"В ближайшие годы Россия собирается увеличить расходы на цели содействия международному развитию до $400-500 миллионов"
Александр Яковенко, замглавы МИД РФ, в интервью "Интерфаксу" рассказал о донорских вкладах России в деятельность ООН и влиянии кризиса на международные программы
Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU - Об донорских вкладах России в деятельность ООН, влиянии мирового финансового кризиса на программы международного развития и прочих аспектах сотрудничества РФ и Объединенных Наций в интервью "Интерфаксу" рассказал замглавы МИД России Александр Яковенко.
В июне 2007 президент Российской Федерации утвердил Концепцию участия России в содействии международному развитию. Как идёт реализация Концепции?
В Концепции определены основные цели, задачи и принципы политики Российской Федерации в данной области, а также последовательность и ключевые элементы создания национальной системы содействия международному развитию (СМР), включая вопросы его планирования, администрирования, оценки эффективности, роль бизнеса и научных кругов. В соответствии с Концепцией наша вовлечённость в сотрудничество в сфере развития стала приобретать системный характер.
В ноябре 2007 года Правительство Российской Федерации одобрило План мероприятий по реализации Концепции. Он предусматривает принятие конкретных мер по созданию нормативно-правовой и институциональной базы российского СМР.
В 2007 года российское участие в СМР увеличилось в два раза по сравнению с 2005-2006 гг. и составило около $210 миллионов. На недавно завершившейся Дохийской конференции по финансированию развития мы подтвердили, что в ближайшие годы Россия собирается увеличить расходы федерального бюджета на цели СМР до $400-500 миллионов.
Оказание помощи иностранным государствам рассматривается странами-донорами в качестве эффективного инструмента налаживания двусторонних отношений. Намерена ли Россия задействовать этот ресурс для расширения возможностей своей внешней политики?
Как я только что отметил, правительство России предпринимает последовательные шаги по наращиванию своего донорского потенциала. При этом мы руководствуемся курсом на отстаивание принципов глобального партнёрства в области развития, закреплённых в ключевых итоговых документах международного сообщества.
Мы исходим также из понимания того, что содействие развитию является важным инструментом внешней политики, позволяющим странам развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в первую очередь на двустороннем, а также региональном и глобальном уровнях и повышать внешнеполитический авторитет страны.
В настоящее время Россия оказывает содействие развитию в основном по многосторонним каналам через международные финансовые организации и организации системы ООН, поскольку в нашей стране пока не создана нормативная и институциональная база для оказания помощи на двусторонней основе. В частности, необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс, которые определили бы понятие «льготный кредит или кредит, предоставляемый на условиях содействия развитию», а также закрепить законодательно формирование «Бюджета официальной помощи развитию ОПР».
Известны обязательства традиционных доноров выделять 0,7 процента от ВНП на цели помощи развитию. Каково отношение России к этим обязательствам?
Вообще идея выделять развитыми странами 0,7% от своего ВНП для оказания содействия развивающимся странам появилась в ООН в 70-х годах. Современным документом, на который опирается международное сообщество при обсуждении этой темы, является Монтеррейский консенсус. Последний раз эти показатели были подтверждены в начале декабря этого года на второй Международной конференции по финансированию развития в Дохе. Мы считаем это важным достижением Дохийской конференции в условиях масштабного финансово-экономического кризиса.
В Концепции участия России в СМР говорится, что по мере формирования соответствующих социально-экономических предпосылок Россия будет наращивать объёмы средств, выделяемых на СМР, таким образом, чтобы создать устойчивую тенденцию к достижению в перспективе цели выделения на СМР не менее 0,7% ВНП.
Это означает, что мы признаём эту цель и делаем всё от нас зависящее, чтобы приблизить её достижение. На данном этапе речь, в первую очередь, идёт о совершенствовании институционно-правовой основы для двусторонней работы, т.к. именно на двустороннее сотрудничество и должна, по нашему мнению, приходиться основная часть идущих на цели развития средств. Это подтверждается и международным опытом – по данным разных стран-доноров на двустороннее взаимодействие в сфере развития приходится до 70% бюджета развития, и только 30% помощи идёт по многосторонним каналам.
Не могли бы Вы поподробнее остановиться на нашем сотрудничестве с организациями системы ООН.
Оперативные программы и фонды, региональные экономические комиссии и специализированные учреждения ООН оказывают разностороннюю гуманитарную и техническую помощь, содействие в постконфликтной реабилитации и восстановлении, преодолении последствий стихийных бедствий, закладывая, таким образом, основы для устойчивого развития стран.
В настоящее время Россия вносит добровольные взносы в такие организации ООН, как Всемирная продовольственная программа ($11 млн), Всемирная организация здравоохранения ($5 млн), Фонд промышленного развития Организации Объединённых наций по промышленному развитию ($2,6 млн), Фонд по миростроительству ООН ($2 млн), Европейская экономическая комиссия ($1,2 млн), Программа развития ООН ($1,1 млн), Детский фонд ООН ($1 млн) и ряд других.
