Кризис в G20: каждый сам за себя
Страны G20, обещавшие совместными усилиями решать проблему глобального кризиса, сосредоточились на спасении собственных экономик. Их действия мешают объективно оценить масштабы проблем и препятствуют их решению
Москва. 18 декабря. IFX.RU - Своя рубашка ближе к телу - именно этой русской народной мудростью, похоже, руководствуются правительства почти всех стран в эпоху глобального кризиса. Под аккомпанемент торжественных заявлений "большой двадцатки" о том, что для борьбы с мировыми проблемами необходимо объединиться и всем вместе решать судьбы экономики, крупнейшие страны прежде всего думают о защите собственных экономик. Заявляя о недопустимости торговых барьеров, они активно вводят все новые и новые ограничения и защитные меры.
"Клятва большой двадцатки" (итоговое коммюнике G20 по итогам ноябрьского саммита) пока выглядит пустой декларацией, констатируют эксперты и аналитики, опрошенные Bloomberg. Напомним, в этом документа G20 обещала в ближайший год не создавать новые барьеры для инвестиций и торговли, не вводить ограничения и отказаться от всех вариантов протекционизма. Однако на деле все эти декларации оказались пустыми словами.
Эксперты снова вспоминают времена Великой депрессии (1930-е гг.), когда мировую экономику также настиг коллапс, и в условиях глобального экономического спада развитые страны активно защищали своих производителей законодательными мерами. Последствия были плачевными: в частности, в США в 1930 году был принят тарифный закон Смута-Хаули, который дал старт "торговой войне". Сам по себе этот закон не был чем-то сверхъестественным, но он спровоцировал шок, так как привел к ответным действиям других стран.
Аналитики отмечают, что со времени саммита G20 страны-участницы активно начали вводить новые меры, которые искажают картину мировой торговли. По их мнению, это только усложняет задачу управления кризисом.
Практика спасения государством близких к краху компаний и целых отраслей экономики "может стать тем факелом, который зажжет фитиль протекционизма", опасается аналитик по вопросам торговли Фонда Маршалла Джо Гинан.
К примеру, чтобы защитить себя, Франция создала $7,6-миллиардный фонд для инвестиций в компании, которым, по выражению президента Николя Саркози, необходимо защититься от "иностранных хищников".
В США обсуждается пакет государственной помощи для отечественных автопроизводителей, который поставит в неравные условия их иностранных конкурентов, у которых также есть американские заводы.
Китай меняет систему налогообложения экспорта, чтобы сделать продукцию своих компаний более конкурентоспособной на мировых рынках, одновременно сохраняя политику слабого юаня.
Индия ввела отдельные административные ограничения на импорт стали и леса и рассматривает введение антидемпинговых пошлин на стальную и химическую продукцию, Вьетнам поднял импортную пошлину на сталь в 1,5 раза.
Россия, в свою очередь, повысила ввозные пошлины на автомобили.
Впрочем, что касается России, то она прямо заявляет, что хочет идти по пути "разумного протекционизма". Как недавно отметил вице-премьер РФ Сергей Иванов, "в условиях мировой финансовой нестабильности без разумного государственного протекционизма нашим товаропроизводителям будет сложно сохранить свои позиции на мировых рынках". Об этом же говорил и президент России Дмитрий Медведев. Он заявлял, что правительство не собирается заниматься "тупым протекционизмом", но обязано поддерживать национального производителя.
Страны G20 легко понять: если руководство стран не будет защищать собственную экономику, этого не сделает никто, несмотря на все красивые слова, которые звучат на всевозможных саммитах. Тем более что ослабление экономики может быть на руку соседней державе, более сильной и пострадавшей от кризиса не столь значительно. К тому же, за спадом всегда следует подъем, и здесь необходимо работать на перспективу: если экономика сейчас перестанет нормально функционировать, выход из кризиса может оказаться очень болезненным и затяжным.