Постпред при ООН в Женеве: У РФ и США есть перспективные наработки по сотрудничеству в Сирии
Алексей Бородавкин рассказал о перспективах взаимодействия Москвы и Вашингтона
Москва. 27 июля. INTERFAX.RU - Постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин в интервью "Интерфаксу" рассказал о перспективах взаимодействия Москвы и Вашингтона в борьбе с терроризмом в Сирии и о возможности перехода к прямым межсирийским переговорам.
- Алексей Николаевич, что мешает созыву нового раунда межсирийских переговоров? Связано ли это с ситуацией "на земле", в том числе в Алеппо? Считаем ли мы реалистичными планы спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры созвать очередной раунд в августе?
- Во-первых, мы настаиваем на том, чтобы очередной раунд переговоров состоялся как можно скорее. Причем переговоры эти должны быть на этот раз прямыми между правительственной делегацией и группами оппозиции.
Мы считаем, что они должны быть инклюзивными, то есть в делегацию или делегации оппозиции должны быть включены представители курдов.
И наконец, мы абсолютно убеждены в том - и это закреплено резолюцией СБ ООН, что никаких предварительных условий для переговоров быть не должно, потому что именно на этих переговорах должен вестись поиск решения всего комплекса вопросов – и закрепления режима прекращения боевых действий, и политического перехода в Сирии, и совместной борьбы с террористической угрозой в этой стране.
Что касается причин, по которым эти переговоры откладываются де Мистурой, то первая и главная состоит в том, что, к сожалению, эр-риядская группа оппозиционеров постоянно выдвигает какие-то предварительные условия, которые мешают, якобы, им прибыть в Женеве и начать конструктивный и предметный диалог с делегацией правительства.
У этой группы, к сожалению, как выясняется, нет и четкой, ясной и проработанной позиции относительно политического перехода. Если у московско-каирской делегации оппозиции, у хмеймимской делегации есть совершенно конкретные наработки по тому, как должен выглядеть переходный период, какие должны быть созданы институты, переходные структуры и как продвигаться вперед в этом отношении, то оппозиционеры из Эр-Рияда продолжают бубнить: "Асад должен уйти", не предлагая ничего, что может действительно составлять реалистичную позицию на переговорах.
А их заявления о том, что президент Башар Асад должен подать в отставку, уже доказали свою контрпродуктивность, и, пожалуй, уже никем из наших партнеров из региона и западных партнеров, не разделяются, потому что все понимают, что уход Асада по сути грозит повторением в Сирии иракского и ливийского сценариев.
- У США такое же понимание появляется по Асаду?
- Да, безусловно, потому что Соединенные Штаты, насколько мы понимаем, уже не говорят о немедленной отставке Асада. Они несколько скорректировали свою позицию. Теперь она звучит так, что у Асада, дескать, нет политического будущего в Сирии, но они не требуют, чтобы президент Сирии немедленно подавал в отставку.
- Вы сказали, что новый раунд межсирийских переговоров должен быть прямым. А есть ли предпосылки для такого формата?
- Да. Во-первых, мы отмечаем, что в эр-риядской делегации теперь отсутствуют наиболее одиозные фигуры, связанные с радикальной вооруженной оппозицией - назовем это так - в Сирии. Там теперь нет представителей группировки "Ахрар аш-Шам", например.
И коль скоро от такого рода радикальных экстремистских фигур эр-риядская делегация постепенно освобождается, это, я думаю, один из факторов, который мог бы способствовать сближению различных оппозиционных групп и созданию единой оппозиционной делегации с участием и московской, и каирской, и астанинской, и хмеймимской групп, и, конечно, эр-риядской группы. Это бы существенно облегчило задачу запуска прямых переговоров между делегацией правительства и объединенной делегацией оппозиции.
Во-вторых, мы считаем, что спецпосланник ООН Стаффан де Мистура должен решительнее использовать свой мандат по проведению раундов переговоров и, как написано в резолюции СБ ООН 2254, по составлению окончательных списков делегации сирийской оппозиции.
Если бы такие ресурсы, о которых я сказал, были реализованы, это открыло бы, конечно, дорогу к прямым и результативным межсирийским переговорам.
- Из Москвы в последнее время часто звучит критика в адрес де Мистуры. Хотелось бы в связи с эти понять, мы по-прежнему поддерживаем его усилия?
- Разумеется, мы поддерживаем усилия Стафана де Мистуры стратегически.
Что касается тактики, то здесь мы рекомендуем спецпосланнику ООН быть более решительным.
- Может ли нормализация российско-турецких отношений сыграть положительную роль в обеспечении инклюзивности переговорного процесса? Может ли Анкара снять свои возражения относительно включения в состав оппозиционной делегации сирийских курдов из Партии демократического союза?
- Мы рассчитываем на то, что общее потепление в наших отношениях с Анкарой позитивно скажется и на взаимодействии с Турцией по Сирии. Турция - это сосед Сирии, это страна, которая имеет влияние на оппозиционные группировки, воюющие в Сирии.
