Алмазный рынок тренирует выдержку
"Алмазный пузырь" может лопнуть в любой момент, прогнозируют эксперты. Кризис ударил по основным потребителям этого сырья и стало ясно, что цены могут обвалиться. De Beers и "АЛРОСА" пытаются предотвратить падение
Москва. 29 декабря. IFX.RU - Все уже давно привыкли к фразе "пузырь на рынке недвижимости", искусственно раздутой стоимостью ценных бумаг тоже никого не удивить. Однако уходящий год показал, что спекулятивным атакам подвержены не только дома и акции, но и "вечные ценности". "Пузырь" на рынке алмазов грозит лопнуть в любой момент и разрушить репутацию бриллианта как камня, который не дешевеет с годами. Производители алмазов и дилеры замерли в ожидании: если кто-то первым начнет продавать сырье с дисконтом, остальные участники рынка потянутся за ним, в итоге обвалив цены. Дальнейшее развитие ситуации зависит только от того, у кого окажется больше выдержки.
Алмазов на всех не хватит!
Год начинался для отрасли весьма успешно. Эксперты и главы компаний в один голос заявляли, что дефицит алмазного сырья на рынке взвинтит цены на него до "беспрецедентного уровня" после двух лет стагнации. Глава "АЛРОСА" Сергей Выборнов в октябре 2007 года отмечал, что рынок сталкивается с таким дефицитом впервые, и рост цен на алмазы способен даже пошатнуть фундамент рынка драгоценных металлов.
Институт геологии и минералогии СО РАН прогнозировал, что уже в 2008 году мировая добыча алмазов начнет падать, а к 2012 году снизится на 20-25% по сравнению с 2007 годом. Наращивать производство не дает отсутствие новой сырьевой базы: за последнее десятилетие в мире не было открыто ни одного крупного месторождения, старые же постепенно исчерпывают свой ресурс. Спрос при этом продолжает стабильно расти - в основном, за счет развивающихся стран. "К 2012 году спрос может достичь $18 млрд при падении добычи до $9-10 млрд. Что при этом будет с реальными ценами на сырые алмазы, одному Богу известно", - заявлял директор института Николай Похиленко.
В ожидании роста цен компании начали формировать стоки алмазного сырья, рассчитывая потом продать их дороже. Однако, как заявлял Н.Похиленко, даже складские запасы, которые будут выброшены на рынок, не смогли бы помешать дефициту и, как следствие, дальнейшему росту цен.
De Beers в январе-августе увеличила цены на алмазы в среднем на 16%, наибольшая наценка была сделана на алмазы, после обработки которых получаются бриллианты массой более 1 карата и степени чистоты выше SI (то есть, либо абсолютно чистые, либо с очень мелкими включениями). Компания повышала цены исходя из спроса на уже обработанные камни, отмечая рост спроса на все категории бриллиантов, особенно крупных размеров. "АЛРОСА" за период с января по май увеличила цены на алмазное сырье в среднем на 6%, а в июне - еще на 15-25% в зависимости от ассортимента.
Цена алмазов - достаточно закрытая информация, зачастую являющаяся коммерческой тайной. Ее нельзя просто так узнать на сайтах алмазных бирж, да и сами компании-продавцы могут свободно обсуждать динамику, но вряд ли будут называть абсолютные цифры. Отследить наглядно можно только цену бриллиантов - в частности, на примере индекса Рапапорта (Rapaport Diamond Trade Index), который рассчитывается исходя из усредненных данных о цене 25 бриллиантов высшего качества массой 1 карат цвета категории D-H (белых или с незначительными оттенками) и прозрачности IF-VS2 (чистых под лупой или с незаметными мелкими включениями).
По данным на 24 июня 2008 года индекс Рапапорта составлял $8718. По сравнению аналогичной датой 2007 года он вырос почти на треть. На 16 декабря 2007 года индекс составлял $7030,5 - то есть, цена бриллиантов за полгода выросла на 24%.
Эксперты относятся к этому индексу по-разному: кто-то считает, что он позволяет оценить тренд в динамике цен на алмазы, кто-то говорит, что и реальные цены на бриллианты индекс Рапапорта отображает не совсем корректно. "С уверенностью можно говорить одно: рост цен на алмазы опережал рост цен бриллиантов", - говорит собеседник Интерфакса.