Как видно из цифр, приоритет мы отдаём сотрудничеству в области продовольственной безопасности. Мы убеждены, что обеспечение продовольствием нуждающегося населения является важной составной частью любой гуманитарной операции. Среди стран, в которые направляется через Всемирную продовольственную программу наша продовольственная помощь, государства СНГ (Молдавия, Киргизия, Таджикистан), Азии (КНДР, Афганистан), Африки (Ангола, Гвинейская Республика, Зимбабве) и Латинской Америки (Куба). Кроме регулярного взноса в ВПП мы оказываем через Программу разовую продовольственную помощь. Так в 2008 года мы предоставили такую помощь Бангладеш, Гвинее и Зимбабве на общую сумму $3,5 миллиона. С 2009 года наш взнос в ВПП увеличится до $15 миллионов. Намерены и дальше его наращивать.
В целом, рассматриваем взносы в агентства ООН как важный вклад в усилия международного сообщества по достижению согласованных целей ООН в области развития, в частности Целей развития тысячелетия (ЦРТ).
Расскажите, пожалуйста, о взаимосвязи ЦРТ с содействием международному развитию.
Россия всемерно поддерживает усилия международного сообщества по достижению ЦРТ.
Руководствуясь принципом общей ответственности за международное развитие и расширяя свою ресурсную базу, Россия будет последовательно проводить курс на конструктивное участие в коллективных усилиях по борьбе с нищетой, голодом, инфекционными заболеваниями, преодолению последствий чрезвычайных ситуаций, поиску эффективных ответов на другие глобальные вызовы и угрозы социально-экономическому прогрессу.
Мы убеждены, что центральная роль в расширении международного взаимодействия в целях развития должна принадлежать ООН. Россия последовательно выступает за укрепление роли и авторитета Организации в реализации глобальной повестки дня в области развития.
Может ли сегодняшний глобальный финансово- экономический кризис как-то негативно повлиять на достижение ЦРТ и содействие международному развитию?
Я бы сказал, что влияние кризиса на финансирование развития было своевременно купировано в отличие от 90-х годов прошлого столетия, когда рецессия в мировой экономике привела к 20-процентному сокращению объёмов предоставляемой помощи. Этот факт подтверждён результатами Международной конференции по финансированию развития в Дохе. Следует отметить, что накануне Конференции у некоторых стран были даже сомнения в целесообразности её проведения в условиях финансового кризиса. Однако возобладал ответственный подход, и она всё-таки состоялась. Более того, на Конференции развитые страны, включая Россию, подтвердили, что намерены обеспечить выполнение принятых на себя обязательств по оказанию помощи развивающимся странам и не допустить сокращения как уже реализуемых, так и новых программ в области содействия развитию.
Как известно в Дохе было принято решение о проведении Конференции ООН на высшем уровне по проблеме мирового финансово-экономического кризиса и его влияния на развитие. Прокомментируйте, пожалуйста, эту инициативу.
Мы поддержали это предложение, поскольку считаем, что нужно максимально эффективно использовать уникальный потенциал ООН как универсальной международной организации для генерирования политических импульсов, направленных на преодоление мирового финансового и экономического кризиса, минимизации его влияния на развитие.
То, что идея созыва такой Конференции, вначале встретившая сопротивление со стороны ряда стран, в конечном итоге была одобрена, свидетельствует, как представляется, о росте осознания необходимости обеспечения широкой политической поддержки мер, направленных на адаптацию мировой финансовой архитектуры к решению задач по преодолению нынешних кризисных явлений.
Российская Федерация намерена принять самое активное участие в обмене мнениями по модальностям предстоящего форума ООН, которые в соответствии с решениями, принятыми в Дохе, необходимо определить к марту следующего года.
Часто приходится слышать критические оценки эффективности оказания содействия международному развитию. Существуют ли международные механизмы повышения результативности СМР?
Тематика эффективности содействия развитию в последние годы приобретает всё более важное значение в международном диалоге по финансированию развития.
Процесс обсуждения данной проблематики был запущен в ходе Форума по гармонизации содействия в Риме в 2003 года. В настоящее время в качестве основы для действий донорского сообщества по обеспечению качества помощи рассматривается Парижская декларация об эффективности помощи развитию, принятая на Втором форуме высокого уровня в Париже в 2005 года.
В Парижской декларации зафиксирована приверженность развитых и развивающихся стран следовать ряду принципов эффективности помощи развитию, включая повышение национальной ответственности стран-получателей, обеспечение согласованности действий, гармонизация взаимодополняемости усилий стран-доноров, осуществление ориентированного на результаты управления, усиление взаимной подотчетности стран-доноров и получателей содействия.
Участниками Парижской декларации являются 119 государств, в том числе Россия, и 26 крупных международных организаций.
Итоговый документ состоявшегося 2-4 сентября 2008 года в Аккре Третьего форума по эффективности помощи развитию призван придать дополнительный политический импульс усилиям, направленным на выполнение Парижской декларации. Его итоговый документ построен вокруг тезиса о недостаточности предпринимаемых международным сообществом усилий для выполнения зафиксированных в Декларации задач и необходимости их наращивания в контексте достижения зафиксированных в ней качественных и количественных показателей в установленные сроки, то есть к 2010 года.