Гендиректор "Массандры": Санкции Запада сделали нам бесплатную рекламу

Янина Павленко рассказала о планах крымского производителя вина по завоеванию азиатского рынка

Гендиректор "Массандры" Янина Павленко
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 12 августа. INTERFAX.RU - "Массандра" – крупнейший производитель вина в Крыму, который после присоединения полуострова к России находится под санкциями Евросоюза и США, – завоевывает азиатский рынок сбыта и готовится "восстановить историческую справедливость": вернуть на этикетки наименование "вино" вместо оскорбительного для завода "винного напитка", рассказала в интервью "Интерфаксу" Янина Павленко, генеральный директор производственно-аграрного госпредприятия, находящегося в ведении управделами президента РФ.

– "Массандра" недавно получила лицензию номер один в России на производство вина с защищенным географическим указанием. Что это дает?

– 80-85% вин в России, как мы знаем, производится из импортных виноматериалов. В отрасли виноделия, если говорить об импортозамещении, которому сегодня правительство уделяет много внимания, это в первую очередь необходимость посадки виноградников. Качественное российское вино должно делаться из российского винограда.

Что даст лицензия "Массандре" и что такое вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ)? Это соблюдение трех глаголов. Первый – производитель должен сам вырастить виноград, либо приобрести его в границах определенного географического объекта. Второй глагол – переработать этот виноград в виноматериал. Третий глагол – разлить этот виноматериал в бутылку и получить готовую продукцию. Лицензию на вина, защищенные географическим указанием, условно можно назвать лицензией на производство вина из собственного винограда.

Мы получили лицензию и сейчас ждем принятия лишь одного нормативного акта внутри республики. Его готовит Минсельхоз Крыма. Это порядок подтверждения собственного винограда для заявки на акцизную марку на вина с защищенным географическим указанием. Потребитель, увидев надпись на бутылке "вино с защищенным географическим указанием", поймет, что он покупает вино, сделанное из винограда, произрастающего в Крыму, а не из материала, который был откуда-то импортирован.

Для "Массандры" это переломный момент, поскольку мы оказались заложником действующего российского законодательства – 171 ФЗ, куда "Массандра" со своим классическим креплением вина этиловым спиртом попала как винный напиток. По сей день на бутылках массандровских вин пишется не вино, а винный напиток. Сейчас эта законодательная коллизия будет исправлена.

Сегодня есть еще один очень важный вопрос – признание "Массандры" сельхозпроизводителем. Мы занимаемся этим при активной поддержке управления делами президента, главы Крыма. Хотя "Массандра" сегодня и аграрное предприятие, мы выпускаем подакцизную продукцию и не имеем статуса сельхозтоваропроизводителя, не можем позволить себе участвовать в программах по субсидированию.

– Какова процедура?

– Перейдя на выпуск вин с защищенным географическим указанием (в законе предусмотрено очень много льгот и преференций для производителей именно таких вин), мы идем по пути внесения этих вин в перечень сельхозпродуктов – это первый шаг. Должно быть постановление правительства России по этому поводу. Оно готовится к принятию с 1 января 2017 года. То, что мы будем делать, будет признано сельхозпродуктом.

Далее нам необходимо изменение в Налоговый кодекс в части признания производителей таких вин сельхозтоваропроизводителями и еще ряд нормативных документов.

Полгода назад были снижены ставки акцизного сбора для вин и игристых вин с защищенным географическим указанием. Когда заработает Госдума нового созыва, мы будем инициировать вопрос о снижении ставок акцизного сбора (также в два раза) для вин ликерных, специальных, с защищенным географическим указанием. Это уникальный тип вин, как я это называю, российская школа крепления. Во всем мире крепят вина виноградным спиртом, в России никогда не было большого количества виноградного спирта, эта отрасль как таковая никогда особенно не развивалась. У нас спирт растительного происхождения, но, тем не менее, не виноградный. Так сложилось уже с учетом агроклиматической зоны нахождения России.

– "Массандра" намерена возрождать крымские автохтонные сорта винограда. Сколько их? Почему решили развивать это направление?

