2008: Очень тяжелое машиностроение, или в очереди к "доктору"
В конце 2008 г. российские машиностроители выстроились в очередь за господдержкой: исчезновение с рынка дешевых денег съело их маржу "в ноль", сделав бизнес в отрасли по-настоящему тяжелым. И 2009 г. будет не легче
Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU - Всего несколько месяцев назад предложение премьера "отправить доктора" в частную компанию вызвало на рынке шок: акции мгновенно провалились в цене. Не прошло и полугода, как все изменилось с точностью до наоборот. За скорой государственной помощью выстроилась очередь, а любые намеки о "врачевании" моментально поднимают котировки компаний. В очереди "на прием" - почти все российские машиностроители: исчезновение с рынка дешевых денег съело их маржу "в ноль", сделав бизнес в отрасли по-настоящему тяжелым. Дополнительным стимулом просить помощи является положение уже "оздоровленных".
Сладкая пилюля
Частные владельцы НПО "Сатурн" и "Уфимского моторостроительного производственного объединения" получат за контрольные пакеты акций предприятий около 1,6 млрд рублей, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с условиями планируемой сделки. Он утверждает, что в ходе сделки генеральный директор "Сатурна" Юрий Ласточкин и его партнер Александр Артюхов получат примерно равные суммы.
Решение выкупить акции "по рыночной цене" 2 декабря озвучил лично премьер Владимир Путин в ходе визита на "Сатурн" в Рыбинске. Глава правительства публично "выпорол" менеджмент компании за "неоправданно рискованную финансовую политику", в результате которой она "оказалась не готовой к обслуживанию и своевременному погашению кредитной задолженности в условиях нестабильности на финансовых рынках" (по неофициальным данным, задолженность "Сатурна" к декабрю составляла порядка 10 млрд рублей).
Замгендиректора НПО Сергей Чуклинов, правда, до этого пояснял "Интерфаксу", что "прорывные" проекты, в том числе - программу разработки и запуска в серию SaM-146 для самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100), предполагалось осуществлять при государственной поддержке. "Стратегия предприятия рассчитана на то, что государство вкладывает свои ресурсы с учетом того, что с публичного рынка компания может взять дополнительные (средства - ИФ) ", - отмечал он. Но теперь это мало кого волнует. Главное, что программа разработки и запуска в серию SSJ-100 выведена из-под удара, а сам "Сатурн" получит кредиты на сумму 11,5 млрд рублей.
11 декабря российский премьер спасал сельхозмашиностроителей в Ростове-на-Дону. Глава правительства поддержал идею увеличить ставки ввозных пошлин до 15%, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности двигателя, причем сразу на всю импортную сельхозтехнику, в том числе - на бывшую в употреблении. Помимо этого, В.Путин призвал "разобраться" в вопросе взимания НДС с отечественных производителей, а также обеспечить дополнительную поддержку экспорта (для чего уже выделено 6 млрд руб.).
Российские производители уже почти 10 лет просили повысить пошлины на иностранную технику, но в ожидании вступления в ВТО получали от государства лишь мелкие пошлинные "подачки" - в виде комбинированной пошлины, например. Она была введена в январе 2006 года на импорт новых (до 3 лет) комбайнов размере 5%, но не менее 100 евро за 1 кВт мощности двигателя (до этого ставка в 5% не зависела от мощности комбайна). Да и та едва не была отменена уже в середине 2007 года.
Конечно, теперь российским производителям предстоит "предусмотреть скидки на продукцию". Глава холдинга "Новое содружество", контролирующего завод "Ростсельмаш" (РТС: RTLM) Константин Бабкин, отвечая на вопрос премьера, публично согласился на 10%-ный дисконт. "Больше 15% мы не потянем", - пояснил он. Но то, что это единственный способ реализовать скопившуюся технику, вероятно, на тот момент понимал и сам К.Бабкин. "Везде, где только есть свободное место, стоят комбайны. В ряд, в колонну, по двое, по одному, на бордюрах, под деревьями, в кустах", - описал свои впечатления от посещения завода корреспондент "Коммерсанта". И это при том, что предприятие тогда уже перешло на неполную рабочую неделю, уволило 1,3 тыс. сотрудников и собиралось сокращать еще.
