.RU - Южнокорейский производитель Samsung по итогам 2016 года остался лидером в России по количеству проданных смартфонов, несмотря на долгое отсутствие в сетях крупнейших мобильных ритейлеров. Доля компании на рынке смартфонов в прошлом году составила 21%, утверждают игроки рынка.
В интервью "Интерфаксу" глава российского подразделения Samsung Mobile Аркадий Граф рассказал о консервативных "перекредитованных" покупателях смартфонов, судьбе мультибрендовых ритейлеров и о том, возможно ли диктовать продавцам цены на устройства.
- Прошлый год для продавцов мобильной электроники стал первым антикризисным годом, рост рынка смартфонов ускорился до 26% с 5% в 2015 году. Какими были продажи российского подразделения Samsung Mobile в 2016 году?
- На российском рынке Samsung Mobile показал рост и в рублевом, и в долларовом исчислении, причем рост на десятки процентов. Это самый большой рост после кризисных годов. В деньгах рост продаж составил порядка 30% год к году, годом ранее динамика была вдвое ниже. В штуках в 2016 году прирост составил порядка 10%. Точные итоги будут подведены чуть позже. Рост приходится в основном на смартфоны, на которых в последние годы сконцентрированы усилия компании.
Еще одним важным достижением не только для Samsung, но и для рынка в целом, стал запуск в сентябре платежного сервиса Samsung Pay. Проект был запущен достаточно оперативно, несмотря на большое количество согласований с партнерами и необходимость решение юридических и технических вопросов. Запуск прошел удачно: большое количество пользователей подключили этот сервис сразу же после его анонса и приступили к освоению Samsung Pay, количество транзакций постоянно растет. В 2017 году сервис будет совместим с новой линейкой смартфонов J - это средний и недорогой ценовой сегмент - со всей серией А 2017 года и со всеми будущими флагманами. Потенциальная аудитория сервиса расширится в десятки раз.
- Сколько сейчас устройств подключено к Samsung Pay в России? Какие планы по подключению в этом году?
- Такую информацию мы пока не раскрываем. Скажем так: устройств, которые поддерживают данный сервис, больше миллиона. Это то, что мы продали после запуска Samsung Pay, и те устройства, которые совместимы аппаратно и программно. Компания ожидает, что к середине этого года количество устройств с возможностью подключить Samsung Pay увеличится примерно до 3 млн. Это довольно большая аудитория, притом, что сервис позволяет работать фактически со всеми платежными терминалами, которые есть в стране. Мы работаем с MasterCard и Visa и со всеми ключевыми банками.
- Какой средний размер транзакции в системе?
- Точно сказать нельзя. Их несколько десятков тысяч в день, и самая большая была более миллиона рублей.
- Как вы оцениваете долю московских пользователей во всех этих транзакциях? Наверняка, это большинство сделок.
- Понятно, что большинство транзакций осуществляет в Москве и Питере. Потом следуют города-миллионники.
- Чем 2016 год на рынке смартфонов отличался от 2015, послекризисного года?
- В конце 2014 года до изменения цен после повышения курса все постарались потратить накопленные рубли. 2015 год был совершенно непредсказуемый, сезонность продаж абсолютно не соблюдалась. То есть могло все, что угодно произойти в зависимости от колебания курсов и так далее. 2016 год был более консервативный, были менее выражены высокие сезоны - это и back to school, и новогодние продажи, которые начались практически в последнюю неделю года. Раньше активный всплеск начинался за две-три недели. И пики стали не такими высокими, сезонность изменилась, стала более спокойной. Если экономическая и политическая стабильность в нашей стране и в мире сохранится, то спрос в текущем году как минимум не упадет и при позитивном сценарии должен показать рост, прежде всего, в категории смартфонов.
- А качественно спрос какой? Как и что люди сейчас покупают?
- Я бы называл его консервативным. Многие покупатели меняют телефоны по мере необходимости, поскольку все-таки присутствует некая перекредитованность населения. Большое количество продаж, особенно устройств средней ценовой категории и дорогих устройств, проходит в кредит. По некоторым категориям до 50-60%. Соответственно, эти люди, покупая телефоны по схеме "0-0-24" и "0-0-36", отдадут за них деньги в лучшем случае через два года, может быть, даже через три. Поэтому замена происходит гораздо реже. Это не значит, что рынок в целом сейчас сократится, или люди начнут гораздо реже менять свои телефоны. Но, безусловно, срок использования мобильных устройств увеличится. Если сейчас он составляет порядка 18-20 месяцев, то он может вырасти до 20-22 месяцев.
При этом мы видим, что идет замещение и в операторских сетях. Наиболее активный рост был в 2015 году, проникновение смартфонов выросло практически до 49%, в 2016 году рост продолжился. Запас очень значительный - в некоторых странах проникновение смартфонов достигает чуть ли не 98%.
Спрос по ценовым сегментам тоже менялся. Важно упомянуть, что исследовательские компании поменяли сегментацию. Если раньше премиум-сегмент был "свыше $400", то сейчас это уже "свыше $600". То есть телефоны моментально зашли в эту категорию и остались там. Но перераспределение все-таки произошло, оно произошло в среднем и высоком ценовых сегментах, где больше люди стали покупать телефоны среднего ценового сегмента. Премиум-сегмент остался стабильным, как и был, и уменьшился даже тот самый дешевый сегмент, потому что много появилось смартфонов более дорогих - свыше 7,5 тыс. рублей. В целом, в недорогом и среднем сегменте продажи составляют 30% и 40% соответственно, а 20% приходится на премиальные мобильные решения. Самые массовые для нас продажи - это ценовой сегмент смартфонов серии А, их продано более миллиона штук за прошлый год.
- Какой у вас прогноз для рынка смартфонов в 2017 году?
