Узбекистан покинет ОДКБ?

В военно-дипломатических кругах России не исключают возможности выхода Узбекистана из Организации Договора о коллективной безопасности

Фото: Reuters

Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU - В военно-дипломатических кругах России не исключают возможности выхода Узбекистана из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). "Отказ руководства Узбекистана приехать на неформальный саммит ОДКБ, который пройдет в Казахстане 18-20 декабря вслед за приостановкой деятельности республики в ЕврАзЭС логично подводит к мысли о возможности выхода Ташкента из Организации Договора о коллективной безопасности", - сказал в среду собеседник "Интерфакса-АВН", знакомый с ситуацией.

Он напомнил, что Узбекистан так и не выполнил обязательства ратифицировать все необходимые документы в формате ОДКБ до 1 января 2008 г., взятые им в середине 2006 г. при рассмотрении вопрос о восстановлении членства республики в Организации. "Участие Узбекистана в деятельности ОДКБ в последнее время, как правило, было весьма ограниченным. И подавляющее большинство документов в формате ОДКБ Ташкент подписывал с оговорками", - подчеркнул собеседник.

Мнение о возможности выхода Узбекистана из ОДКБ высказал еще в середине ноября директор института стран СНГ Константин Затулин. Вполне возможно, что, сделав этот предупредительный шаг (приостановка членства в ЕврАзЭС – ИФ), президент Узбекистана Ислам Каримов будет сейчас внимательно наблюдать за российской реакцией. В зависимости от нее он будет принимать решение о дальнейшем членстве или выходе из ОДКБ , - сказал политолог "Интерфаксу".

Эксперт считает, что возможный выход Узбекистана из ОДКБ "был бы логичным" после решения о приостановке членства в ЕврАзЭС. Узбекистан после распада СССР стал государством третьего мира , и Ташкент постоянно играет на российско-американских противоречиях, пытается извлечь из этого максимум возможного, как минимум рассчитывая на то, что или Россия, или США в каких-то случаях окажут поддержку по определенным вопросам. Вот как можно расценивать приостановку Узбекистаном своего членства в ЕврАзЭС", - считает эксперт.

По словам Затулина, этим решением Узбекистан продемонстрировал своё желание дружить с Западом и не выглядеть таким пророссийским, как это предполагалось Западом.

Возможный выход Узбекистана из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не скажется на эффективности ее деятельности, считает замминистра обороны Казахстана Булат Сембинов. "Едва ли кто-то сможет сегодня точно оценить вероятность выхода Узбекистана из ОДКБ, поскольку разговор об этом идет на уровне экспертных мнений, а не на основе официальных заявлений - таковых не было. Я думаю, что выход Узбекистана не повлечет серьезного ущерба для Организации", - сказал в середине ноября Сембинов агентству "Интерфакс-Казахстан", добавив, что "прямой взаимосвязи между выходом

Узбекистана из ЕврАзЭС и его возможным выходом из ОДКБ не существует". Замминистра напомнил, что Узбекистан ранее уже покидал ОДКБ. "После своего возвращения в ОДКБ Узбекистан еще не полностью вошел во все действующие в рамках Организации документы", - отметил Сембинов в этой связи. По его словам, принципы и цели ОДКБ позволяют обеспечить необходимую степень региональной безопасности для участников Организации.

Шестого июня президент Узбекистана Ислам Каримов высказался за объединение ОДКБ и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Как сказал Каримов на встрече в Петербурге с президентом РФ Дмитрием Медведевым, ЕврАзЭС и ОДКБ имеют очень схожие повестки дня, во многом дублируют друг друга. "Поэтому мое мнение, мнение Узбекистана заключается (в том, чтобы) мы могли создать мощную организацию на базе ОДКБ и ЕврАзЭС", - сказал Каримов. Он выразил убеждение, что при таком слиянии можно "достигнуть гораздо большего и добиваться больших результатов". В ответ Медведев предложил обсудить вопрос о различных формах интеграции международных объединений. Партнеры по ЕврАзЭС скептически оценили инициативу узбекского лидера.

Двадцатого октября Узбекистан официально уведомил ЕврАзЭС о приостановке своего членства в этой организации. Вслед за этим ряд политологов и экспертов заявил, что после приостановки своего членства в экономическом сообществе Узбекистан может выйти и из состава ОДКБ. В Евразийское экономическое сообщество входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а также Узбекистан. Членами ОДКБ являются эти же страны, а также Армения. Узбекистан вступил в ОДКБ в 1992 г. и приостановил свое членство в ней в 1998 году. В декабре 2006 г. президент Узбекистана Ислам Каримов подписал закон "О ратификации Протокола о восстановлении членства республики Узбекистан в Организации Договора о коллективной безопасности". Протокол о восстановлении членства республики в ОДКБ был подписан в Сочи 16 августа 2006 года. Законопроект о ратификации этого документа был принят нижней палатой парламента страны 21 ноября и одобрен сенатом 1 декабря 2006 года.

