Субъективная инфляция россиян - 17% за квартал

Уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года на фоне плохих ожиданий, связанных с трудоустройством, утверждает исследование Nielsen. При этом, по субъективной оценке россиян, инфляция за последние три месяца составила 17%

Москва. 17 декабря. IFX.RU - Похоже, что рецессия докатилась и до российского потребительского рынка, который до сих пор оставался в десятке самых оптимистичных рынков мира. Согласно исследованию компании Nielsen, к началу декабря 2008 года уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года. Индекс составил всего 88 пунктов, что сразу на 16 пунктов ниже, чем в сентябре 2008 года.

Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством, отмечают исследователи. 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25% опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе, а ведь еще в сентябре-октябре таковых было более половины.

По данным отчета Nielsen, 95% участников отмечают рост цен на товары повседневного спроса. В восприятии покупателей, цены на продукты питания и товары повседневного спроса выросли в среднем на 17% за последние 3 месяца. При этом, что интересно, многие не рассматривают рост цен как признак кризиса, а считают, что это скорее результат инфляции и обычного ежегодного предновогоднего роста цен.

Серьезно пошатнулась и уверенность россиян и в стабильности своего финансового положения. В сентябре-октябре 2008 две трети (67%) российских онлайн пользователей оценивали свое личное материальное благополучие как хорошее или отличное. В конце ноября лишь половина (51%) опрошенных уверены в своих финансах.

Однако, что касается готовности тратить, то здесь мнение потребителей в России практически не изменилось. В конце ноября 2008 года 42% участников онлайн исследования Nielsen сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров, - столько же, сколько и три месяца назад. Однако возросло количество тех, кто считает ближайшие 12 месяцев очень плохим временем для новых покупок: в сентябре их было 7%, а ноябре уже 13%.

Несмотря на рост пессимизма, связанного с неблагоприятно складывающейся ситуацией на рынке труда и снижением личных доходов (по данным исследования, 35% респондентов говорят, что их доходы снизились в той или иной мере), экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис, поскольку большинство из них еще не испытывает на себе явных кризисных проявлений. Настроения в российском обществе в целом можно описать как некое замешательство и легкая тревога. Более двух третей участников исследования ничего не предпринимали со своими сбережениями за последнее время. У одних их попросту нет - 25% опрошенных, другие заняли выжидательную позицию - 44% участников сообщили, что не стали ничего делать со своими финансовыми средствами и сбережениями за последние три месяца.

Исследование показало, что самое неприятное возможное последствие кризиса, в восприятии респондентов, - необходимость менять сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни.

По данным опроса Nielsen, 73% участников стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса, чем 3 месяца назад. Каждый пятый (21%) опрошенный сообщил, что за последние 3 месяца стал покупать меньше (по объемам). По словам тех, кто сократил потребление, в среднем они уменьшили объем своих каждодневных закупок на четверть. При этом две трети респондентов (68%) никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько и три месяца назад.

По данным опроса российских онлайн пользователей, потребление изменилось незначительно в таких категориях как хлеб, чай, молоко, шампуни, стиральные порошки и сигареты. Однако в таких категориях как торты/пирожные, мясо, пиво, питьевая/минеральная вода произошли заметные изменения. Почти каждый третий опрошенный сообщил, что стал покупать этих товаров меньше, чем 3 месяца назад. В некоторых категориях, по данным опроса потребителей, наблюдается отказ от покупок. Так, 10% опрошенных сообщили, что отказались от покупки тортов-пирожных за последние три месяца. 8% респондентов ответили, что отказались от покупки мяса, и столько же - от покупки водки.

Новости по теме

Мировой шопинг россиян

Новости