Прощание с Аликом Сидоровым
В Москве хоронят фотохудожника, издателя, коллекционера и дизайнера Алика (Александра Ивановича) Сидорова, человека, имя которого навсегда останется в истории российской культуры
Москва. 24 декабря. INTERFAX.RU - В храме Михаила Архангела в Тропареве в среду отпевают фотохудожника, издателя, коллекционера и дизайнера Алика (Александра Ивановича) Сидорова.
Это имя с благодарностью произносит весь цвет советского художественного нонконформизма 70-80-х годов прошлого века. Это имя обязательно останется в истории мировой культуры. Хотя бы потому что он вместе со своим другом художником Игорем Щелковским издавал в 1979 по 1986 годы в Париже журнал "А-Я". Журнал познакомил запад с творчеством советских нонконформистов, ставших программной частью мировой культуры.
В то время у Эрика Булатова и Олега Васильева, Ильи Кабакова и Ивана Чуйкова, Комара и Меламида, Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна и Владимира Сорокина не было другого способа выйти к западной публике, если бы не беспрецедентное мужество и упорство Алика. Он доставал в Москве материалы, фотографировал картины, делал слайды, заказывал статьи критикам, переправлял материалы всеми мыслимыми путями во Францию, где к концу семидесятых обосновался Игорь Щелковский, который и печатал журнал "А-Я". За семь лет существования журнала квартиру Алика на Чистых прудах восемнадцать раз обыскивали сотрудники КГБ. Никто не сможет подсчитать то количество книг и инструментов, которое было вынесено во время этих визитов.
"Он был человеком римского стиля и аристократического достоинства, и своим существованием повышал градус публичности неофициальной жизни и вообще повышал ее цену. Вокруг Алика терялись сомнения в том, что можно жить так, как жили мы – работали кочегарами, репетиторами, библиотекарями, художниками-оформителями, но, придя в его знаменитый дом на Чистых Прудах, сев за его знаменитый стол и став частью многочасового хлебосольного застолья – ты понимал, получал зримое подтверждение, что у истории, почти в оправдание будущих теорий Лотмана, есть не только видимая колея, но и невидимая, однако подчас никак не менее существенная", - сказал об Алике в своем Живом Журнале писатель и критик Михаил Берг.
В 2001 году Алик Сидоров стал одним из учредителей ООО "Издательский дом А-Я", продолжавший традиции, созданные одноименным журналом уже в другом формате. Уникальный фотограф, Алик с 1981 по 1985 год в сентябре уезжал в Крым, полностью посвящая себя фотографии. Результатом этих путешествий стала серия из 1500 снимков южной природы "Киммерия". Это вневременные пейзажи - ни одна живая душа не появляется в кадре, утрачены малейшие приметы цивилизации - нет ни признаков современной жизни, ни античных руин. По мнению М.Берга, "в его пейзажах происходило прощание с красотой искусства; Алик знал, что красота сегодня уже невозможна, она апроприирована массовой культурой, и тут же будет дезавуирована, только художник посмеет настаивать на ее ценности".
Много лет фотограф не демонстрировал свои произведения публично и лишь весной 2006 года впервые показал небольшую часть цикла в Государственном центре фотографии в Петербурге.
Этим летом Алик открыл в Москве универсальную фото-видеостудии Alansydd Издательского дома "А-Я". На презентации студии Алик представил собравшимся свою новую разработку: универсальную фотокамеру ультра-большого формата 24х24 дюйма (60х60 см), предназначенную, в первую очередь, для ландшафтной и экспедиционной съемки, Он отдал этому своему детищу пять лет кропотливых исследований, экспериментов, проб и ошибок.
Сидоров родился 18 августа 1941 года в Москве, до создания издательского дома "А-Я" работал фотографом и телеоператором. Скончался после тяжелой продолжительной болезни 22 декабря 2008 года в Москве.