Бондарчук и Рудовский: В "Даме Пик" зритель увидит особый почерк Лунгина

Продюсеры вышедшей на экран 17 ноября картины рассказали о фильме и проблемах современного кино

Дмитрий Рудовский и Федор Бондарчук
Фото: пресс-служба ART PICTURES STUDIO

Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU - В широкий прокат 17 ноября вышел новый фильм Павла Лунгина "Дама Пик" с Ксенией Раппопорт и Иваном Янковским в главных ролях. Лента, основанная на сюжете повести Александра Пушкина "Пиковая Дама" и одноименной оперы Петра Чайковского, представляет собой современное прочтение классической истории. Продюсеры картины Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский в интервью корреспонденту "Интерфакса" Анне Нехаевой рассказали о фильме, проблемах современного кино и вызовах, с которыми приходится сталкиваться индустрии.

- Почему вы решили взяться за проект с таким, казалось бы, всем известным сюжетом?

Федор Бондарчук (ФБ): Это все мой партнер Дмитрий Рудовский. Некоторое время назад у нас была идея снять фильм "Евгений Онегин", мы практически приступили к совместному производству со студией 20th Century Fox, но потом не получился сценарий и как-то не сложилось. С Павлом Семеновичем Лунгиным мы давние товарищи, давно собирались вместе что-то делать, обсуждали разные проекты. Возвращаясь из одной из своих поездок, Павел Семенович рассказал историю встречи со сценаристом Дэвидом Сайдлером, оскаровским лауреатом за фильм "Король говорит!" и то, что они вместе придумали "Даму Пик". Мы сразу же стали обсуждать как будем делать проект. Понятно, что это адаптация, сегодняшний день, современная картина, современный язык. Но это то, что Лунгина интересовало, что ему хотелось реализовать. Затем пошел долгий процесс написания сценария и в итоге, можно считать, что он вышел из-под пера Лунгина.

Дмитрий Рудовский (ДР): К классике возвращаются постоянно - не мы первые, не мы последние. К слову, самый цитируемый и снимаемый автор в мире по статистике - Уильям Шекспир. Ничего нового мы не открыли, но вопрос в том, что темы, которые поднимаются в классических произведениях, не сиюминутны и никуда не исчезают, они с периодичностью повторяются. Если произведение современно, несмотря на то, что написано много лет назад, то к нему неизбежно возвращаются. Можно написать что-то свое, а можно взять за основу произведение известного автора. Так, собственно, было и с "Пиковой дамой". Сценарий Павла Семеновича - очень актуальный, современный и жизненный.

Что касается "Евгения Онегина", то у нас была задача осовременить ту историю, перенести ее в наши дни. Но по вариантам сценариев было одно графоманство - пересказывание классического произведения. Мы долго буксовали, хотели создать произведение о герое нашего времени. В итоге обратились к "Даме пик".

- Чем, на ваш взгляд, фильм должен привлечь современного зрителя?

ФБ: Во-первых, это сам Лунгин. Киноманы, искушенные зрители, знают, что это лауреат Каннского фестиваля, автор картин "Остров" и "Царь", которые, может, и не били верхние строчки бокс-офиса, но, безусловно, становились большим событием на кинематографическом пространстве России. Так что имя самого режиссера на слуху, работы его знают, его выделяют. Кроме того, здесь играет Ксения Раппопорт, у которой есть своя фан-зона, ну и молодой Янковский.

Если говорить об индустрии, у нас была финансовая формула - мы не говорили про какой-то мегаблокбастер, который должен собрать миллионы зрителей в прокате. Мы, конечно, рассчитываем на определенного зрителя. Вышеперечисленные факторы делают весь проект убедительным с точки зрения бизнеса, как бы ни цинично и грубо это ни звучало по отношению к "Даме Пик" и Лунгину.

ДР: Фильм отражает парадигму, в которой живет большая часть молодых людей сегодня. Это практически всегда такой вызов. Молодежь хочет быстро пройти период от взросления к процветанию, минуя все эволюционные ступени, минуя труд, опыт и так далее. Всегда это будет актуальной проблемой, диссонансом, когда "хочется все и сейчас", а тебе предлагают это когда-то заслужить. Герой повести Пушкина более чем актуален сейчас, он в некотором плане выступает как ролевая модель.

- Вы описали главного героя в "Даме Пик", а создается впечатление, что речь шла о Максе Андрееве, героя фильма "Духless". Вам не кажется, что, по сути, эти картины рассказывают об одном и том же?

ДР: Не совсем. Жизнь многообразна. У людей разные модели поведения, взгляды, хотя в некоторых деталях они могут пересекаться. И там, и там главные действующие персонажи молодые люди, один уже добился успеха, как Макс Андреев, другой только хочет добиться. Это разные стадии одного и того же героя. Скорее всего, у Макса тоже был период бешеного желания разбогатеть и залезть как можно выше.

В "Даме Пик" сложная конструкция - это опера Чайковского, в основу которой положено произведение Пушкина, а дальше на нее, как третий сюжет, накладывается история современного молодого человека. Все, что случается с ним, происходит в реальной жизни. И так как он оперный певец, действие переносится на сцену. Здесь идет переплетение реальности и вымысла авторов.

