"Несмотря на кризис, крупные инвестиционные проекты в Красноярском крае свернуты не будут"

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин рассказал "Интерфаксу" о том, как развивается экономика вверенного ему региона и как край переживает последствия мирового кризиса

Фото: ИТАР-ТАСС

Александр Геннадиевич, реализуемый в Красноярском крае проект "Нижнее Приангарье" по объему инвестиций, составу участников, территории, государственному финансированию, ожидаемому эффекту, на сегодня, пожалуй, один из самых масштабных в стране. Устраивают ли Вас темпы и сроки его реализации?

- Сегодня - даже с учетом некоторых шероховатостей, вызванных масштабами проекта, необходимостью выстроить новый механизм взаимодействия инвесторов и государственных структур - все работы в Нижнем Приангарье идут по установленному плану.

Мне, конечно же, хочется, чтобы и Богучанская ГЭС, и алюминиевый завод, и такие объекты, как Богучанский лесоперерабатывающий комбинат, мост через Ангару, железная дорога Карабула-Ярки, автомагистраль Канск-Кодинск - были построены еще вчера. Однако есть определенная технология работы в северных территориях и все ее требования должны строго выдерживаться.

Сроки ввода всех объектов в Нижнем Приангарье жестко синхронизированы. Поэтому строительно-монтажные работы просто не могут не выполняться в соответствии с общим сетевым графиком.

- Вы говорите об этом с той же определенностью, что и год назад, как будто нет никакого кризиса... Неужели он не отразился на возможностях инвесторов? На чем сейчас базируется Ваша уверенность в том, что все будет по плану?

- Мы сделали сверку, провели переговоры со всеми компаниями, которые участвуют в реализации инвестиционных проектов в крае. Все они подтвердили свои обязательства - и участие, и сроки, и объемы инвестиций.

"Нижнее Приангарье" - проект комплексный, все его составляющие взаимоувязаны. Срыв ввода любого из объектов приведет к увеличению сроков реализации проекта в целом. Уверен, сегодня никто не захочет взять на себя такой риск и не выполнить свои обязательства.

Кроме того, сейчас готовность большинства проектов нового промышленного комплекса Нижнее Приангарье порядка 70-80%. С точки зрения инвестора останавливать финансирование таких крупных проектов в такой высокой степени готовности - абсурд.

И еще одно соображение. Это действительно эффективные вложения, даже на фоне кризиса. Их окупаемость высока, что с учетом ситуации на финансовых рынках, только повышает ценность таких инвестиций. Любая компания, даже если ей приходится оптимизировать свой бюджет, от финансирования подобных проектов откажется в последнюю очередь. Поэтому мы не ожидаем серьезных проблем с реализацией проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья".

Были определенные опасения, что "Русалу" будет сложно в одиночку достроить Богучанский алюминиевый завод. Металлургам сейчас особенно тяжело. Однако они не снижают темпов и все строительные работы ведут по графику.

Конечно, глупо смотреть на мир через "розовые очки" и считать, что мы предусмотрели все последствия кризиса. От неожиданностей никто не застрахован. Именно на тот случай, если кто-то из участников проекта вынужден будет отказаться от его реализации, существуют механизмы подстраховки.

У нас есть предложения от западных инвестиционных фондов, которые готовы войти в проект хоть сейчас. В этом нет ничего удивительного, так как оценка эффективности показывает, что уже через полтора-два года доходы в десятки раз превысят вложенный капитал.

Но пока эту возможность мы рассматриваем только теоретически. Государству невыгодно отдавать столь рентабельные проекты западным компаниям. Поэтому уверен, даже если и будут возникать непредвиденные сложности, мы - власть и российские инвесторы - будем решать их совместными усилиями.

Уверяю вас - мы чрезвычайно внимательно следим за развитием ситуации, буквально в режиме online. И поэтому могу ответственно сказать - несмотря на финансовые риски, все проекты в Нижнем Приангарье финансируются по графику. Так что переноса запуска Богучанского энерго-металлургического комплекса на более поздний срок не предвидится.

- С точки зрения региона, который первым ввязался в практическую реализацию такой крупной комплексной программы с участием разных инвесторов и уже получил определенный опыт, что Вы рекомендовали бы учесть другим регионам, что необходимо сделать органам госвласти, какие изменения внести в сложившуюся в законодательную базу, практику выделения ресурсов Инвестфонда?

