Агрессивность торговых сетей приведет к пустым прилавкам
Производители продовольствия жалуются, что крупные торговые сети ставят перед ними непомерно жесткие условия, выбивая все большие скидки, бонусы, повышая плату за вход и устанавливая драконовские штрафы. Это грозит обернуться пустыми прилавками в феврале-марте 2009 года
Москва. 25 декабря. IFX.RU - Непомерно жесткие требования торговых сетей к поставщикам продуктов питания могут привести к прекращению поставок продовольствия в эти магазины в феврале-марте 2009 года. Об этом заявляют сами производители, жалуясь на драконовские условия договоров на будущий год, которые с ними сейчас заключают ритейлеры.
Поставщики признают, что договорная кампания на 2009 год фактически зашла в тупик. Сети в ультимативном режиме требуют увеличить бонусы и кредиты на десятки процентов от условий 2008 года, а за незначительное нарушение штрафуют по полной программе.
При этом никаких обязательств по объему продаж, ограничению наценки на полке, гарантии своевременных оплат сети на себя не берут, утверждает член совета директоров группы "Черкизово" Мушег Мамиконян.
Так, в новых договорах, которые представила поставщикам одна из ведущих сетей, существующие условия пересмотрены в сторону, значительно ухудшающую положение поставщиков. Премия сети по договору составляет 25%. Кроме того, сети фактически принуждают поставщиков заключать дополнительно соглашение на оказание целого набора формальных услуг, которые созданы для того, чтобы получить гарантированный процент ретро-бонусов. "Явную премию сеть показывает как 10%, но вынуждает поставщика добирать еще 15% по допсоглашению", - отметил М.Мамиконян. Перечень услуг включает 32 наименования, в то время как реальных услуг, которые могут быть интересны для поставщиков и выполняются сетью, всего несколько.
Как показывают расчеты, фактическая наценка сетей на продукцию составляет 45% - 25% премия сетей по договору с поставщиками и 20% - наценка в рознице.
По оценкам экспертов, бонусы сетям со стороны поставщиков составляют около $150 млн в год.
Кроме того, сети предлагают увеличить отсрочку платежа в полтора раза, что в кризисных условиях неприемлемо, и сильно защищают себя штрафными санкциями по отношению к поставщику. Но санкции по отношению к себе в договорах сети не приемлют, отмечает специалист.
Как считает М.Мамиконян, поведение сетей не только не дает возможности работать на предложенных условиях, но и представляет угрозу товародвижению в стране. Дополнительные трудности возникают и в связи с тем, что поставщики сырья и оборудования практически прекратили кредитовать производителей продуктов питания, которые вынуждены изымать оборотные средства, сокращая тем самым объем производства и рабочие места. В итоге есть реальный риск закрытия производства и, соответственно, прекращения поставок продукции в сети.
По словам гендиректора группы "Черкизово" Сергея Михайлова, сейчас, когда банки отказываются от кредитования торговых сетей, а поставщики сами испытывают сложности с финансированием своих операций, сети не только не идут на конструктивное сотрудничество, но наоборот, доводят свои премии практически до 25%, а также ставят наценку на полке еще 25%.
"Считаем, что в данной ситуации сети занимают слишком агрессивную и недальновидную позицию, ставя поду угрозу движение товаров по цепочке от производителя к конечному покупателю", - заявил он. Ряд производителей оказались в такой ситуации, когда продолжать сотрудничество с некоторыми сетями в 2009 году стало просто экономически нецелесообразно, добавляет С.Михайлов.
С ужесточением требований сетей к поставщикам столкнулись и в ООО "Дымовское колбасное производство". "В условиях, когда всем надо набраться терпения, чтобы по возможности мягко пройти кризис, они (сети) давят на поставщиков", - заявил основатель и основной владелец компании Вадим Дымов.
По его словам, в настоящее время производители продукции вынуждены быть банкирами сетей, отсрочка платежей составляет от 30 до 60 дней, а задолженность сетей перед компанией составляет несколько сот миллионов рублей. В конечном счете, считает В.Дымов, такая позиция торговли ударит по потребителям.
В создавшихся условиях, отметил он, его компания будет больше ориентироваться на традиционную торговлю. "Мы дорожим работой с сетями, но в сегодняшних условиях их жесткая позиция ставит нас в очень сложное положение, - заявил В.Дымов. - Это влияет и на всю цепочку поставки, потому мы не имеем возможность рассчитываться с поставщиками мяса, а тем более продолжать инвестирование в животноводство, которым компания занимается в течение пяти лет".
По словам М.Мамиконяна, производители готовы и открыты к конструктивному сотрудничеству с сетями, но такое сотрудничество должно быть аргументированным и взаимовыгодным. Поставщики хотят получить в сетях гарантированное полочное пространство. "Работа с сетями должна строиться на основе ассортиментной матрицы, которая интересна поставщику, производители хотят иметь право предлагать интересный товар и контролировать его, - отметил он. - В нынешних условиях поставщик бесправен, когда сеть режет матрицу".