Очередники
"Всех спасти нельзя", - слова основного владельца концерна "Тракторные заводы" (КТЗ) Михаила Болотина машиностроители понимают прекрасно. Однако не претендовать на помощь сейчас - значит изначально обречь бизнес на вымирание. "Если вовремя не будет оказана господдержка, откатимся на уровень 1995 года. Условно, когда зарплату гайками выдают", - констатировал М.Болотин.
Сам бенефициар КТЗ, например, открыто признался, что в его бизнесе возможно вхождение государства в уставный капитал через выкуп акций допэмиссии. "Вопрос в размере пакета и его стоимости", - уточнил он. Правда, тут же подчеркнул: "Не выкуп акций у собственника, а допэмиссия, то есть прямые инвестиции в предприятие". Кроме того, поддержка предприятий могла бы оказываться через целевые облигационные займы, которые государство выкупало бы через уполномоченные структуры, считает М.Болотин. О конкретных договоренностях он, правда, до сих пор не говорит. И вообще, в последнее время неохотно дает комментарии.
В сельхозмашиностроении, между тем, самые трудные времена еще впереди. Основные трудности М.Болотин прогнозирует в отрасли в первом квартале 2009 года. "Зарплаты платим пока, но скоро могут остановиться практически все сборочные конвейеры", - отметил он. А пока кризис динамично углубляется. По данным Министерства промышленности и торговли, к ноябрю остатки техники на складах российских производителей в денежном выражении достигли 9,3 млрд рублей, а задолженность за поставленные машины - 1,3 млрд рублей. В таких условиях тот же "Ростсельмаш" уже дважды корректировал производственную программу на 2009 год. В конце ноября К.Бабкин заявлял "Интерфаксу", что вместо 7,3 тыс. комбайнов завод планирует произвести около 5 тыс., а уже в начале декабря эта цифра уменьшилась до 4,1 тыс. машин.
Спасительный госзаказ
Перспективы целого ряда машиностроительных отраслей вообще напрямую зависят от государственного заказа. В таком положении оказались, например, производители железнодорожной техники, в частности, - "Трансмашхолдинг" (ТМХ). Как сообщал "Интерфаксу" источник в ТМХ, по итогам 2008 года компания ожидает роста выпуска продукции на 36-39% по сравнению с 2007 годом. Однако в 2009 году предприятия холдинга могут сократить объемы производства. "РЖД сейчас нам сделало (предварительную - ИФ) заявку на следующий год, которая меньше по сравнению с нашим ожиданием. Возможно, РЖД потом и добавит, но пока у нас есть информация, что объем производства будет несколько сокращен", - сказал собеседник агентства. "Российские железные дороги"(РЖД) сейчас закупают до 60% техники "Трансмашхолдинга".
Конечно, сомнительно, что ТМХ останется без заказа РЖД, которые сейчас владеют блокпакетом единственного акционера холдинга - голландской Breakers Investments. Даже несмотря на то, что пока инвестпрограмма железнодорожников на будущий год остается под вопросом. Однако именно в следующем году аналитики ждут сделки по продаже 25% + 1 акции ЗАО "Трансмашхолдинг". Сейчас due diligence ТМХ уже проводит французский концерн Alstom. Это право он получил, подписав в начале октября с "Трансмашхолдингом" меморандум о стратегическом партнерстве. Завершить оценку активов группы планируется в январе. И кто знает, захочет ли Alstom инвестировать в ТМХ при сокращающихся объемах закупок за ту цену, в которую оценивается его блокпакет: интерес мировых концернов к российским холдингам по-прежнему во многом обусловлен емкостью рынка РФ.
Минувшим летом именно фактор цены решил судьбу аналогичной сделки с канадским концерном Bombardier, говорил "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом переговоров. По его словам, ранее Ernst&Young оценивала ТМХ в $2,9 млрд, причем при оценке не учитывалась стоимость Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), крупнейшего российского производителя пассажирских вагонов.