– В Крыму существует более ста автохтонов. "Массандра" сегодня является базовым предприятием для их произрастания. Сегодня у нас насчитывается 11 автохтонных, или аборигенных сортов винограда. Они составляют более 20% всех виноградников "Массандры" и занимают более 850 гектаров.

Почему мы пошли по пути развития автохтонов? Промышленное производство в виноделии еще при графе Воронцове начиналось с европейских лоз. Европейские сорта завозились сюда, осуществлялись посадки винограда, но еще в те времена и Воронцов, и князь Голицын отметили: на территории Крыма произрастает огромное количество виноградников, которые без ухода постоянно давали урожай. Именно тогда, еще более ста с лишним лет назад, было отмечено, что эти уникальные сорта дают необыкновенный виноград – по своему вкусу, по ароматике. Именно тогда первые автохтонные сорта начали использоваться в промышленным производстве.

Безусловно, очень здорово соревноваться, условно говоря – соревноваться, с европейскими производителями, исконными прародителями каберне, шардоне, рислингов и прочих европейских сортов, но зачем нам соревноваться с кем-то, если мы можем завоевать свое место под солнцем винами, сделанными из сортов винограда, аналогов которым в мире нет – нашими автохтонными, аборигенными сортами.

В прошлом году в целях эксперимента мы закупили новое современное французское оборудование (этот проект мы назвали "Микровиноделие", производительность всего 10 тысяч декалитров виноматериалов). Это оборудование позволило нам осуществить выработку именно столовых вин. В первую очередь мы взялись за эксперимент с нашими автохтонами и получили великолепные образцы. Вина получились очень гармоничными, с насыщенным вкусом – передана вся яркость и все краски Крыма. К примеру, вино из сорта винограда Кефесия - нарядного рубинового цвета, с ярким ароматом черной смородины и тонами чернослива и болгарского перца или Кокур – удивительный сорт винограда, не нуждающийся в таком количестве влаги, как другие сорта. Он дает очень большую урожайность. Из этого сорта мы традиционно вырабатывали сухое вино, а в 2015 году выработали опытный образец полусухого белого вина с тонким ароматом сорта и нежным элегантным вкусом.

Мы взялись – безусловно, сохраняя традиционное крепленое виноделие "Массандры", крепкие, десертные вина (хересы, мадеры, портвейны, мускаты), которыми мы гордимся, – за абсолютно новое для себя направление: за столовое виноделие, взялись делать сухие, полусухие, полусладкие натуральные вина. Новые образцы вот-вот выйдут на рынок, уже привезена бутылка для розлива этих вин.

В целом, в этом году мы запланировали переработать одиннадцать наименований аборигенных сортов, в частности Сары Пандас, Эким Кара, Шабаш, и другие. Хотим посмотреть на них, ведь вино – это живой организм, требующий к себе очень много внимания, и каждое вино ведет себя абсолютно по-разному.

– Вина "Массандры" подделывают на Украине и в Молдавии, как боретесь?

– Вина "Массандры" исконно могут делаться только в Крыму и больше нигде! Есть потуги использовать нашу торговую марку. Что такое торговая марка? Не более чем лейбл, который можно прилепить куда угодно. Сегодня в Украине и в Молдавии торговая марка "Массандра" лепится на все, что только приходит им в голову. Нам очень досадно, ведь это портит имидж предприятия для украинских потребителей.

Сейчас мы стоим на пути признания торговой марки "Массандра" всемирно известной, будем отстаивать наши права в судах. Мы собираем – это очень длительный, кропотливый, трудоемкий процесс – документы, чтобы доказать историческую принадлежность марки заводу, который находится именно на Южном берегу Крыма в России, а не где-то в Молдавии или на юге Украины.

Всем, кто сегодня посягает на авторитет "Массандры", используя торговую марку и бренд для вин сомнительного качества, разлитого из непонятно какого виноматериала, я говорю: рано или поздно мы встретимся в суде.

– Госкомпания в этом году начала экспортировать вино в Беларусь и Китай. Как его приняли там? Каковы планы по работе с белорусами и китайцами на ближайшее будущее?

– Замечательно приняли. У меня, когда мы с вами разговариваем, лежит на столе на подписи еще один контракт с белорусами на поставку нашей продукции. Она востребована, выходим на стабильные, постоянные контракты, на долгосрочное сотрудничество.

