Главком Росгвардии: Граждане справедливо ждут от государства защиты

Виктор Золотов дал первое интервью после назначения главнокомандующим войсками Национальной гвардии

Виктор Золотов
Фото: Владмир Николайчук/временный информационный центр Национальной гвардии РФ

Москва. 1 августа. INTERFAX.RU - Генерал армии Виктор Золотов в своем первом интервью после назначения директором Федеральной службы - главнокомандующим войсками Национальной гвардии РФ рассказал обозревателям "Интерфакса" Вячеславу Терехову и Павлу Коряшкину о ходе формирования Росгвардии, новом вооружении и технике и ответил на вопрос, может ли новая силовая структура привлекаться к операциям за рубежом.

- Виктор Васильевич, как вы оцениваете ход формирования Национальной гвардии? Что уже удалось сделать?

- Процесс формирования Национальной гвардии завершится в установленные президентом РФ сроки – в этом я могу заверить вас однозначно.

Только что мы отметили своего рода мини-юбилей: первые 100 дней с момента создания Росгвардии. Указ президента РФ об образовании Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации был издан 5 апреля текущего года.

Конечно, это очень небольшой срок, тем не менее, удалось, считаю, сделать уже немало. Идет большая и кропотливая работа по формированию ФСВНГ. Совместно с коллегами из МВД ежедневно занимаемся разграничением служебных, кадровых вопросов, решаем проблемы обеспечения жизни и быта личного состава. Возможно, со стороны это не очень заметно, но, поверьте, работа идет практически в круглосуточном режиме.

Серьезная точка отсечения – подписание 3 июля президентом базового закона "О войсках Национальной гвардии Российской Федерации". Мы активно участвовали как в его подготовке, так и в дальнейшей доработке.

Сам процесс формирования Национальной гвардии будет проходить в три этапа. До конца года мы должны полностью завершить процесс перевода всех органов и подразделений МВД, включенных в состав Росгвардии: спецназа, авиации, вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной системы.

На втором этапе – к августу 2017 года – будет окончательно уточнен объем и порядок выполнения наших задач, скорректирована и приведена в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовая база.

Ну, и наконец, третий, решающий этап: к началу 2018 года внутренние войска, органы и подразделения окончательно превратятся в единую, стройную структуру – войска Национальной гвардии, действующие по единым планам.

- Президент России неоднократно подчеркивал, что одна из важнейших задач, стоящих перед Росгвардией, – госконтроль за оборотом оружия. Есть ли ясность, как он будет осуществляться?

- Безопасность оборота оружия – это, действительно, важнейшая проблема: и социальная, и криминологическая.

Все мы видим, что происходит сегодня в мире. То в одной, то в другой стране происходят массовые расстрелы, захваты и убийства заложников, когда гибнут ни в чем неповинные люди, дети. Все это вызывает у российского общества не только страх и тревогу, но и запрос на безопасность. Граждане справедливо ждут от государства защиты.

Сразу отвечу: у Национальной гвардии есть не просто ясность, как усилить госконтроль за оборотом оружия. Соответствующие меры уже начали применяться. Обычные, законопослушные владельцы оружия этого практически не чувствуют, да и не должны. Мы не устанавливаем никаких чрезвычайных запретов, а действуем исключительно в границах законодательства. Наша цель – не создать проблемы стрелкам-спортсменам или охотникам, а предотвратить теневой оборот оружия и обезвредить вооруженных преступников. Для них, кстати, особо притягательны серьезные арсеналы, которыми располагают охранные структуры – и ведомственные охраны, и ЧОПы.
Поэтому неотложные меры, уже сегодня принимаемые Росгвардией, в первую очередь направлены на обеспечение неприкосновенности объектов хранения боевого и служебного оружия. Это требует широкого диапазона мер: от силовой составляющей до высокотехнологичного информационного обеспечения.

Оружие, находящееся в руках граждан, а точнее, планы граждан на использование этого оружия, будут контролироваться с учетом того, что Росгвардия нацелена в том числе на участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Иными словами мы не намерены ограничиваться формальным контролем за соблюдением обязательных требований вроде наличия документов о подготовке владельца оружия или его медицинских справок. Работа будет вестись куда более серьезно и глубоко.

Уголовные инциденты с использованием гражданского оружия, включая банальное хулиганство, – также зона нашего повышенного внимания. А уж если дело происходит вблизи контролируемых нами объектов – тем более.

Можно сказать, что Росгвардия не ограничивает доступность гражданского оружия – она предотвращает его криминальный оборот путем морального воздействия и пресекает – путем воздействия силового. Весь вопрос в качестве исполнения. Это качество мы намерены поднять на принципиально новую высоту.

- Известно, что в состав Национальной гвардии уже перешли внутренние войска. Планируется ли перевести в Росгвардию все подразделения полицейского спецназа?

- Это впрямую вытекает из решения президента. В состав ФСВНГ из МВД в полном составе переходят СОБРы, ОМОНы и авиационные подразделения.

- Унаследует ли Национальная гвардия от внутренних войск принцип региональных командований? Будут ли войска Росгвардии формироваться по бригадному принципу?

- Да, войска Национальной гвардии сохранят в своем составе оперативно-территориальные объединения. Уже сейчас завершается работа над проектом указа президента РФ, утверждающего положение об оперативно-территориальном объединении войск Национальной гвардии.

Вместе с тем нам пришлось кардинально пересмотреть действующую систему управления на региональном уровне.

- С чем это связано?