Членство в ОДКБ, в частности, позволяет Узбекистану получать российскую военную технику по внутрироссийским ценам. Эксперты обращают внимание на тот факт, что в ходе сентябрьского визита премьера РФ Владимира Путина в Ташкент стороны заявляли о намерении расширять военно-техническое сотрудничество. "Мы договорились о расширении военно-технических связей.

Расширение ВТС будет осуществляться за счет новейших систем вооружений и развития кооперации в этой и некоторых других высокотехнологичных областях", - сообщил тогда Путин журналистам.

Российские спецэкспортеры ожидали получения от Узбекистана заявок на закупку у России новейших систем оружия. "В рамках достигнутых межправительственных договоренностей по расширению военно-технического сотрудничества между Россией и Узбекистаном мы рассчитываем в ближайшее время получить заявку на поставку Ташкенту новейших образцов российского оружия и боевой техники", - сообщил "Интерфаксу-АВН" в сентябре источник в военно-дипломатических кругах в Москве, связанный с экспортом оружия.

Собеседник агентства отметил, что после распада СССР военно-техническое сотрудничество с Узбекистаном было фактически заморожено. "Никаких крупных закупок российского оружия эта страна в последние несколько лет не осуществляла. Все военно-техническое сотрудничество с Узбекистаном сводилось главным образом к поставке запчастей, которые закупались в незначительном количестве, хотя узбекская армия на сегодняшний день фактически полностью вооружена боевой техникой советского (российского) производства", - сказал он. По словам собеседника агентства, сегодня ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Во многом это связано с тем, что Узбекистан в прошлом году восстановил свое членство в Организации Договора о коллективной безопасности, а также с динамичным развитием военного сотрудничества между двумя странами. "Узбекистану выгодно закупать оружие у России, так как оно будет поставляться в эту страну на льготных условиях, то есть по тем же ценам, по которым его закупают российские Вооруженные силы", - сказал собеседник агентства.

В минувший вторник начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров заявил, что, по данным этого ведомства, США хотят иметь базы в Казахстане и Узбекистане

"Военными базами США опутали все регионы мира, включая Европу. Они создали базы в Болгарии, Румынии и, по нашим данным, планируют создать военные базы на территории Казахстана и Узбекистана", - сказал Макаров.

В марте этого года высокопоставленный военно-дипломатический источник в Москве опровергал информацию о предоставлении США права использовать аэродром Ханабад в Узбекистане. "О том, что эта информация не соответствует действительности, российскую сторону уведомили в дипломатическом и военном ведомствах Республики Узбекистан", - уточнил собеседник агентства.

По его словам, представители Ташкента, с которыми он провел консультации, "были весьма удивлены заявлением Роберта Симмонса и назвали его "откровением, не имеющим оснований". Симмонс, спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии, заявил, что в альянсе приветствуют готовность Узбекистана предоставить свою военную базу в Ханабаде для использования некоторыми государствами НАТО.

"Мы приветствуем тот факт, что Узбекистан проявляет готовность предоставить возможность использования этой базы другим странам, помимо Германии. Насколько я понимаю, США начинают использовать этот объект", - сказал он ранее на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

Военно-дипломатический источник отметил, что Ташкент и в рамках двухсторонних отношений с Россией, и по линии Договора о коллективной безопасности обязан проинформировать своих союзников, - как Россию, так и другие государства-члены ОДКБ, об изменении формата своих отношений в военной сфере с третьими странами. "Однако официальных сообщений об этом из Узбекистана не поступало", - подчеркнул источник.

Между тем президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов заявил "ИФ-АВН", что страны Североатлантического альянса стремятся к постоянному, а не временному присутствию в Узбекистане. "Скорее всего, от временного, периодического, использования военных объектов Узбекистана натовские страны, и прежде всего США, перейдут через какое-то время к постоянному присутствию здесь. Это не в интересах как России, так и самих центральноазиатских государств", - сказал Ивашов который ранее возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны РФ.

Эксперт отметил, что американские военные некоторое время назад посещали базу в Ханабаде. "И сразу возникло подозрение, что президент Ислам Каримов меняет свою позицию. Не исключаю, что он не выдержал жесткого американского давления, и отступил от свое прежней позиции", - сказал Ивашов.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости