Йенс Столтенберг: в возвращении к партнерству с НАТО мяч на стороне России
Генеральный секретарь альянса дал интервью "Интерфаксу" в преддверии саммита в Варшаве
Москва. 30 июня. INTERFAX.RU - 8-9 июля в Варшаве пройдет саммит НАТО. О том, какое место на встрече в верхах займет тема России, о своем видении отношений России и НАТО в интервью корреспонденту "Интерфакса" Александру Корзуну рассказал генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг.
- Господин генеральный секретарь, какое место будет уделено России в повестке дня варшавского саммита? Евросоюз увязывает снятие санкций в отношении РФ с полным выполнением минских соглашений. А НАТО увязывает с чем-то возобновление практического сотрудничества с Россией? Как вы видите перспективы отношений между НАТО и Россией? Трудно поверить, что о будущем этих отношений в НАТО не размышляют совсем…
- Международное сообщество ввело санкции вследствие агрессивных действий России на Украине. Санкции важны для того, чтобы показать, что выбор, сделанный Кремлем, имеет свою цену. Санкции дают четкий посыл: Россия останется в изоляции, если продолжит подрывать мирный порядок в Европе. Это выбор России, Россия продолжает дестабилизировать восточную Европу, поддерживая сепаратистов войсками, оружием и тяжелым вооружением. Россия также отказывается отменить незаконную и нелегитимную аннексию Крыма, которые союзники не признают и не будут признавать.
НАТО решила приостановить практическое сотрудничество с Россией весной 2014 года после незаконной аннексии Крыма Россией. Наше практическое сотрудничество с Россией приостановлено, но каналы связи с Россией остаются открытыми. В особенности сейчас, когда напряжённость высока как никогда, важно, чтобы мы использовали каналы для политического диалога и военных контактов, а частности с целью предотвращения инцидентов. Мы продолжаем призывать Россию использовать имеющиеся каналы связи конструктивно. Совет НАТО - Россия является частью политического диалога, и мы готовы созвать новое заседание СРН в ближайшем будущем. Сейчас мы проводим консультации с Россией по поводу возможных дат и повестки дня заседания.
Союзники дали четко понять в ходе Уэльского саммита в 2014 год, что партнёрство между НАТО и Россией, основанное на уважении международного права, будет иметь стратегическую ценность. Однако условий для таких отношений нет. Отношения альянса с Россией зависят от ясных и конструктивных изменений в действиях России, которые продемонстрируют соблюдение международного права и уважение к международным обязательствам и обязанностям. Так что мяч сейчас на стороне России.
- Планируемые на варшавском саммите решения о дальнейшем усилении военного присутствия на восточном фланге НАТО, а также базы ПРО в Румынии и Польше, воспринимают в России как прямую угрозу ее безопасности, требующие ответных мер военно-технического характера. И такая логика Москвы понятна. Тогда что нас ждет – усиление военного противостояния, гонка вооружений, холодная война? Получается, Россия и НАТО обречены на дальнейшую конфронтацию?
- НАТО не ищет конфронтации с Россией, и мы не хотим новой холодной войны. Холодная война – история, и она должна оставаться таковой.
Противоракетная оборона НАТО не направлена против России и не подорвет возможности России по стратегическому сдерживанию. Румыния и Польша предоставляют оптимальные места дислокации для перехватчиков, чтобы защитить страны НАТО в Европе от угроз, исходящих извне евроатлантического региона, в особенности из Ближнего Востока. Ни с точки зрения географии, ни с точки зрения физики противоракетные системы НАТО, расположенные в Румынии или Польше, не смогут сбивать российские межконтинентальные ракеты. Ракетные пусковые установки в Румынии и Польше не будут использоваться для иных целей, кроме оборонных. И на них не будут устанавливаться наступательные ракеты. Кроме того, ракеты-перехватчики в Румынии и Польше не оснащены и не будут оснащаться разрывающимися головными частями. Россия прекрасно это знает. Еще на Чикагском саммите НАТО в 2012 году мы предложили меры по обеспечению прозрачности и шанс работать вместе по ПРО. Тем не менее, Россия отказалась. Российские угрозы "взять на мушку" союзников из-за их поддержки системы ПРО НАТО неприемлемы, необоснованны и безответственны. Я призываю российских официальных лиц действовать прагматично и восстановить предсказуемость в наших отношениях.
Вопрос расширенного передового присутствия на восточном фланге альянса не был на повестке дня до того, как Россия начала свои агрессивные действия в отношении Украины. Незаконная и нелегитимная аннексия Крыма Россией и ее действия по дестабилизации восточной Украины оказали значительное дестабилизирующее воздействие на безопасность в евроатлантическом регионе. НАТО – организация коллективной обороны. Одно из ее обязательств – обеспечить готовность к защите союзников. По этой причине мы проводим крупнейшее со времен холодной войны усиление нашей коллективной обороны. Мы продолжим защищать и оборонять всех наших союзников от любых угроз с любой стороны. На Варшавском саммите мы примем новые решения по усилению нашей обороны и потенциала сдерживания. Все принимаемые нами меры пропорциональные, оборонительные по своей природе и соответствуют нашим международным обязательствам. И они разительно отличаются от продолжающихся нарушений международного права со стороны России.
- Какой в связи с этим вы видите судьбу Основополагающего акта РФ - НАТО? Нужны ли дополнительные меры доверия, транспарентности и сдержанности в военной области? Можно ли вообще вести речь о шагах в этом направлении в нынешней обстановке? Какова судьба горячей линии связи между военными НАТО и России, действует и используется ли она?
