Панкадж Саран: Мы с РФ ведем переговоры по многим аспектам военно-технического сотрудничества

Посол Индии в России рассказал о текущем состоянии отношений Москвы и Дели и их взаимодействии в сфере ВТС

Панкадж Саран

Москва. 1 сентября. INTERFAX.RU - Посол Индии в России рассказал корреспонденту "Интерфакса" Михаилу Качурину о текущем состоянии отношений Москвы и Дели, их взаимодействии в сфере ВТС, а также о позиции Индии по афганскому урегулированию.

- Как вы оцениваете текущее состояние отношений между Россией и Индией. Какое место сотрудничество с Москвой занимает во внешней политике Дели?

- Я полагаю, что отношения с Россией сегодня очень крепкие и всеобъемлющие. Их история насчитывает многие десятилетия, и, несмотря на масштабные изменения в мире, которые мы видели и продолжаем видеть, всегда была одна страна – Россия – отношения, с которой, в целом оставались неизменными. На самом деле, отношения с Россией со временем только укреплялись. Сегодня эти отношения распространяются практически на все сферы. В то же время, мы постоянно ищем новые возможности для сотрудничества. Мы также постоянно ищем способы модернизировать наши отношения, сделать их современными и отвечающими потребностям обеих стран, которые вступили в эпоху перемен. Индия меняется очень быстро, и мы бы хотели, чтобы Россия участвовала в нашем национальном и экономическом развитии. В целом, я бы сказал, что у нас очень крепкие здоровые и всеобъемлющие отношения. У нас нет политических противоречий, мы испытываем взаимное доверие. Стоит отметить также, что между премьер-министром Индии Нарендрой Моди и президентом России Владимиром Путиным установились очень хорошие личные отношения. Они несколько раз встречались в последние месяцы, и они вскоре проведут новую встречу в Индии. Сотрудничество между Россией и Индией активное на всех уровнях. Нет абсолютно никаких сомнений, что отношения с Москвой являются одними из наиболее приоритетных во внешней политике Дели. Мы считаем Россию другом, которому можно доверять, очень важным стратегическим партнером, и страной, с которой Индия хотела бы иметь самые лучшие отношения. Уникальная ситуация заключается в том, что все политические партии очень доброжелательно настроены по отношению к России, которую все в моей стране считают другом Индии.

- Традиционно Индия считалась стратегическим партнером Индии, а Пакистан – стратегическим партнером США. На Ваш взгляд, изменилась ли эта ситуация? Не так давно Индия подписала с США военные контракты и рассматривает возможность совместного производства истребителей. Кроме того, после визита Нарендры Моди Вашингтон объявил Дели своим стратегическим партнёром. Означает ли это, что Индия поворачивается в сторону США? Может ли это навредить отношениям с Россией?

- Во внешней политике Индии отношения с Россией никоим образом не зависят от отношений с другими странами. Россия стремится развивать отношения со многими странами, Индия делает то же самое. У нас установлены отношения со многими странами, но не значит, что есть какое-либо изменение в нашем стратегическом партнерстве с Россией. Как я уже сказал, наше стратегическое партнерство с Москвой проверено временем и соответствует национальным интересам Индии. Мы полностью привержены укреплению этих отношений. Я не буду пытаться как-то охарактеризовать прошлое и давать упрощенные ответы на вопрос о том, кто чьим партнером является. Я не думаю, что международные отношения строятся таким образом. Важно понимать, что мы в Индии имеем четкое представление о наших приоритетах и требованиях. В этом контексте мы полностью привержены отношениям с Россией, которые мы ценим. Что касается диверсификации индийской внешней политики, то этот процесс продолжается. Уникальность индийско-российских отношений заключается в том, что они построены на очень прочной и надежной основе, которая не изменилась. Сотрудничество и партнерство с Россией не имеют прецедентов и продолжают расти, как в объеме, так и в совершенствовании технологий. Это касается любой сферы, будь то военная или оборонная сферы, использование мирного атома, энергетика и другие Как уже упоминалось ранее, по многим региональным и глобальным вопросам у России и Индии много общих взглядов, мы работаем вместе и координируем свои действия. Будущее наших отношений будет еще более продуктивным, чем настоящее.

- В октябре в Индии состоится очередной саммит российско-индийский саммит. Ожидается ли подписание каких-то определенных документов по его итогам?