Не за себя, а за того парня
В похожей ситуации теоретически могут оказаться производители энергетического оборудования. Российские инжиниринговые компании, возводящие станции для бывших "дочек" РАО "ЕЭС России", еще в ноябре выразили обеспокоенность проблемами энергетиков, которые повлекли снижение объемов строительства в отрасли: по итогам проведенных тендеров было заключено менее половины контрактов. "А в сентябре на это наложился кризис, и сейчас мы видим, что идет ползучая ревизия тех планов, которые были заявлены", - актуализировал проблему глава "Технопромэкспорта" Сергей Моложавый. По его словам, в 2008 году компания выиграла тендеры на $2 млрд, а заключила контракты только на $1 млрд. В таком же положении и другие компании, работающие на этом рынке.
Конечно, у машиностроителей, в отличие от инжиниринговых холдингов, имеется антикризисная "подушка" на ближайшее время. Портфели заказов у них уже сформированы до 2010 года, а в некоторых случаях - и до 2012 года, отмечал генеральный директор "Группы "Е4" Петр Безукладников. Это, кстати, касается не только поставщиков оборудования для традиционной энергетики, но и производителей атомных установок. "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) уже контрактуют свои "Ижорские заводы" на 2011-2012 гг. - к этому времени компания должна изготовить реакторы для болгарской АЭС "Белене". А "Силовые машины" (РТС: SILM) еще в мае подписали договор на оснащение 4 машзалов двух строящихся АЭС в Воронежской и Ленинградской областях, обеспечив себе заказы до I-II квартала 2012 года.
Однако именно ценовой фактор может сыграть злую шутку. По прогнозам П.Безукладникова, несмотря на кризис, существенного падения стоимости проектов ожидать вряд ли следует. Сейчас снижаются цены лишь на металлоконструкции и цемент, на которые приходится менее 10% себестоимости и не более 3% стоимости проекта. Тенденции же к снижению цен на оборудование, которое составляет более половины себестоимости, по словам главы Е4, пока нет.
В этом случае нет никакой гарантии, что генерирующие компании не начнут отказываться от своих планов даже по начатым проектам. Тем более, подобные поползновения уже есть. В частности, контролируемая "Газпромом" ОГК-2 хочет сдвинуть сроки ввода мощностей на Ставропольской ГРЭС за 2015 год. (2 парогазовые блока здесь строит та же Е4), а по проекту на Троицкой ГРЭС уже "запаздывает" не менее чем на год, заявлял в ноябре гендиректор компании Станислав Невейницын.
Президент "ЭМАльянса" Тимур Авдеенко не исключает, что в будущем энергокомпании продолжат переносить сроки размещения заказов, а также будут менять формы строительства станций, в частности, переходить от строительства к их глубокой модернизации. Хотя, с другой стороны, по мнению Т.Авдеенко, это может сократить объемы привлекаемых средств, необходимых для финансирования заказов, а также увеличить шансы на их получение: до 80% энергетических объектов в стране произведено на основе российских технологий.
Другими словами, даже в случае отказов от оборудования, его производителям в 2009 году удастся справиться с трудностями "смутного времени". Главное сохранить объем оборотных средств, достаточный для производства и не попасть в кабалу неплатежей (а они, между тем, по словам гендиректора управляющей компании "Кварц" Михаила Лисянского, уже достигают 20-25% сервисных услуг). Не пугает даже краткосрочная задолженность. Тому же "ЭМАльянсу", по словам, Т.Авдеенко, из $200 млн в будущем году предстоит рефинансировать около половины, и сделать это компании позволяют уже открытые кредитные линии.
Однако дальнейшие перспективы - пока под большим вопросом. "Мы говорим государству: нам не нужна помощь, нам не надо денег - помогите нашим заказчикам. Через 2-3 года все вернется на круги своя, но потенциал уже может быть утерян", - резюмировал Т.Авдеенко. В то же время, по данным источников "Интерфакса", сам "ЭМАльянс" возобновил переговоры с иностранными концернами о продаже от 25% акций до 50% минус 1 акции на сумму до $1 млрд. На момент отмены private placement в "шорт-листе" претендентов на этот пакет были концерны Alstom, Foster Wheeler, Shanghai Electric и VHL. Собеседник агентства уверяет, что это - инициатива иностранцев. Зарубежные концерны никаких официальных заявлений по этому поводу не делали.