- Сейчас для себя мы видим рынок стабильным, возможно, с небольшим ростом в деньгах - на уровне 5-7%.
- Apple на прошлой неделе в России понизила цены в официальном магазине на 5-11% - из-за укрепления рубля. У Samsung есть планы корректировки цен?
- Да, компания регулярно корректирует стоимость устройств. В основном это связано с представлением на рынке новых моделей, и, в частности, ближайшая корректировка ожидается в первом квартале. Порядок будет такой же, как у конкурентов - 5-10%.
- У Samsung есть собственная розничная сеть в России. Планируется ли изменение ее размера?
- Количество магазинов ограничено, сеть не будет развиваться до бесконечности. Мы для себя видим рост до 240-260 салонов Samsung по всей стране. Рассматриваем локации определенного уровня по ценовому позиционированию - это, в основном, торговые центры класса "А", редко торговые центры класса "Б". К концу 2016 года сеть насчитывала порядка 220 магазинов, и в наших планах на 2017 год нет задачи увеличивать их количество до максимума. Мы рассчитываем добавить около двадцати салонов. Кроме того активно обновляем имеющиеся торговые точки в соответствии с изменением дизайна салонов, произошедшем в прошлом году.
- Для вас фирменная розница необходима скорее для имиджа или она также рентабельна?
- Конечно, это рентабельный бизнес. Причем рентабельный не только для нас, но и для наших партнеров, которые управляют салонами. Но, кроме этого, это очень важный, а самое главное, большой канал продаж, где компания может продавать то, что нужно, продавать так, как нужно, и влиять на эти продажи самым прямым образом. Долю этого канала на рынке на конец года мы оцениваем примерно в 3,5% в деньгах. И средний ценник практически в два раза выше, чем средняя цена телефона на рынке. Поэтому это очень важный канал, конечно же, мы его будем развивать. Кроме этого, в 2016 году мы запустили свой собственный онлайн-магазин в России.
- Какой в салонах трафик?
- Там очень высокий показатель, который в 2016 году вырос практически на 20%. Уровень конверсии вырос на два процентных пункта.
- Как вы считаете, есть ли будущее у мобильной мультибрендовой розницы? Игроки рынка, с одной стороны, утверждают, что будущее за операторской розницей и одновременно говорят о ее сокращении для роста рентабельности.
- Действительно, по сравнению с зарубежными рынками российский рынок перенасыщен количеством точек продаж мобильных телефонов. Скорее всего, мы увидим какие-то изменения уже во втором квартале этого года. Есть тенденция, что операторы фокусируются на своих точках, а значит, они будут меньше поддерживать остальные точки. Соответственно эта розница, не имея поддержки, должна будет каким-то образом трансформироваться. Как это будет происходить пока непонятно.
- Устройства Samsung полтора года не продаются в "Евросети" и "Связном", а также в салонах "Мегафона". Но недавно вы заключили мировую с "Евросетью", сообщали о переговорах со "Связным", продажи в последнем начнутся до конца января. Как скоро начнутся продажи в "Евросети" и "Мегафоне"?
- В настоящий момент обсуждаются непосредственно детали поставок и в "Евросеть", и в "Мегафон". Мы ожидаем начала продаж в феврале-марте.
- Когда в 2015 году эти ритейлеры отказались закупать Samsung, они ссылались на высокий уровень брака. Реальной причиной негласно считались особые условия работы Samsung с МТС. Действительно ли вы предоставляли преференции МТС в поставках?
- Дело в том, что по законодательству мы обязаны представлять равные коммерческие условия для всех партнеров, что мы и делаем, конечно же. Процент брака в нашей продукции не превышает 1%, и мы стремимся к тому, чтобы и это количество снижалось.
- Тем не менее, у вас с МТС довольно тесные взаимоотношения, МТС больше года была единственным оператором "большой тройки", продававшим ваши телефоны, еще и с большими скидками. Какой процент канал МТС занимает в ваших продажах?
- МТС занимает значительную долю в наших продажах. В 2016 году для нас было несколько ключевых каналов, на которых мы делали фокус. К ним относится и розница МТС, и компания "М.Видео", которая существенно нарастила свое присутствие на рынке мобильных телефонов, они выросли в наших продажах чуть ли не в два раза. И компания DNS. Долю региональных партнеров в наших продажах мы оцениваем в 18%. Это все ключевые каналы, доминирования кого-либо из них нет, мы фокусировались на всех крупных партнерах, и старались нарастить наше сотрудничество c каждым.
- Какая доля в продажах приходится на фирменную розницу Samsung?
- Порядка 16% в деньгах.
- Сейчас ФАС проводит проверку цен на смартфоны Samsung в сетях российских ритейлеров. Проверка проводится на фоне антимонопольного дела против Apple по подозрению в координации цен на iPhone. Как вы считаете, это вообще возможно - вот так манипулировать рынком, сговариваться между 16 игроками о ценах на Samsung или Apple?
- Нет, конечно, такого не происходит. С нашей стороны максимум, что компания предоставляет, это уровень рекомендованных розничных цен, исходя из своего видения, исходя из вложений, сделанных в продукт, исходя из оценки рынка и сравнения моделей конкурентов. Но при этом любая цифра, которая отправляется партнеру, является рекомендованной, а партнер волен сам устанавливать ценник в своей розничной точке.
- То есть вы отрицаете возможность сговора?
- Мы его не допускаем ни в коем случае. Мы не допускаем тем, как я уже сказал, что у нас нет требования соблюдения каких-либо фиксированных цен. Это лишь наши рекомендации, наше видение рынка - ориентир.
- А как сейчас идет проверка ФАС?
- Samsung предоставил всю информацию в рамках запроса ФАС, и теперь мы ждем каких-либо заключений со стороны официальных органов.