Так что если Турция будет сотрудничать с Россией в борьбе с террористической угрозой в Сирии, это, конечно, будет способствовать разрешению конфликта в этой стране.
Важно в этой связи перекрыть турецко-сирийскую границу, чтобы не допускать снабжения боевиков оружием, боеприпасами, не допускать их подпитку.
- Возвращаясь к межсирийским переговорам, реалистично ли созвать очередной раунд в августе?
- Мы считаем, что это не просто реалистично, а что их надо было еще раньше созывать - в июле.
- И все же может как-то сказаться на возобновлении полноценного межсирийского диалога сложнейшая ситуация в Алеппо?
- Я повторюсь: резолюция Совета Безопасности предусматривает, что межсирийские переговоры должны вестись без каких бы то ни было предварительных условий.
Что касается конкретно Алеппо, то мы неоднократно договаривались с нашими сирийскими партнерами в Дамаске о том, чтобы они участвовали не только в режиме прекращения боевых действий, который распространялся и на Алеппо, но и в режимах тишины на этой территории.
Но, к сожалению, подрывали эти позитивные инициативы действия террористической группировки "Джабхат-ан-Нусра" (запрещена в РФ – ИФ). Она и примкнувшие к ней другие незаконные вооруженные формирования являются сейчас главным "спойлером" режима прекращения боевых действий. Она.
Если мы хотим добиться прекращения боевых действий в Алеппо, то нужно объединить усилия для того, чтобы ликвидировать угрозу режиму прекращения боевых действий, которую составляют "Джабхат-ан-Нусра" и связанные с ней другие террористические банды.
- Мы настаиваем на том, что американцы должны размежевать умеренную оппозицию и террористов. Со своей стороны американцы говорят: "Вы сначала надавите на Дамаск, чтобы они прекратили наносить удары по умеренным, и тогда мы будем заниматься размежеванием". Вырисовывается ли сейчас какое-то понимание между нами и американцами?
- Явно наблюдается сближение позиций России и США, потому что надо совместно бороться военными средствами и с "Джабхат-ан-Нусрой, и с "Даиш" (арабское название запрещенной в РФ террористической группировки ИГИЛ – ИФ). С тем, чтобы делать это эффективно, необходимо "на земле" ясно очертить районы, где действует умеренная оппозиция, а где - эти террористические организации. Без такого размежевания просто невозможно наносить правильные и эффективные удары по "Джабхат-ан-Нусре" и "Даиш".
Для того, чтобы понимать это, наши американские партнеры должны четко сказать: вот в этом районе находится умеренная оппозиция, и по ней не нужно наносить удары ни российским ВКС, ни ВВС Сирии. Но, к сожалению, пока этого не происходит.
Но у нас есть надежда, что американские партнеры пойдут на то, чтобы поднять на более высокий уровень российско-американское военное сотрудничество.
- Фиксируем ли мы какие-то сигналы соответствующие с американской стороны?
- Работа по этим вопросам ведется фактически на постоянной основе в Женеве и в других точках.
- Госсекретарь США Джон Керри после встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым накануне в столице Лаоса заявил, что в начале августа может объявить о договоренностях, которые изменят ход войны в Сирии. Мы понимаем, что детали Вы не можете рассказывать, но действительно ли российско-американские договоренности о взаимодействии могут стать прорывными для урегулирования в Сирии?
- Я думаю, у нас есть перспективные наработки по сотрудничеству. Теперь важно их претворить в жизнь, на практике. Над этим мы сейчас и работаем - и наши военные, и наши дипломаты.
- Международные гуманитарные организации, в частности, Международный Комитет Красного Креста, бьют тревогу по поводу тяжелейшей гуманитарной ситуации в Алеппо. Западные страны обвиняют в этом Дамаск, утверждая, что правительственные войска перекрыли дорогу Кастелло – своего рода дорогу жизни для Алеппо. Мы каким-то образом можем повлиять на Дамаск, чтобы он облегчил доступ в Алеппо гуманитарной помощи?
- На самом деле ситуация очень далека от того, как ее описывают и наши американские коллеги, и некоторые западные, и региональные игроки.
Во-первых, дорога Кастелло в последние месяцы почти не использовалась для проводки гуманитарных конвоев в Алеппо. Она использовалась в ночное время в основном боевиками "ан-Нусры" для подвоза боеприпасов и оружия, доставки подкреплений и для того, чтобы по этой дороге проезжали заминированные автомашины, которые потом использовались боевиками для атак на правительственные войска.
Во-вторых, в Алеппо есть большие склады с гуманитарной помощью, которые принадлежат ООНовским и другим международным гуманитарным организациям и которые можно использовать.
У нас уже есть наработки по поводу организации гуманитарных коридоров в блокированную часть Алеппо. Но дело вовсе не в гуманитарной трагедии, которой на самом деле нет. Дело в том, что наши партнеры, судя по всему, хотят вывести из-под удара, спасти остатки разбитых террористических группировок, которые блокированы в этой части Алеппо.
В этой связи могу порекомендовать только одно - этим боевикам нужно сложить оружие и договориться либо о сдаче, либо о выходе из окружения после сдачи оружия.