- Что при создании фильма привнес от себя Павел Лунгин?

ФБ: Лунгин снимает очень по-особому. У него свои, характерные только для него, переходы к сценам, решения сцен, герои, шутки, длина кадра – это все его ярко выраженная индивидуальность. Почерк Лунгина видно. Единственное, когда мы принимали участие в маркетинге, в работе над трейлерами и так далее, то было много смешных ситуаций. Нам часто приходилось слышать комментарии Павла Семеновича вроде "Я это не монтировал!", "Это, конечно, здорово, но это не я монтировал". Но это свои законы, свое, другое, время. Вплоть до цветокоррекции и того, как выглядит кадр, где висит лампочка и как подсвечен гараж в той или иной сцене.

ДР: Лунгин всегда был режиссером-автором, классическим, во французском понимании. Он сам пишет, сам воплощает идеи. С этого и началась его карьера - он начинал как сценарист, а потом весьма удачно сел в режиссерское кресло. Если говорить о новом фильме и брать главное действующее лицо, то у Пушкина это холодный, рассудительный человек. Жажда обогащения и страсть, которая снедает его, выражены довольно схематично. Он действует расчетливо. У Лунгина же более сложная композиция - он любит огонь страстей. Его герой с первых шагов похож на одержимого. Для героев Павла Семеновича всегда характерно, что эмоции доминируют над расчетливостью. Взять хотя бы его "Олигарха" или "Такси-блюз".

- Вы сказали, что никак не могли найти "правильный" сценарий для "Евгения Онегина", для "Дамы Пик" он тоже довольно долго прорабатывался. Означает ли это, что нехватка качественных сценариев - одна из главных проблем российской киноиндустрии?

ДР: Я бы не сказал, что есть проблемы. Есть вызовы сегодняшнего дня, и мы их постепенно преодолеваем. Мы не можем революционно развиваться, потому что нет рынка, нет денег на кино. Понятно же, что кино материально. Хочется делать много и разного, но существуют определенные ограничения. Не надо называть это проблемой, надо понимать, что есть определенные экономические условия, в которых мы существуем. И сравнивать нас с Голливудом некорректно. Наши зрители видят не все, что производится в США. Потому что там снимается как продукт высокого технологического или содержательного качества, также как и картины невысокого уровня. Например, фильмы из серии комиксов MARVEL, по сути, - примитивнейшая сказка о борьбе добра со злом, но сделанная на высоком технологическом уровне. И пенять ими нет смысла. Наличие или отсутствие денег определяет количество объема работы, которую мы можем дать актерам, режиссерам, операторам, авторам и так далее. Мы развиваемся, но в силу нашего рынка. Проще сравнить на примере рекламы. Рекламный рынок США - 150 миллиардов долларов, а наш - 5 миллиардов. В этом и таятся различия. Мы можем производить, но немного, и мы будем развиваться вместе с экономикой, а не опережая или отставая от нее. Мы встроены во все эти процессы. Нам же от силы лет 20 как индустрии.

- Федор Сергеевич, расскажите пожалуйста, на какой стадии сейчас находится процесс возвращения прав на коллекцию картин "Ленфильма", снятых до 2002 года, киностудии? В чем заключаются сложности?

ФБ: Министр культуры РФ Владимир Мединский написал письмо председателю правительства Дмитрию Медведеву с предложением того, как вернуть права на коллекцию из одной государственной организации в другую, из "Госфильмофонда" в "Ленфильм". Сейчас этот вопрос прорабатывается. Когда президент России Владимир Путин несколько месяцев назад был на "Ленфильме", принимая новую студию, то единственный вопрос, который мы обсуждали, заключался в том, какие проблемы есть у "Ленфильма". Она одна – это коллекция. Какой точно механизм (по возвращению прав - ИФ) мы найдем по букве закона, я ответить пока не могу. Это все в плоскости казуисткики - на основании чего одна государственная организация должна передать права на ленты другой организации. У "Ленфильма" пусть правовая форма и изменилось, но по-прежнему 100 процентов акций акционерного общества принадлежат государству.

Эта мера, права на коллекцию, была в нашем бизнес плане, когда мы защищали модель обновления студии на общественных слушаниях в Министерстве культуры. Так как этого (прав на коллекцию - ИФ) нет, эта бизнес модель не до конца работает. Когда она появится, у нас все полетит. Это важная составляющая.

- Несмотря на то, что вопрос возвращения коллекции еще решается, сообщалось, что выданный студии кредит в 1,5 миллиарда рублей будет погашен уже в 2016 году. Это так? За счет чего планируете достичь возможности такого быстрого возврата?

ФБ: Да, "Ленфильм", надеюсь, погасит выданный кредит досрочно. В частности, за счет продажи непрофильного актива, участка в студии на улице Тамбасова, этот вопрос сейчас находится в процессе решения. Продажа нам позволит не только закрыть кредит, но и еще, может быть, что-то останется на студии. Кроме того, конечно же, студия генерит прибыль, и вся она уходит на погашение кредита. Если освободиться от кредита, то мы перейдем в совершенно другой этап развития.

Новости