Доказательства, добытые потом и кровью
По мнению экспертов, следы ДНК на предметах, изъятых с места убийства Анны Политковской, не принадлежат обвиняемым по делу
Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU – Суд по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, продолжившийся сегодня, изобиловал событиями. Началось заседание с того, что рассматривающий дело окружной военный суд исключил еще одного присяжного судебной коллегии.
Как передает корреспондент "Интерфакса", судья перед началом заседания в пятницу сообщил, что один из присяжных коллегии заболел. "Я принимаю решение об исключении присяжного № 6", - заявил при этом он. Таким образом, из коллегии теперь исключено уже четверо присяжных – трое из них ранее уже прекратили свое участие в процессе по различным причинам.
Кроме того, в ходе заседания судья отказался удовлетворить ходатайство стороны защиты, которая намеревалась продемонстрировать присяжным фотографии Рустама Махмудова, объявленного в розыск в связи с рассматриваемым делом. По мнению адвокатов, продемонстрированные ранее стороной обвинения фотографии Махмудова не дают представления о его комплекции, в связи с чем они хотели предъявить его фотографии в полный рост. При этом Мурад Мусаев, защитник одного из обвиняемых, отметил, что фотографии защиты должны продемонстрировать, что "человек, выходящий из подъезда Анны Политковской в день убийства, не Рустам Махмудов".
После того, как в предъявлении фотографий было отказано, Мусаев заявил, что председательствующий судья "нарушает принцип состязательности сторон". "Мы обсуждали здесь целую уйму доказательств, которые не имеют отношения к делу. Имя Рустама Махмудова тут склонялось по-всякому. Его имя использовалось для того, чтобы бросить тень на наших подзащитных", - сказал адвокат, добавив, что, по его мнению, судья, не допустив предъявление присяжным фотографий Махмудова, "лишил защиту одного из основных доказательств по этому делу". Кроме того, защитник подчеркнул, что адвокаты в связи с отказом в предъявлении фотографий "вынуждены отказаться от допроса свидетеля Лом-Али Гайтукаева" (этот свидетель осужден по другому уголовному дел и является дядей обвиняемых).
Правда, позднее Гайтукаев все же был допрошен. После того, как ему были показаны кадры выхода предполагаемого убийцы из подъезда дома Политковской, он заявил, что человек на экране отличается комплекцией от объявленного в розыск Рустама Махмудова. "200% не он. Если это он, то считайте, что это я", - сказал Гайтукаев, добавив, что его племянник "на голову ниже человека на кадре и гораздо плотнее".
Кроме того, Гайтукаев отметил, что ему неизвестно местонахождение Махмудова, но добавил: "Если вы меня отпустите, то я его найду. Говорят же, где-то в Лондоне вроде".
Во время сегодняшнего судебного заседания адвокатами были также оглашены выводы экспертов относительно предметов с места преступления, находящихся в материалах дела. По мнению специалистов, следы ДНК, обнаруженные на месте преступления, не имеют никакого отношения к подсудимым. Так, эксперты пришли к выводу, что обнаруженные на пистолете мужские волосы не принадлежат ни Джабраилу, ни Ибрагиму Махмудову, ни Сергею Хаджикурбанову. Кроме того, по их мнению, слюна, пот и кровь, обнаруженные на предметах с места преступления (например, на окурках), "не произошли от Ибрагима и Джабраила Махмудовых".
Адвокаты сообщили также, что в ходе осмотра места происшествия на пистолете был обнаружен фрагмент шерсти, которая изначально, как считали следователи, принадлежала собаке, однако впоследствии выяснилось, что найденная шерсть является кошачьей. В автомобиле нашли волос кошки, однако, как отметил адвокат Мурад Мусаев, эксперты провели, экспертизу и пришли к выводу, что найденная шерсть может принадлежать "кошке, кролику, овце или норке". При этом, как пояснил защитник, найденная шерсть на пистолете и в машине, по мнению экспертов, "имеют разную групповую принадлежность". "Кошка есть, но не та кошка", - подчеркнул Мусаев.
Кроме того, в ходе заседания защита продемонстрировала видеозапись камер наблюдения у дома Политковской в день ее убийства - 7 октября 2006 года. Адвокаты обратили внимание присяжных на то, что в течение одной минуты по улице рядом с домом журналистки проехало три машины четвертой модели "Жигулей" (как указывает следствие, за Политковской осуществляли слежку именно на такой машине, и, в том числе, на ней подъехал к месту преступления предполагаемый убийца).
Кроме того, Мусаев зачитал результаты экспертизы, в которой специалисты пришли к выводу о том, что регион, указанный на номере автомобиля, принадлежащего братьям Махмудовым, на 80%" не совпадает с номером, который можно разглядеть на кадрах видеозаписи. В ходе заседания адвокат также привел выводы экспертов относительно отпечатков ладоней, обнаруженных в лифте, где была убита Политковская, и отпечатков ладоней в машине Махмудовых. "Их (отпечатки ладоней в лифте - ИФ) сравнили с ладонями Рустама Махмудова, найденными в машине. Эксперты пришли к выводу, что они оставлены разными руками", - сказал адвокат.
После небольшого перерыва судебное заседание продолжилось, и судом было принято решение истребовать детализацию телефонных переговоров Политковской в день ее убийства. При этом представители потерпевших – семьи Политковской - настоятельно просили суд о том, чтобы данные, которые будут представлены суду, были надлежащим образом оформлены, а также на них была подпись ответственного лица из компании - оператора сотовой связи.
Уже после завершения заседания адвокат потерпевших Карина Москаленко пояснила журналистам, что в ходе процесса "мы убедились, что эти сведения (детализация переговоров - ИФ) пришли из ФСБ". "У нас есть основания осторожно и критично относиться к сведениям, которые приходят из службы безопасности", - сказала адвокат.
В ходе одного из заседаний детализация переговоров Анны Политковской в день ее убийства уже предоставлялась суду, однако, как заметили потерпевшие и сторона защиты обвиняемых, тогда представленная распечатка "была оборвана на середине дня". В связи с этим потерпевшие обратились к суду с тем, чтобы была предоставлена детализация переговоров Политковской в течение всего дня 7 октября 2006 года.
Процесс по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской продолжится в понедельник, 29 декабря.