В РПЦ выставку Яна Фабра в Эрмитаже сочли позорной
В Петербургской епархии утверждают, что экспозиция общедоступна, несмотря на возрастные ограничения
Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU - В Петербургской епархии считают, что выставку известного бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты" не следовало проводить в Эрмитаже, а сама экспозиция "выглядит достаточно позорно".
"Люди приходят в Эрмитаж как в некий сад красоты. Ведь французское слово "эрмитаж" происходит от греческого слова "отшельничество". Именно это слово выбрала Екатерина Великая для того, чтобы люди могли побыть наедине с искусством, с красотой, внутренне помолиться. А тут ты приходишь и видишь, что тебе навязывается достаточно сомнительное религиозное мировоззрение", - заявил в интервью "Интерфакс-Религии" глава епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин, который на днях посетил экспозицию.
Выставка "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты" работает в Эрмитаже с октября. Это большая ретроспектива одного из самых известных современных художников. Некоторые посетители усмотрели в ней пропаганду насилия. В ряде инсталляций были использованы трупы животных. Одна из работ представляет собой кошку, висящую на кресте.
По его словам, если мастера Возрождения, итальянские, французские, английские художники, в большом количестве представленные в "Эрмитаже", собраны там, "чтобы свидетельствовать о красоте мира, преображении человеком этого мира посредством восприятия благодати Господа, то вот это искусство падшего человечества, искусство, которое ведет вниз, к умертвлению в прямом смысле этого слова, потому что культ смерти не является для нас перспективным и позитивным".
"Все это выглядит достаточно позорно, тем более что даже сами сотрудники Эрмитажа возмущены, они говорят, что такое неуместно. Кроме того, в интернете много протестов простых людей. Дело не в том, что Церковь против. Нам до Яна Фабра особого дела нет, но для чего нам в России такое искусство?!" - задал вопрос священник.
Как отметил он, в мире искусства сейчас "всепроникающе действует эзотеризм, оккультизм", и Фабр - "один из апологетов этой новой псевдорелигиозной метаморфозы, в которой уже нет места ни Богу, ни человеку с высшими идеалами и смыслами". "Очевидно, что черепа, умершие животные, которые там висят, говорят о природе смерти, о том, что его (Фабра - ИФ) это интересует. Что за этим стоит, есть ли там высокие смыслы и идеалы, или это просто больное воображение - большой вопрос", - заявил собеседник агентства.
Он также утверждает, что, несмотря на возрастное ограничение 16+, дети на выставку все равно попадают. "Всякая ли детская психика может это выдержать? Там не стоят люди и не говорят: знаете, вам в этот зал нельзя. Никто не проверяет, все люди идут. А это уже нарушение закона", - считает священник.