Большая ломка
"У них будет совсем все плохо": картину апокалипсиса предприятий нефтегазового машиностроения обрисовал в интервью "Коммерсанту" глава группы "Интегра" Феликс Любашевский. По его оценкам, объем заказов со стороны нефтегазовых компаний в 2009 году снизится вдвое: 15-20% маленьких и средних участников рынка "с приличными запасами" "вымрет как класс", а мейджоры - кто на 30%, кто на 50% - урежут свои программы капвложений. Основной удар придется именно на производителей оборудования.
Слезать с нефтегазовой иглы, безусловно, будет трудно. "Без капремонта скважин нефтяники и года не переживут, но покупать новые станки никто не будет", - высказал свое мнение Ф.Любашевский. Надежда возлагается на госструктуры - "Роснефть", "Газпром нефть", "Газпром". "Они не должны забывать о нашем секторе. Да, падение будет и у них, но они должны создавать некий прожиточный минимум", - считает Ф.Любашевский, указывая на "ответственность перед индустрией".
Правда, на поверку выясняется, что кое-какие "лекарства" все же припасены и у самих машиностроителей. Тот же Ф.Любашевский надеется, что стабильность костромскому заводу "Строммашина", входящему в состав "Интегры", обеспечат поставки техники в страны ближнего зарубежья, а также внутренние заказы в группе. У другого завода - "Уралмаш-Буровое оборудование" заключены долгосрочные контракты на поставку техники, по которым уже получены большие авансы.
Планы по созданию собственного холдинга нефтегазового машиностроения - "Химмаш" - активно строят и акционеры ОМЗ. И отказываться от своих планов они тоже пока не спешат. Даже несмотря на противодействие со стороны ФАС. В октябре ведомство отказало "Химмашу" в консолидации акций трех активов из-за непрозрачности структуры конечных бенефициаров. Всего в группу предполагается собрать 3 инжиниринговых и 4 производственных предприятия в России и Чехии. С их помощью владельцы ОМЗ собираются создать в России одну из крупнейших инжиниринговых компаний в сфере нефтегазового строительства. Активы формируемой группы уже реализуют масштабные проекты - строят крупный газохимический комплекс в Якутии и возводят морской терминал по перевалке сжиженных газов в Ростовской области. В перспективе - участие в совместных проектах на Ближнем Востоке.
Под крылом надежной компании
Какие именно компании будут оздоровляться - до четверга оставалось главной предновогодней интригой. С этого вопроса начиналась едва ли не каждая беседа. Его задавали друг другу по телефону топ-менеджеры, обсуждали на "корпоративах" сотрудники, закладывали в свои прогнозы аналитики. Утвержденный правительством список с вожделением ждали с начала этой недели. В предварительном его варианте, с которым удалось ознакомиться "Интерфаксу", фигурировали 6 частных машиностроительных холдингов, которым Минэкономразвития рекомендует придать статус системообразующих - "Трансмашхолдинг", "Силовые машины", ОМЗ, "ЭМАльянс", "Ростсельмаш" и концерн "Тракторные заводы".
Впрочем, сенсации не произошло: все 6 компаний остались в утвержденном списке. Предполагается, что за их состоянием будут следить отраслевые министерства и при необходимости оказывать господдержку - созывать межведомственную рабочую группу с участием менеджмента предприятий, банков-партнеров и профильных ведомств. По итогам ее заседания предложения будут направляться в антикризисную комиссию. Мерами господдержки определены кредитование (госгарантии, субсидирование процентных ставок), докапитализация, реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, протекционистские меры (таможенно-тарифная политика), социальные программы.
И, тем не менее, на "корпоративах" по-прежнему поднимают бокал за 2010 год. Прекрасно понимая, что год 2009-й для машиностроителей будет по-настоящему тяжелым.