Переименовать по воле и без промедлений
Станции московского метро и улицы можно будет переименовать в честь известных людей по рекомендации президента страны и мэра. И не дожидаясь прописанных ранее законом десяти лет с момента смерти человека
Москва. 24 декабря. INTERFAX.RU - Пик переименования улиц в столице пришелся на конец советской эпохи и начало российской - в 1990-е гг., избавляясь от праха и бремени советского времени, в Москве активно переименовывали крупные магистрали и небольшие улочки и переулки, станции метро, площади. В городе с новыми именами выросло целое поколение - тех, кто не помнит, что улица Тверская некогда была улицей Горького, Лубянская площадь - площадью Дзержинского, Новый Арбат - Калининским проспектом, а, например, станция метро "Выхино" без затей именовалось "Ждановской".
Сейчас в городе ситуация стабилизировалась, однако точку в переименованиях никто не ставил. Последней наиболее громкой историей стало превращение Большой Коммунистической улицы в улицу Солженицына - вопреки правилу о том, что городские улицы могут получить имя человека не раньше, чем пройдет 10 лет с момента его смерти. Переименование сопровождалось спорами о законности переименования и даже скандалами - жители Большой Коммунистической заявили, что городские власти в своем усердии побыстрее присвоить их улице имя великого русского писателя и философа вынудили их к бесконечной сутолоке и потере времени, связанной с вынужденной заменой документов о прописке. Помимо этого жители улицы возмущались тем, что их, собственно, никто не спросил о том, хотят ли они сиюминутного превращения Большой Коммунистической в улицу Солженицына.
Отныне же городские власти получили вполне законное право не ждать истечения десяти лет со смерти человека - называть улицы и станции метро в честь усопших станет намного проще благодаря принятым в среду на заседании Мосгордумы поправкам к закону "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена Москвы". Эти поправки будут распространяться на правоотношения, возникшие с 8 октября 1997 г., когда был принят закон "О наименовании", то есть касаться именований, происшедших за эти годы. По словам автора поправок, спикера Мосгордумы Владимира Платонова, по ранее действующему законодательству присвоение имен, фамилий известных жителей Москвы, граждан России и зарубежных стран может производиться только новым улицам и по истечении не менее 10 лет со дня смерти указанных лиц. Из этого правила поправками теперь сделано исключение, когда присвоение рекомендовано главой государства или мэром города. Кроме того, внесенные уточнения и изменения позволяют переименовывать станции метрополитена в честь известных людей по рекомендации президента и мэра столицы.
Уточнили и то, кто же должен финансировать затраты на смену документов, связанную с переименованием. Гражданин, которому посчастливилось жить на переименованной улице, сразу после смены ее названия может обратиться в ОВД, где ему бесплатно внесут в паспорт необходимые изменения.
Между тем, отметим, что в Москве остаются улицы и станции метро, названия которых уже в течение многих лет являются раздражителем для ряда активистов из различных общественных организаций. Так, например, в течение долгого времени ведутся дискуссии о необходимости переименований станций метро "Кропоткинская" и "Войковская". В пользу переименования выступают церковно-общественного проекта "Возвращение", а также некоторые представители РПЦ. В частности, и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых заявил 15 июля, что "не думаю, что новое поколение будет иметь хороший пример для подражания в лице Кропоткина, основоположника анархизма. Нам нужны государственники, а не анархисты". Участники "Возвращения", со своей стороны, в совсем недавнем прошлом предлагали переименовать "Кропоткинскую" в "Патриаршию". Правда, глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов выразил сомнение в целесообразности этого шага. Все те же активисты "Возвращения" уже давно обращались к Юрию Лужкову с призывом убрать имя одного из убийц царской семьи, Петра Войкова, со схемы столичного метро. "Недопустимо, чтобы в почти тысяче московских храмов шли поминальные службы (в честь царской семьи - "ИФ"), а станция метро и дальше носила бы имя детоубийцы Войкова! Подобный плюрализм в одном городе похож на социальную шизофрению и не красит Москву", - заявляли активисты "Возвращения" в мае текущего года.