Сергей Рябков: Сожалеем, что недоверие мешает США по-настоящему сотрудничать с РФ по Сирии

Замглавы МИД рассказал о том, как проблемы в отношениях Москвы и Вашингтона сказываются на сирийском урегулировании

Фото: ТАСС, Сергей Карпов

Москва. 5 августа. INTERFAX.RU - Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков в интервью агентству "Интерфаксу" рассказал о сотрудничестве с США по сирийскому вопросу и важности взаимного доверия в этом процессе.

- Сергей Алексеевич, американские официальные лица заявляют, что не уверены, что могут доверять действиям России в Сирии. Как в Москве это воспринимают?

- Диалог с Вашингтоном по сирийским делам не прекращается, он идет в непрерывном режиме, по разным линиям и на самых разных уровнях. Мы, конечно, сожалеем по поводу оценок в том духе, что проблемой является отсутствие доверия к России, и эта проблема мешает, надо понимать, американским коллегам по настоящему взаимодействовать, в том числе, в решении ключевой задачи нанесения поражения террористам в Сирии.

Весь парадокс в том, что недостатком доверия объясняется на наш взгляд отсутствие политической воли со стороны самих США в достижении, в общем-то, понятных и очевидных целей. Без выхода на эти результаты нельзя ожидать ни стабилизации на Ближнем Востоке, ни уменьшения террористической угрозы во многих регионах мира.

А то, что доверия в отношениях между Москвой и Вашингтоном не хватает, это очевидный факт. Мы сами об этом говорили на самых разных уровнях, многократно. И не буду открывать Америку, если скажу, что, на наш взгляд, подрыв доверия произошел вследствие целенаправленной и уже довольно долгой, устойчивой, к сожалению, линии администрации США, линии Белого дома на то, что сами американцы называют "стратегическое сдерживание России".

Предлогов в США при нынешней администрации для проведения такой линии находили немало. Особенно выраженным этот деструктивный курс стал после известных событий в Крыму и на Украине. Мы подчеркиваем, что все происходящее там, на Украине, не более чем предлог, с нашей точки зрения, который используется Вашингтоном целенаправленно и осознанно для решения собственных геополитических задач в Евразии. Другого мы не видим за подобного рода поведением во всех сферах, начиная от пресловутых ограничительных, санкционных мер, и заканчивая сформулированной в Вашингтоне и принятой на недавнем варшавском саммите НАТО развернутой программой наращивания военного и иного, любого - разведывательного, прочего, присутствия США и их союзников в непосредственной близости от российских границ. В таких условиях, о каком укреплении доверия может идти речь?

Россия сотрудничает честно по сирийским делам, как и по любому другому международному вопросу, в котором мы видим совпадающие или близкие интересы с нашими партнерами, но сотрудничество должно быть равноправным и учитывающим интересы друг друга, и строится только и исключительно на принципах взаимного уважения, иначе о партнерстве нельзя просто вести речь, так же, как и о доверии.

- По сообщениям зарубежных СМИ, недавно в Лаосе после встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым госсекретарь США Джон Керри заявил журналистам, что возможно в начале августа объявит о достижении неких договоренностей, которые могут изменить ход войны в Сирии. Теперь, как мы понимаем, из-за "отсутствия доверия" со стороны США этого не произойдет?

- Планы и реальность, особенно в этом сложнейшем вопросе, очень часто не совпадают. У нас с американской стороной большие трудности с точки зрения реализации ею, т.е. американской стороной, договоренностей, на которые мы с большим трудом выходим. И одна из основных здесь сложностей состоит в том, что позиция США зачастую меняется по вопросам, которые, как кажется и как представляется, уже отработаны, должны быть отрегулированы, урегулированы и переведены в разряд базы для дальнейших шагов в сторону стабилизации. То есть происходит, по сути дела, возвращение к пройденному. Это, конечно, сильно мешает движению вперед, сказывается на его темпе, и часто мы просто не видим логики в действиях наших американских коллег, в их заявлениях. Как, к примеру, с нынешней совместной нашей и сирийской правительственной гуманитарной операцией в Алеппо, где опять-таки геополитические и военно-политические, наверное, соображения в подходе Вашингтона превалируют, если не сказать доминируют, а очевидные задачи в гуманитарной сфере, облегчение гуманитарной ситуации для жителей этого района, отодвигаются, как минимум, на второй, если не сказать, на задний план.

Вот такого рода нестыковки тоже тормозят процесс. Но руки мы не опускаем, диалог продолжаем и надеемся все-таки, что те договоренности, которые были достигнуты в ходе пребывания госсекретаря США в Москве в середине июля, все-таки получат практическое воплощение и помогут, с одной стороны, по настоящему стабилизировать ситуацию в Сирии, с другой стороны, создать предпосылки для политического переговорного процесса, его продолжения в Женеве.

- Межсирийский переговорный процесс будет продолжен?

- Мы исходим из того, что да. Причем чем быстрее это произойдет, тем лучше.

- Возможен ли контакт между президентами России и США "на полях" предстоящего в сентябре в КНР саммита "большой двадцатки"?

- Новостей в этом плане нет никаких.