Жертвы "Исландского Чернобыля" готовы взяться за топор
Непомерно раздутая финансовая система маленькой Исландии рухнула под напором внешних бурь и придавила десятки тысяч граждан, которые привыкли жить в долг. Оставшись без работы, многие исландцы не знают, как расплачиваться с банками. Страна близка к настоящим социальным катаклизмам
Москва. 23 декабря. IFX.RU - Десятки демонстрантов почти ежедневно ходят по Рейкьявику, столице Исландии, свистя и протестуя против деятельности банков, пытающихся выбить плату по кредитам из людей, которые не могут больше погашать долги, пишет Bloomberg. Пятилетний цикл роста страны оборвался вместе с коллапсом рынка ипотечных закладных в США.
Одна из предводителей протестующих Ева Хауксдоттир (Eva Hauksdottir) в свободное от демонстраций время занимается продажей талисманов удачи, а также кукол вуду в виде банкиров. Она говорит, что может потерять свой дом, который сейчас стоит меньше, чем в момент покупки два года назад, хотя долги за него выросли на 20%.
Только гражданское неповиновение может вынудить банки прекратить собирать долги, которые не способны заплатить люди, считает Е.Хауксдоттир. "Мы будем использовать наши голоса, а затем, если необходимо, будем использовать наши руки, и, возможно, топоры", - говорит она.
Протесты в ближайшее время могут усилиться, поскольку счета все пребывают, а выходное пособие для тех, кто потерял работу, заканчивается. Сейчас уже достаточно респектабельные и пожилые жители Исландии морально поддерживают протестующих - тех, кого недавно они расценивали не иначе, как хулиганов. За тем, дойдет ли Исландия до настоящих социальных катаклизмов, есть смысл последить другим европейским странам: удар, который северный остров принял еще в сентябре-октябре, возможно, ждет и еще некоторые государства.
Падение исландской кроны и волна инфляции давят на заемщиков, чьи располагаемые денежные доходы существенно росли в последние годы. Некоторые исландцы говорят, что шальные деньги прошлого десятилетия разрушали традиции острова. В романе 1934 года "Независимые Люди", написанном единственным Нобелевским лауреатом Исландии Халдором Лакснесом (Halldor Laxness), главный герой, овцевод, предпочитал свободу от долгов любым материальным удобствам. Его девиз был: "я не должен никому ни пенни". Эта философия может вернуться, говорит 63-летний Биргир Асгеирсон (Birgir Asgeirsson), священник Лютеранской церкви Рейкьявика. "Я рос, зная, что вы работаете для того, чтобы что-то получить, но сегодня дети просто получают то, что они хотят", - говорит он. "Но теперь я вновь слышу, что родители говорят ребенку "нет, мой мальчик, все не так просто", - добавляет священник.
Гунлаугур Гудмундсон (Gunnlaugur Gudmundsson) - астролог и генеральный директор компании, которая предоставляет гороскопы через телефонных операторов. По его словам, количество клиентов более чем удвоилось из-за кризиса. " Раньше классический вопрос был "я люблю этого парня, он женится на мне?' Теперь всех волнуют вопросы о рабочих местах и о том, когда вернутся хорошие времена".
Памятником хорошим временам сейчас может выступать концертный зал Рейкьявика, который построен только наполовину и закрыт для посетителей, а его основной акционер, Landsbanki Islands, разорился в октябре. Директор по маркетингу Торхалур Вильялмсон (Thorhallur Vilhjalmsson) говорит, что он сводит концы с концами благодаря выходному пособию. "Исландия сейчас походит на Чернобыль после взрыва. - говорит он, - Внешне все выглядит нормальным, но вокруг радиация." Концертный зал Рейкьявика должен был обойтись в $252 миллиона. Это составляло более 2% ВВП Исландии.
У исландцев есть время, чтобы порассуждать о том, как их страна попала в водоворот глобального цикла "бум - спад" - ведь в середине зимы в самой северной столице мира солнце появляется лишь на четыре часа в день. У Вильялмсона есть своя собственная версия, как все произошло. "У Запада был большая, длинная коктейль-вечеринка, - говорит он, - И затем, поздно вечером, туда прибыл этот симпатичный маленький карлик, Исландия. И он напился".