Основным потребителем алмазного сырья и крупнейшим производителем бриллиантов в мире является Индия. В условиях растущей экономики и дешевых кредитов алмазный бизнес был достаточно выгодным, а "войти" в него было более чем легко. "В среднем индийский бизнес построен вот по какому принципу: работает от силы 10-15% собственного капитала, все остальное - это привлеченные деньги, - пояснял гендиректор крупнейшего российского производителя бриллиантов ПО "Кристалл" Максим Шкадов. - И чем больше ты имеешь лоббирования в определенных банках и государственных структурах, тем быстрее разрастается твой бизнес. А возможность легкого кредитования, используя алмазный механизм, была очевидна. Кредиты можно было обеспечивать, просто предъявив контракт на покупку алмазов. Доходило до чего угодно. Они даже фильмы снимали на эти деньги".
Разумеется, алмазы покупали не только огранщики, но и спекулянты, постоянно раздувая цену на сырье. Спрос же со стороны огранщиков, тем временем, каждый год оставался примерно на одном и том же уровне. Таким образом, постепенно складывалась ситуация, когда на рынке, переходя из сейфа в сейф, накапливается большое количество необработанных камней, которые учитываются в объеме спроса и предложения, но не доходят до конечного потребителя. Рынок оказался затоваренным.
Бурный подъем цен продолжался до сентября. Рост был такой, что цена сырья в сегменте мелких камней превышала цену на бриллианты, отмечают участники рынка.
Надежды, которые не оправдались
А в сентябре мир узнал, что такое финансовый кризис. Натуральные алмазы уже давно не используются в промышленности, и единственный рынок их реального сбыта сейчас - это огранка и ювелирное производство. Причем основным потребителем на этом рынке являются США, по которым кризис ударил в первую очередь. Бриллианты сложно назвать предметом первой необходимости, поэтому их продажи в Штатах, разумеется, сократились. Как следствие, снизились и продажи алмазов в эту страну. De Beers, признавая этот факт, однако, отмечала, что снижение продаж в США будет компенсировано ростом реализации в развивающихся странах - Индии и Китае.
Однако надежды на Индию не оправдались: местные дилеры достаточно скоро столкнулись с нехваткой ликвидности, поскольку банки резко подняли ставки по кредитам, а то и вовсе прекратили кредитование. Перекредитоваться под контракты на закупку алмазов стало практически невозможно.
Кроме того, розничные сети и дилеры начали возвращать поставщикам изделия, которые не смогли продать, а банки - требовать возврата залогов. Нехватка средств привела к тому, что к концу года индийские огранщики и ювелиры, до этого стабильно наращивавшие ввоз алмазного сырья, осенью обратились к производителям алмазов с просьбой сократить объем поставок. Индийским рабочим из этих отраслей и вовсе было предложено на время уйти в отпуска: для этого длительность разрешенного отпуска увеличили с 15 до 45 дней.
Однако у дилеров оставались еще накопленные ранее стоки. Поскольку спрос резко сократился, речь уже идет не о получении сверхприбыли, а о том, чтобы просто продать алмазное сырье и за счет полученных средств рассчитаться с долгами. В итоге некоторые индийские компании начали снижать цены на алмазы в надежде, что их купят хотя бы с дисконтом. В ожидании массового обвала цен рынок замер.
Видимая рука рынка
Исторически сложилось так, что бриллиант - это больше, чем просто драгоценный камень. Он считается одной из "вечных ценностей" - а вечные ценности, как известно, не имеют морального права дешеветь. Возможности потери репутации камня производители и продавцы алмазов испугались даже больше, чем возможности разориться. Затянув пояса, можно как-то переждать кризис. Но если бриллианты подешевеют и станут продуктом массового потребления, вернуть их высокую стоимость будет уже невозможно.
По рыночным законам, цену товара определяют соотношение спроса и предложения. Когда снижается спрос и растет предложение, цена неминуемо должна упасть. Перед лицом этой опасности крупнейшие предприятия отрасли решили объединить усилия и противопоставить "невидимой руке рынка" вполне видимое регулирование.
Первый шаг сделала De Beers. Компания, которая реализует алмазное сырье прошедшим отбор доверенным покупателям - сайтхолдерам, - в октябре объявила, что оставшиеся до конца года аукционы будут целевыми, а алмазов на них будет продано меньше, чем планировалось.
"АЛРОСА" следом заявила, что сократит поставки на рынок на 30%, а, возможно, и больше, чтобы поддержать текущий уровень цен. "Сейчас сложилась такая ситуация, когда главное - чтобы никто не "психанул". Все выжидают. Индийцы снижают цены. Есть еще Намибия и Ботсвана - алмазозависимые страны, у которых от продажи алмазов зависит бюджет. При этом себестоимость добычи у них другая, гораздо меньше, поэтому снижение цены им не очень страшно. Им ничего не мешает тоже "сбросить" сырье. Падение цены в любом случае есть, но если "АЛРОСА" нет на этом рынке, падение может быть меньше", - поясняет представитель компании.
Глава "АЛРОСА" С.Выборнов ранее заявил, что в сложившейся ситуации регулятивные меры могут быть осуществлены исключительно с уровня добывающих компаний - это единственный уровень, где возможны быстрые и конструктивные действия, способные дать необходимый эффект. "Жесткая конкуренция, которая существует среди гранильщиков и дилеров, не даст им возможность сохранить достойные цены на бриллианты в условиях падающего спроса и одновременно - дешевеющего сырья. А падение цен на бриллианты в период кризиса перечеркнет весь смысл нашего бизнеса", - говорил С.Выборнов.
Своими действиями компании, по сути, признали, что De Beers, несколько лет назад отказавшаяся от титула монополиста и регулятора, приняла не самое удачное для рынка, хоть и вынужденное решение. "Всегда, во времена любого кризиса De Beers регулировала ситуацию: накапливала большие стоки, либо отпускала этот товар. Но сейчас ситуация несколько сложнее. Рынок отпустили на саморегулирующиеся рельсы, а в результате этого саморегулирования не произошло", - говорит М.Шкадов.
Кто спасет спасателей?
Пока остается открытым вопрос, как в этих условиях De Beers и "АЛРОСА" будут вести собственную деятельность. Искусственно регулируя продажи, компаниям неизбежно придется менять либо производственную, либо финансовую стратегию.
De Beers уже объявила о том, что планирует снизить добычу алмазов. В компании Интерфаксу сообщили, что пока производство снижается на период с конца 2008 по начало 2009 года, и затронет все подразделения. Так, Namdeb - СП De Beers и Намибии - в середине декабря приостановила добычу, и возобновит ее только после рождественских каникул. На шахтах на это время остается только минимум рабочих, необходимый для поддержания их в жизнеспособном состоянии. Одновременно De Beers удвоила бюджет на рождественскую рекламную кампанию, рассчитывая подстегнуть потребительский спрос.
Как поясняют участники рынка, De Beers в принципе всегда готова к возможным кризисам, поэтому эта приостановка добычи для нее не критична. Объем социальных обязательств компании, ведущей добычу, в основном, в Африке, тоже не очень велик. При этом De Beers как частной компании сложно надеяться на какую-либо помощь государства - приходится справляться собственными силами.
"АЛРОСА", в отличие от De Beers, не может сократить производство - хотя бы потому, что большинство ее предприятий в Якутии являются градообразующими: слишком велика мера социальной ответственности.
За благополучие компании вступится ее основной акционер - государство. Гохран России уже начал выкупать у компании дополнительные объемы сырья (какое-то количество алмазов государство планово закупает в госфонд в течение года), и продолжит закупки и в следующем году.
Объем закупок и цена до сих пор неясны: глава "АЛРОСА" ранее заявлял, что рассчитывает на создание стока на $2 млрд, но конечную цифру должно утвердить правительство. В Гохране ранее сообщали, что соответствующее постановление правительство примет до конца года, но информации об этом пока нет.
Эксперты считают это решение логичным и эффективным. По словам председателя комитета по поддержке предпринимательства в сфере добычи драгметаллов и драгоценных камней Валерия Рудакова, похожие действия раньше уже предпринимались в СССР: Гохран скупал весь объем произведенных алмазов, а потом самостоятельно реализовывал их по мере необходимости. "Если Гохран сейчас купит алмазы, в итоге для государства это будет выгодно. Позже цены все равно выправятся - и Гохран сможет их продать на аукционах, получив прибыль", - считает он.
Алмазов хватит на всех. Если кто-то захочет купить
На 16 декабря индекс Рапапорта составлял $7360,04 - с начала года он все-таки вырос на 4,69%, но если сравнить с июньской цифрой $8718,27, то жесткая посадка налицо.
Аукционный дом Sotheby's 20 ноября продал только 225 из 371 лота, причем три самых дорогих камня остались непроданными. На аукционе Christie's 10 декабря остались нереализованными 45% лотов. Сайт электронной торговой площадки бриллиантами Idex доступен только для участников торгов, поэтому динамику продаж отследить невозможно. Но если верить онлайн-мониторингу на главной странице, то ситуация на торговой площадке сейчас выглядит печально: спрос - 575 заявок, предложение - 346995.
"АЛРОСА" в декабре не реализовала ни одного алмаза и, вероятнее всего, в начале следующего года тоже будет работать только в сток. Объем торгов на алмазной бирже в Антверпене в декабре составил всего несколько десятков тысяч долларов, тогда как обычно исчисляется миллионами.
"Если бы сейчас что-то начали покупать, хотя бы одна действительно крупная сделка, то рынок бы сдвинулся с мертвой точки, - считает представитель "АЛРОСА". - Но пока все выжидают, и нет четкого понимания ситуации. Сколько это продлится, сказать сложно".