Что касается Китая – мы планируем принять участие в Дальневосточном форуме, рассчитываем провести там переговоры с большим количеством контрагентов из Китая – у них есть такое желание. Эти сигналы очень важны для нас. Даже, несмотря на то, что молдавская "Массандра" начала поставляться в Китай, сегодня у наших китайских партнеров есть понимание, что истинная "Массандра" (вино – продукт местности, так определил еще Голицын, это постулат) может рождаться только на Южном берегу в Крыму в России.

В самом скором времени мы откроем и другие рынки.

– Какие?

Сейчас, в частности, в завершении переговорный процесс с Тайванем.

– То есть, взгляд Массандры" пока направлен на Восток?

– "Массандра" в персональном санкционном списке Евросоюза, в Штатах тоже в санкционном списке. Нас это огорчает. С другой стороны, как бы там ни было, сегодня "Массандра" получила во всем мире бесплатную рекламу. Завтра, когда возня с санкциями закончится, "Массандру" будут знать во многих уголках мира.

– Каковы объемы производства в этом году?

– В прошлом году мы сделали порядка девяти с половиной миллионов бутылок вина, в этом выходим на 10,5 миллионов. Наращивание оборотов происходит за счет сухих и крепленых вин.

– Раньше "Массандра" разливала вино в бутылки украинских производителей. Откуда тара сейчас?

– Бутылка покупается на материковой части России. Она хорошего качества, нас все устраивает. Более того, мы изготавливаем здесь, в России, пресс-форму той бутылки, которая пришла к нам из Франции, и дальше будем пользоваться российской бутылкой во всей продукции.

– Была информация, что завод готовится к репозиционированию продукции.

– Оказалось, что много элементов, связанных с нашей этикеткой и бутылкой, было запатентовано на частные фирмы, на частных лиц. Мы готовим ребрендинг нашей продукции. Эта комплексная работа ведется уже второй год, ведется с серьезной московской дизайнерской компанией, у которой много удачных проектов в сфере алкоголя. В самом скором времени мы порадуем нашего потребителя не просто высоким качеством внутреннего содержания, но и высоким внешним качеством продукции, дабы уйти от любых совмещений с теми аферистами, которые выпускают продукцию в Молдавии и в Украине.

– "Массандра" выдерживает вино в дубовых бочках, кажется, у вас их тысяч десять. Пополняете запасы? Куда отправляете старые?

– Верно, около десяти тысяч. Последнее приобретение было в прошлом году, мы закупили 20 французских барриков. Французский и американский дуб, выдержка более ста лет. Старые бочки мы никуда не отправляем, они остаются у нас. Есть опыт использования бочек, не пригодных к дальнейшей выдержке, для изготовления мебели для наших дегустационных залов.

– Есть ли намерения открыть на территории «материковой» России фирменные магазины "Массандры", подобные тем, что работают сейчас в Крыму?

– Есть. В планах открытие фирменного магазина в Москве. Нашу инициативу поддерживает управление делами, подыскиваем помещение. На момент воссоединения Крыма с Россией у "Массандры" не было ни одного своего фирменного магазина. Те магазины, которые находились в Крыму, – это были магазины частного предприятия с одноименным названием. Буквально с нуля в прошлом году мы начали открывать фирменные магазины. На сегодняшний день работает 17 магазинов и восемь магазинов-кафе-баров. К Новому году планируем открыть фирменный магазин в Симферополе.

– "Массандра" около года назад заявила о планах выставить на аукцион бутылку вина "Херес-де-ла-Фронтера" 1775 года из коллекции предприятия и выручить за нее не менее одного миллиона евро. Как обстоят дела?

– Мы действительно планируем аукцион и сейчас подбираем аукционный дом. Такое уникальное вино, если и будет реализовано, то будет реализовано на открытом аукционе и, безусловно, не по цене, которую, как при Украине было, установит руководитель предприятия, а по цене, которую это вино заслуживает на рынке. К сожалению, за последнее украинское десятилетие за бесценок было продано более 500 тысяч бутылок уникальных коллекционных вин. Опустошать, в буквальном смысле, как это происходило раньше, массандровскую коллекцию в наших целях нет.