- В отношениях с Россией есть особая система саммитов, которые проводятся ежегодно с 2000 года. Каждый год мы работаем над подготовкой результатов таких встреч. Сейчас обе стороны работают над различными соглашениями, которые мы можем подписать. 13 сентября в Дели состоится встреча межправительственной комиссии по техническому и экономическому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавит вице-премьер Дмитрий Рогозин, индийскую – министр иностранных дел Сушма Сварадж. Кроме того, различные рабочие группы встречаются в течение года. Я уверен, что саммит будет очень продуктивным с конкретными результатами по всем сферам нашего сотрудничества: экономика, инвестиции, энергетика, культура и, конечно, военно-техническое сотрудничество. С моей стороны, было бы преждевременно говорить о результатах встречи. Мы должны подождать, пока лидеры двух стран не проведут переговоры. С определенностью могу сказать только, что подготовка идет, проводится очень много переговоров, и обе стороны нацелены на продуктивный и существенный результат во всех сферах нашего сотрудничества.

Наше сотрудничество в сфере мирного использования ядерной энергии 10 августа отметило важную веху. Премьер-министр Моди и президент Путин в ходе видеоконференции участвовали в передаче Индии первого энергоблока АЭС "Куданкулам" мощностью 1 тыс. МВт, что стало очень важным событием. Мы также обсуждаем строительство еще пяти энергоблоков. У нас будет шесть АЭС, которые станут символами российско-индийского сотрудничества. В общей сложности, они будут производить 6 тыс. МВт электроэнергии. Это лишь один из примеров того, как наши страны настроены на развитие отношений. Мы хотим развивать их так, чтобы они улучшали жизнь простых людей и способствовали развитию экономик. Сегодняшняя Индия очень отличается от Индии 20 или 30 лет назад. Наша экономика является одной из самых быстрорастущих в мире, у нас амбициозные планы на будущее, и мы бы хотели, чтобы Россия приняла участия во всех сферах нашей экономики. Мы полагаем, что, учитывая российский опыт и знания, наши предприятия и компании могут многое сделать вместе.

- Ранее появлялась информация о том, что Россия передала Индии проект соглашения о поставках зенитно-ракетных систем С-400? На каком этапе сейчас переговоры по этому вопросу? Когда вы ожидаете подписания контракта и сколько комплексов Индия хочет закупить у России?

- Я не знаю, откуда у вас информация о том, что Индии был передан проект соглашения, это не обсуждается публично. Это деликатный вопрос, относящийся к военно-техническому сотрудничеству. Я могу сказать только, что наше военное и оборонное сотрудничество носит многоплановый характер, вопрос модернизации нашей армии, наших ВВС и ВМФ обсуждается с российской стороной. Эти переговоры продолжаются, и в нужное время, когда мы достигнем соглашения, я уверен, мы сможем подтвердить, что это за дискуссии. В данный момент мы ведем переговоры по многим аспектам военно-технического сотрудничества, и вопрос поставок С-400 – один из них. Однако для того, чтобы узнать об окончательном решении, нужно подождать завершения переговоров.

- Сообщалось также, что Россия и Индия близки к подписанию соглашения об опытно-конструкторских разработках по совместному проекту истребителя пятого поколения. Когда это соглашение может быть подписано? Собирается ли Индия заказать 200 таких истребителей, как об этом сообщалось ранее?

- Вопрос истребителей пятого поколения обсуждается в рамках общих переговоров с российской стороной о военно-техническом сотрудничестве. Точные детали того, как идут переговоры по этому вопросу, находятся в ведении военных. Я думаю, надо позволить им продолжить переговоры, с моей стороны будет неуместно говорить о статусе этих дискуссий.

- Ранее в этом году заместитель директора ФСВТС России Анатолий Пунчук сообщал, что Россия готова увеличить объёмы лицензионного производства в Индии истребителей Су-30МКИ и танков Т-90С. Собирается ли Индия подписывать новые контракты на производство этих танков и самолетов?

- Нас с Россией связывает давнее сотрудничество по танкам Т-90 и истребителям Су-30. Этот вопрос является частью переговоров между военными двух стран. Эти решения зависят от многих факторов: от военных потребностей Индии, технических возможностей российской стороны. Я полагаю, что все эти вопросы также обсуждаются на уровне военных ведомствКогда покупаешь технику, ее постоянно нужно модернизировать и совершенствовать. Вопрос модернизации также обсуждается.

- Собирается ли Индия заказывать у России еще эсминцы, помимо шести уже построенных? Заинтересована ли Индия в лизинге второй атомной субмарины проекта 971?

- У нас обширные дискуссии с Россией по ВТС. Они проходят на уровне соответствующих ведомств. Я бы хотел обратить внимание на то, что мы хотели бы перейти к новому уровню отношений с Россией, в которых мы могли бы сотрудничать для развития индийского оборонного сектора. Наш премьер министр запустил программу "Делай в Индии", мы пригласили российские оборонные предприятия создать совместные предприятия для совместного производства и передачи технологий индийским компаниям. Это делается для того, чтобы через несколько лет мы могли перейти от отношений, в рамках которых Россия только продает вооружения, а Индия – покупает, к новый отношениям, при которых обе страны занимаются совместным производством. Мы уверены, что на основе опыта наших отношений с Россией мы сможем пойти по пути развития и освоения российских технологий, и мы приглашаем российские предприятия к производству, совместной разработке в Индии и продаже в Индии и третьих странах.

- Позвольте перейти к региональной проблематике. Считаете ли Вы эффективным четырехсторонний формат переговоров по мирному урегулированию в Афганистане с участием США, Пакистана, Афганистана и Китая? Считаете ли Вы необходимым создание нового формата подобных переговоров, например, а рамках ШОС, членом которой Индия собирается стать?

- Мы полагаем, что исторически Талибан был частью проблемы, а не ее решения. Талибан несет ответственность за организацию терактов в Афганистане и соседних странах. Движение является одной из самых дестабилизирующих сил, которая несет ответственность за разрушение афганского общества. Индия сама становилась жертвой терактов талибов, в частности против индийского посольства в Кабуле и других дипломатических миссий Индии в Афганистане. Движение "Талибан" должно понять, что оно не может быть признано легитимным международным сообществом, пока продолжает следовать террористической идеологии. Если талибы хотят участвовать в построении афганского государства, они должны полностью изменить свою окраску. Мы также убеждены, что "Талибан" действует не само по себе, его поддерживают и руководят им из-за границы, что делает гораздо более сложным поиск решения. Решение афганского вопроса должно быть найдено народом Афганистана, никто извне не сможет этого сделать. Мы извлекли этот урок из событий последних лет в других частях мира. Нельзя навязать решение сверху, оно должно прийти из самого Афганистана. Ни одна страна не может относиться к Афганистану как к зависимой стороне. Народ Афганистана гордый, он пережил много страданий от гражданской войны. Самое главное для Афганистана – чтобы прекратилось все внешнее вмешательство.

Что касается Индии, у нас с Афганистаном исторические отношения, которые насчитывают тысячи лет. Мы внесли большой вклад в экономическое развитие Афганистана и продолжим это делать, так как считаем, что для Кабула важнее всего сейчас экономическое развитие, строительство институтов власти и политическое решение кризиса. Индия готова сделать все необходимое для развития этих направлений. В прошлом Индия, Россия и Иран и другие государства-единомышленники вместе работали над решением афганской проблемы. Если будет такая необходимость, важно, чтобы все страны, желающие добра Афганистану, сотрудничали в поиске решения. Я не думаю, что какая-либо самопровозглашенная группа стран может найти решение афганской проблемы. Без участия стран региона будет очень трудно найти решение проблем Афганистана.

- Вы полагаете, что существующий формат не может решить проблему?

- Если идея состоит в том, чтобы несколько стран собрались и решали проблемы Афганистана, то появляется вопрос ,кто будет решать, какие страны должны в этом участвовать и будет ли учитываться мнение Кабула. Дело в том, что ведущая роль в любой региональной или международной инициативе по этому вопросу должна принадлежать самому Афганистану. Если кто-то не спрашивает Афганистан и думает, что обладает способностями и знанием для поиска решения, я боюсь, он не сможет его найти. Если афганцы хотят международной или региональной поддержки, нужно спросить их, какой формат они хотят. Без этого поиск решения путем просто создания групп стран может не работать. Индия всегда была готова помочь Афганистану найти решение кризиса, в двустороннем или каком-либо другом формате.

- Директор второго департамента Азии, спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов недавно заявил, что процесс национального примирения в Афганистане мертв. Вы согласны с таким утверждением?