- Полицейские подразделения, вошедшие в состав ФСВНГ, присутствуют во всех без исключения регионах страны, тогда как части внутренних войск – дислоцированы далеко не везде. Поэтому было принято решение создать 84 территориальных органа Росгвардии – по одному на каждый регион. Исключение составит только Санкт-Петербург и Ленинградская область, где будет сформирован единый орган для этих двух субъектов Федерации.

- Согласно открытым данным, численность внутренних войск – около 170 тысяч. Численность Росгвардии будет намного больше?

- После завершения всех организационно-штатных мероприятий общая численность войск Национальной гвардии составит более 340 тысяч человек. Правда, в эту цифру входят не только военнослужащие, но и гражданский персонал.

- Какие новые разработки оборонно-промышленного комплекса Росгвардия планирует в ближайшее время взять на вооружение? Какие виды стрелкового оружия будут основными у Национальной гвардии?

- Что касается стрелкового оружия – оно останется таким же, каким было и во внутренних войсках: пистолеты, автоматы, пулеметы, снайперские винтовки общего и специального назначения.

В ближайшее время планируем принять на вооружение модернизированные образцы автомата Калашникова, снайперских винтовок Драгунова, КОРД и ВСС, а также пулемета "Печенег" и автоматических гранатометных комплексов.

Относительно бронетехники: еще с конца прошлого года во внутренние войска начали поступать специальные бронированные автомобили "Урал-ВВ", где применена схема так называемого разнесенного бронирования, что обеспечивает высокий класс защиты личного состава.

Сейчас завершаем государственные испытания опытных образцов новых бронированных автомобилей "Патруль" и "Федерал-М". В скором времени, надеюсь, будет закончена и работа по созданию модернизированного бронетранспортера БТР-82В.

Части Национальной гвардии ведут борьбу с терроризмом и экстремизмом на Северном Кавказе, поэтому новая техника должна максимально обеспечивать их безопасность. Жизнь и здоровье людей – для нас самое главное.

- Во внутренних войсках были знаменитые испытания на право носить краповый берет. Сохранят ли эту традицию в Росгвардии?

- Безусловно, эта традиция сохранится. Краповый берет – не просто головной убор. Для бойцов спецназа – это символ мужества и доблести, так же, как темно-зеленый берет – для разведчиков. Право носить их – завоевывается очень непросто. Выдержать испытания, а точнее говоря, квалификационные экзамены, которые проходят весной и осенью в наших учебных центрах, могут только самые подготовленные, сильные духом военнослужащие.

Для нас очень важно, что изначально эта традиция зародилась, что называется, в народе, среди самих же солдат и офицеров, и только потом была уже официально регламентирована руководящими документами. Такие истинно народные традиции – нужно только приветствовать.

- Какого цвета будет форма сотрудников Росгвардии? Когда она будет утверждена?

- Считаю, что говорить о новой форме пока преждевременно, у нас есть куда более насущные и первоочередные вопросы.

Сегодня в Национальной гвардии носят форму, утвержденную президентом для всех военнослужащих: повседневную – защитного цвета, парадную – цвета морской волны. В авиационных частях – она темно-синяя, в морских – черного. И общий для всех полевой камуфляж.

- В проекте указа президента РФ говорилось, что военнослужащие Национальной гвардии могут участвовать в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности. О каких операциях идет речь? Какие подразделения могут привлекаться?

- С 2009 года в состав коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) входят подразделения ОМОНа "Зубр" и СОБРа "Рысь". Оба этих отряда перешли теперь из МВД в Росгвардию, а, значит, мы обязаны выполнять международные обязательства, взятые нашей страной.
За пределами Российской Федерации эти подразделения могут задействоваться в операциях по поддержанию мира, участвовать в противодействии международному терроризму и транснациональной организованной преступности, выполнять иные задачи, определяемые Советом коллективной безопасности ОДКБ. Применение других сил Национальной гвардии за рубежом определяется решением Верховного главнокомандующего.

- Предполагается ли в Национальной гвардии ввести должности психологов по работе с личным составом?

- Такие должности вводить не надо: они давно уже существуют. Повторю вновь: Национальная гвардия создается на базе внутренних войск. Всё, что было там, автоматически переходит в новую службу, а тем более – столь важная составляющая, как психология. Другой вопрос, что нельзя стоять на месте, нужно постоянно совершенствоваться.

Социально-психологическая служба была создана во внутренних войсках почти 20 лет назад. Сегодня у нас служит более 300 психологов. В ближайших планах – активное внедрение психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Это позволит определить пригодность кандидатов к службе еще на этапе отбора и отсеять людей с определенными негативными наклонностями.

- Росгвардия сотрудничает с религиозными конфессиями?

- Мы намерены самым активным образом развивать такое взаимодействие. У каждого военнослужащего должна быть возможность реализовать свое законное право на свободу совести и вероисповедания. Порой один разговор со священником способен изменить человека.

Традиционные конфессии очень нам помогают. Они не только благотворно влияют на сознание солдат и офицеров, укрепляют их моральный дух. Здесь и забота о ветеранах, помощь раненым, уход за воинскими захоронениями. Все государственные праздники, дни воинской славы, юбилеи частей, дни призывников – проходят в наших подразделениях с участием духовенства.

Сегодня в частях Национальной гвардии уже открыто 24 часовни и храма, 38 молельных комнат для мусульман, 51 православный уголок. Останавливаться на этом не намерены. Сейчас обсуждаем возможность повсеместного введения института помощников начальников территориальных органов Росгвардии по взаимодействию с религиозными организациями.

Новости