- В ходе практической реализации проекта мы столкнулись с целым рядом правовых коллизий и неувязок. Из-за них, например, средства из федерального Инвестиционного фонда начали перечисляться позднее, чем планировалось. Поэтому мы вынуждены были на свой страх и риск заниматься переселением людей из зоны затопления Богучанской ГЭС, несколько задержали подготовку ложа водохранилища и модернизацию автодороги Канск-Кодинск.

Перечислять сейчас что именно не было подписано, в какие законы необходимо было внести поправки, мы сейчас не будем - долго и непродуктивно. Это предмет, как минимум, для докторской диссертации в области юриспруденции.

Часть противоречий в законодательстве и организационных проблем, касающихся взаимодействия ведомств разных уровней, мы уже устранили, другая часть - в работе. Здесь мы твердо рассчитываем на помощь сибирских депутатов Государственной думы - это в общих интересах.

Думаю, что идущим следом регионам, решившим запустить крупные комплексные проекты, будет немного легче. Тем не менее, нужен объемный анализ всей региональной и федеральной законодательной базы, утверждение типовой схемы финансирования из средств Инвестиционного фонда РФ и комплексный контроль за реализацией проектов. Очень важно предельно четко и эффективно организовать работу с частными инвесторами, совместно решать все возникающие проблемы, при необходимости корректировать планы.

- Возвращаясь к неизбежной сейчас теме кризиса... Неприятная проблема, с которой столкнулись все главы регионов - сокращение штата на предприятиях и рост безработицы. В некоторых регионах губернаторы заявляют чуть ли ни о прямых запретах руководителям предприятий увольнять людей. Но ведь с одной стороны, нет никаких законных механизмов реализовать такие запреты. А с другой, тут присутствует определенное лукавство, как минимум - противоречие - властям невыгодно запретами загонять предприятия в убытки и банкротство (а именно там они и окажутся, если не смогут сохранить сократить расходы хотя бы до уровня доходов) и терять источник налогов. Какова ситуация в Красноярском крае, есть ли, по-вашему, у властей реальные механизмы контроля занятости или это чистой воды популизм?

- На предприятиях Красноярского края массового сокращения людей не будет. Это не значит, что увольнений не будет совсем. При неэффективном управлении это неизбежно.

О сокращениях объявили предприятия, которые производили неконкурентную продукцию или у которых были "раздуты" расходы. Рано или поздно они должны были рухнуть - кризис просто ускорил этот процесс.

Например, у нас есть завод резинотехнических изделий. Он выпускал продукцию, которая не могла конкурировать с российскими аналогами ни по цене, ни по качеству. Этот завод был на грани ликвидации еще до кризиса.

Или "знаменитая" наша авиакомпания "КрасЭйр". Что бы власть не делала - сокращения там были бы неизбежны. Существующая структура затрат уже давно загнало это предприятие в "долговую яму".

Тем не менее проблема реструктуризации рынка труда существует. Сейчас правительство края разрабатывает комплекс мер по работе со высвободившимися трудовыми ресурсами. Однако первый пункт в этом плане работы уже известен - оперативный контроль за всеми перемещениями на рынке труда. Мы будем заранее знать о всех предполагаемых увольнениях, анализировать экономическую обоснованность таких решений, контролировать соблюдение всех требований законодательства при сокращении штатов или ликвидации предприятия. И самое главное - исключить давление на людей со стороны недобросовестных руководителей.

Мы создали специальный штаб, в рамках которого руководство края будет работать с каждым работодателем индивидуально. Кроме того, региональная власть активно подключилась к работе с людьми, встающими на учет в службу занятости. Наша задача обеспечить полное сопровождение каждого безработного - от собеседования до реального трудоустройства.

Кроме того, в Красноярском крае разработан пакет мер по поддержке тех сфер, которые значимы для экономики края с точки зрения занятости населения. Это строительный и лесной комплексы, ЖКХ, энергетика, малый бизнес.

- Каковы механизмы такой поддержки?

- Предусмотрены разные инструменты. Например, залоговый фонд, в который мы передаем часть краевого имущества. Край готов выступить гарантом значимого для региона предприятия при получении им кредита по сниженным ставкам и в качестве обеспечения передать имущество из залогового фонда. Здесь есть определенные законодательные ограничения - сейчас мы над этим работаем вместе с нашими депутатами Государственной думы.

Существует также краевой инвестиционный фонд, в котором у нас сейчас аккумулировано 5 млрд. рублей. Эти деньги мы можем направить на поддержку наших предприятий. Кроме того, правительство края активно работает и над получением средств по различным федеральным целевым программам. Пока получается.

Краевое законодательство также предусматривает комплекс мер по поддержке инвестиционных проектов, при реализации которых создаются новые рабочие места. В частности, предусматривает освобождение нового предприятия от налога на имущество и региональной части налога на прибыль в течение 3 лет.

- Вы упоминали, что в Красноярском крае около 40% населения работает в бюджетной сфере. Коснутся ли сокращения бюджетников?

- Если и будет какая-то оптимизация кадров в бюджетной сфере, то не за счет педагогов или врачей. В первую очередь будем сокращать управленческие структуры.

Но на сегодня такой задачи нет. Более того сейчас в системе управления у нас людей не хватает. Хорошие специалисты на такую зарплату не идут, а плохие нам самим не нужны.

Рассчитываем, что переход на новую отраслевую систему оплаты труда поможет решить нам эту задачу и мы сможем платить эффективно работающим сотрудникам достойную заработную плату.

Аналогичные задачи мы ставим перед собой и в других бюджетных отраслях - в медицине, образовании, культуре. По нашим оценкам, переход на отраслевую систему оплаты труда бюджетников потребует дополнительно порядка 10 млрд. рублей в год. Эти расходы уже предусмотрены в нашем бюджете.

- Но ведь и эти расходы, и в целом бюджет края на 2009 год наверняка утверждался еще при благополучной ситуации с доходами. Планируется ли корректировка бюджета с учетом кризиса?

- Мы же не живем одним днем. По нашей оценке, экономика достигнет "дна" примерно в мае 2009 года, затем начнется обратное движение.

Мы заложили в бюджет края цену никеля $20 тысяч за тонну. Сейчас эта цена колеблется между $9 и $11 тыс. Но у нас и курс рубля другой закладывался. Эти колебания при сложении компенсируют друг друга и позволят нам нормально работать. Кроме того, экономика края серьезно диверсифицировалась за последние годы. Это также работает на стабильность нашего бюджета.

- Как раз следующий вопрос о диверсификации экономики Красноярского края - уменьшении зависимости краевого бюджета от цветной металлургии. Удается? Какие еще отрасли будут значиться среди основных источников поступлений?

- В 2008 году налоговые поступления от предприятий цветной металлурги составят 36% доходов краевого бюджета. Через 3 года доля алюминия, никеля, платины и т.д. в структуре наших доходов сократиться до 24% процентов. Ранее были такие годы, когда доля цветной металлургии составляла 70% доходов краевого бюджета. Так что нашу зависимость от платежей металлургических компаний уже сейчас нельзя назвать критической.

На решение этой задачи, конечно же, работает весь комплекс наших инвестиционных программ, создание новых производств. Прирост доходов краевого бюджета от уже реализуемых инвестпроектов в течение следующих 3 лет составит более 34 млрд. рублей. Если сопоставлять с краевым бюджетом текущего года - это фактически его четверть.

Что касается структуры налоговой базы, то мы рассчитываем на значительные поступления от лесной отрасли за счет строительства новых современных предприятий по глубокой переработке древесины. Планируем, что в течение 3 лет увеличатся объемы производства изделий из дерева в 2,4 раза, строительных материалов - в 2,5 раза, объемы целлюлозно-бумажного производства - в 12 раз.

В перспективе мы рассчитываем, что лесной комплекс будет давать 10-15% доходной части бюджета.

Серьезные планы и в области развития инновационных технологий. Мы уже получили "добро" федерального центра на реализацию проекта создания в Красноярском крае промышленного кластера по производству солнечных элементов питания. Ведется так же и работа по организации производства наземного оборудования и приемников для навигационной системы ГЛОНАСС.

- В течение последнего года в крае много говорилось о реализации проекта агломерации "Красноярск-2020". Какие конкретные задачи он решает, что сделано уже сейчас?

- Проект разом решает целый ряд задач, причем в разных сферах и на разных уровнях.

Первый уровень - стратегический. Сейчас основной геополитический вызов в восточной части России - сильное демографическое и экономическое давление стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это объективный процесс и закрывать на это глаза нельзя. Миллиарды людей и триллионы долларов, замкнутые на относительно небольшой территории, стремятся выйти на практически неосвоенные просторы Сибири и Дальнего Востока. А у нас там население порядка 30 млн человек, и объем экономики сопоставим с экономикой одного крупного азиатского города.

И с нашей стороны нет иного способа противостоять этому давлению, кроме продуманных и последовательных действий по освоению своей территории. Основа этого процесса - создание агломераций. За Уралом должно быть 7-8 мегаполисов с населением не меньше миллиона человек. Такие города притягивают население из западной части страны. Для амбициозных людей это новые возможности для карьеры, бизнеса, личных заработков. Импульсы деловой активности мегаполиса распространяются на заметно большее пространство, чем его номинальная территория. Создание агломерации "Красноярск-2020" - именно такой проект.

Следующий круг - экономические задачи. Проект "Красноярск-2020" - это самый крупный инвестиционный проект края. Его общая стоимость - не менее триллиона рублей до 2020 года. Причем, большую часть средств составляют частные инвестиции. Это авиационный хаб, гостиницы, жилье, офисные объекты и сервис. Государство создает инфраструктуру - дороги, коммунальные и электрические мощности.

Третий, не менее важный блок решаемых в рамках этого проекта задач - социальные.

Это первый наш проект, напрямую влияющий на качество жизни людей в Красноярском крае. Если конкретизировать его результаты в цифрах, то к 2020 году он должен обеспечить рост среднего дохода на 1 человека в регионе до 46 тысяч рублей в месяц. Речь идет, конечно, о реальном росте доходов, рассчитанного в привязке к покупательной способности рубля.

"Красноярск-2020" - это так же 13,7 миллионов квадратных метров нового жилья, причем порядка 25% - в пригородной зоне. Это новые школы в общей сложности на 60 тысяч мест, новые детские сады на 23 тысячи мест. Для развития бизнеса - порядка 500 тысяч квадратных метров дополнительных офисных, торговых и выставочных площадей и строительство новых, современных гостиниц на 2,5 тысячи мест.

К концу 2009 года мы планируем полностью подготовить и согласовать всю необходимую документацию по проекту Красноярской агломерации - стратегию социально-экономического развития агломерации, схему территориального планирования, комплексную инвестиционную программу. Реализации намеченных инвестиционных и инфраструктурных проектов начнется в 2010 году.

- Вы выступали сторонником стратегии регионального развития, в которой большая роль уделялась "регионам-локомотивам". Однако складывается ощущение, что властям регионов со слабой экономикой такой подход не интересен, и даже где-то обиден. Лоббируется принцип выравнивания регионов. Эти позиции проявились при обсуждении "Концепции совершенствования региональной политики РФ", разработанной Минрегионом. Знакомились ли Вы с этим документом и как Вы его оцениваете? Что бы Вы предложили в нем учесть?

- Здесь необходимо точно расставить акценты. Выравнивание бюджетной обеспеченности регионов - это принцип социальной справедливости. Гражданин России - независимо от того, где он живет - имеет право на некий набор социальных услуг по установленным государством стандартам качества. Это один из основных принципов региональной политики в Россия.

Другое направление - мотивация регионов-лидеров. Государство осуществляют такую политику через паритетное финансирование инвестиционных проектов. Считаю, что это правильный подход - поддержка на федеральном уровне не отдельных территорий, а именно программ развития. И она должна опираться на оценку эффективности предлагаемых мер, а не на демонстрацию лоббистских возможностей.

Мы принципиально поддерживаем такой гибкий подход. Однако у нас есть ряд предложений по содержательной части Концепции. На мой взгляд, ряд заявленных в документе подходов нуждаются в конкретизации. Например, необходимо четче прописать механизмы координации действий региональных и федеральных властей, создать сбалансированную систему социально-экономического планирования, в первую очередь - стратегического.

- Администрация Красноярского края преобразуется в правительство. Что принципиально изменится после этого преобразования? На какие результаты Вы рассчитываете, какие просматриваются уже сейчас?

- Процесс преобразования администрации в правительство Красноярского края уже завершен. Что мы получили в результате? Меньше бюрократии - департаменты и агентства работают в единой структуре. Жестче система контроля - четко определена персональная ответственность каждого руководителя, каждого сотрудника за результаты именно его работы. Ключевой критерий оценки работы как министерств, так и отдельных специалистов - конкретный результат. Должен заметить, в целом система управления заработала быстрее и эффективней.

Не хочу сказать, что у нас все уже идеально. Пока темп работы правительства не в полной мере соответствует динамике развития края. Но думаю это решаемая задача.