- Афганистан переживает очень тяжелый период , и мы должны помочь его народу. Решение должно исходить от Афганистана. Я не хочу характеризовать состояние мирного процесса каким-либо конкретным словом. Если посмотреть на историю страны за последние 30 лет, она прожила большие страдания. Мир придет в Афганистан, только если внешние силы, некоторые из соседних с ним стран, поймут, что нельзя обращаться с Афганистаном как с зависимым государством или как со стратегическим активом. Мир там возможен только если уважать народ Афганистана и позволить ему самому быть инициатором политического процесса. Мы стояли на стороне афганского народ последние 20 лет и продолжим это делать. Индия будет готова сыграть роль в мирном процессе. В Афганистане нас беспокоит угроза радикализации, пособничества терроризму внешними силами и расколу афганского общества. Мы должны предотвратить дальнейшее укрепление этих сил: исламского терроризма, экстремизма, радикализмами, терроризма.

- По сообщениям СМИ, США ведут с Индией переговоры о поставках в Афганистан вертолетов МИ-25 и запчастей российского производства, так как Афганистан нуждается в модернизации своих ВВС, однако не может купить технику на деньги НАТО напрямую у России из-за введенных Вашингтоном антироссийских санкций. Когда Индия собирается поставить вертолеты и сколько? Координируется ли Дели в этом вопросе с Москвой? Не опасаетесь ли вы, что такие поставки приведут к эскалации напряженности в отношениях с Пакистаном?

- Во-первых, у нас очень хорошее взаимопонимание с нашими российскими друзьями. В таких вопросах, как этот, мы всегда координируемся и консультируемся с российскими партнерами. Во-вторых, мы предпринимаем любые действия только по просьбе афганского правительства. Правительство Афганистана обратилось к нам за военной помощью, и наш долг – ответить на эту просьбу. Если афганское руководство говорит, что хочет помощи в борьбе с террористами и экстремистами и обращается к Индии, мы должны изучить эту просьбу и ответить на нее. В этом случае мы положительно ответим на просьбу и сделаем это в консультации с нашими российскими партнерами. Я не знаю, откуда появилась информация о том, что США ведут переговоры с Индией об этом, мне неизвестно о таком диалоге. Я могу сказать, что у нас есть запрос от Афганистана, мы ответим на него положительно, и сделаем это, когда необходимо, в консультации с Россией

- Является ли эта помощь способом обойти санкции Вашингтона в отношении Москвы?

- Я не думаю, что это корректная интерпретация.

- Недавно в Кашмире произошла вспышка насилия. Готова ли Индия обсуждать этот вопрос с Пакистаном и когда могут пройти такие переговоры? Готова ли Индия наряду с угрозой терроризма в регионе обсуждать территориальный спор?

- Когда вопрос касается Джамму и Кашмира, с нашей точки зрения это не территориальный спор, это часть Индии, этот штат - часть государства. Есть Джамму, Ладакх, Гилгит и Балтистан, а также есть часть Кашмира, которая незаконно оккупирована Пакистаном. Вопрос юридического статуса Кашмира был решен уже давно, он является неотъемлемой частью Индии. Единственный вопрос, который остался нерешённым, заключается в том, что Пакистан должен вернуть ту часть Кашмира, которая сейчас находится на его территории, потому что весь штат Джамму и Кашмир на законных основаниях принадлежит Индии. Спор ограничен вопросом возвращения той части Кашмира, которая находится под незаконной оккупацией Пакистана. Мы хотели бы обсудить это с Пакистаном. Переговоры должны включать в себя вопрос о том, как Пакистан может прекратить террористическую деятельность, которую он ведет против народа Кашмира со своей территории. Пакистан должен перестать использовать терроризм как инструмент политики для создания напряженности с Индией. Мы также хотим поговорить с Пакистаном о том, что ему следует перестать укрывать террористов на своей территории. Всему региону и миру известно, что Пакистан стал очагом терроризма в регионе в том смысле, что разыскиваемые Индией террористы сейчас живут и получают поддержку в Пакистане. Их нужно вернуть в Индию, и Исламабад должен прекратить экспорт терроризма в нашу страну. Все эти вопросы мы готовы обсуждать с Исламабадом в любое время. Мы дали Пакистану ответ, что мы готовы к переговорам по Джамму и Кашмиру и перечислили пункты, которые хотели бы обсудить. Мы четко обозначили свою позицию. Со своей стороны, Дели делает все необходимое для поиска политического решения проблем Кашмира, улучшения ситуации с безопасностью, и экономического развития региона.