- НАТО привержена соблюдению Основополагающего акта Россия - НАТО. Мы наращиваем наше военное присутствие на восточном фланге альянса в ответ на агрессивные действия России в отношении Украины. Все наши меры пропорциональные, оборонительные по своей природе и соответствуют нашим международным обязательствам, в том числе и Основополагающему акту. Основополагающий акт Россия - НАТО открыто разрешает инфраструктуру для поддержки мер усиления.
Возросшая военная активность России, частые внезапные крупномасштабные учения вблизи восточных границ альянса и агрессивная риторика России носят дестабилизирующий характер. И если мы говорим о размещении четырех батальонов на восточном фланге альянса, то Россия проводит внезапные учения с привлечением десятков тысяч солдат и без предварительного уведомления. И если НАТО приглашает российских наблюдателей на все свои учения, то Россия проводит внезапные учения без присутствия международных наблюдателей. Россия использовала внезапные учения как прикрытие для аннексии Крыма, а также для того, чтобы нарастить силы рядом с восточной Украиной. Именно поэтому важно улучшить механизмы взаимной военной открытости и уменьшения рисков. По теме уменьшения рисков у нас была откровенная дискуссия на заседании СРН в апреле. Это был первый шаг, и нам еще многое надо сделать.
Мы также хотим видеть реальные усилия по достижению соглашения в этом году по модернизации одобренного Россией Венского документа ОБСЕ. Это важный инструмент, направленный на увеличение открытости и прозрачности военной деятельности, в том числе в отношении наблюдения за учениями. Я также призываю Россию использовать военные каналы связи с НАТО. Жизненно важно, чтобы мы могли связываться в случае необходимости незамедлительно, чтобы избежать недопонимания и непреднамеренной эскалации. У нас есть обязательство перед нашим населением сделать все возможное, чтобы избежать инцидентов.
- НАТО объявила о приостановке практического сотрудничества с Россией. Было ли целесообразно прекращать взаимодействие в области борьбы с терроризмом, который угрожает обеим сторонам? Да и в Афганистане у России и НАТО есть общие интересы.
- Терроризм является глобальной угрозой, с которой сталкивается и Россия. Эта одна из областей, в которой мы хорошо сотрудничали с Россией на протяжении многих лет. Например, мы работали вместе в таких областях, как предотвращение угонов самолетов и выявление и защита от террористов-смертников.
Ясно, что стабильный и безопасный Афганистан в наших общих интересах. Однако в результате агрессивных действий России в отношении Украины больше не может быть "бизнеса как обычно", и мы приняли решение приостановить практическое сотрудничество с Россией. Да, мы сталкиваемся с глобальными и региональными вызовами в Афганистане, которые в равной степени затрагивают и НАТО, и на Россию, как например, незаконная торговля наркотиками. Но пока практическое сотрудничество с Россией приостановлено, мы сотрудничаем с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), чтобы нарастить наш потенциал по противодействию незаконной торговле наркотиками. Таким образом, НАТО до сих пор работает над острыми вопросами безопасности совместно с ключевыми игроками на международной арене, даже когда практическое сотрудничество с Россией приостановлено.
Мы даем четко понять – мы продолжаем призывать Россию вернуться к соблюдению международного права и вести себя как ответственный международный игрок. Наше практическое сотрудничество приостановлено. И мы продолжаем использовать наши каналы связи с Россией, в том числе и СРН. В ходе заседания СРН в апреле мы обменяли мнениями, в том числе, и по Афганистану.
- Российская сторона и Организация Договора о коллективной безопасности заявляли о готовности к предметному диалогу с США и НАТО по вопросам противодействия террористической группировке ИГИЛ в Афганистане. Не легче ли было бы НАТО в условиях обострения ситуации в Афганистане и активизации ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в РФ – ИФ) возобновить координацию и взаимодействие с Россией, чтобы не допустить дальнейшей дестабилизации в этой стране?
- Все союзники НАТО вносят вклад в усилия возглавляемой США глобальной коалиции по противодействию ИГИЛ, и мы оказываем помощь странам-партнерам, которые находятся на острие борьбы с терроризмом, в том числе Афганистану. Я осведомлен о сообщениях по поводу действий ИГИЛ в Афганистане. Мы не пребываем в благодушии и остаемся начеку. Терроризм представляет общую угрозу людям всех государств региона. В Афганистане остаются значительные вызовы, и мы никогда не ожидали, что они исчезнут в одночасье. Но афганские силы безопасности и институты преданны и мужественны и продолжают адаптироваться к вызовам, а мы продолжаем оказывать им поддержку. Они неоднократно доказали, что способны выполнять свои обязанности, и показали, что способны эффективно бороться с террористическими атаками. Более того, они развивают свой собственный воздушный потенциал и приобретают новые самолеты. Они также принимают меры по повышению подотчётности своих руководителей.
Наши обязательства перед Афганистаном тверды. Мы продолжаем поддерживать афганские силы безопасности и институты посредством небоевой операции "Решительная поддержка" по подготовке и содействию. Мы также уже решили, что продлим операцию "Решительная поддержка" на следующий год посредством того, что мы называем гибкий региональный подход с упором на Кабул и другие регионы в Афганистане.
Наши отношения с Россией обусловлены четкими и конструктивными изменениями в действиях России, которые продемонстрируют ее приверженность международному праву, своим международным обязательствам и обязанностям. Так что вопрос сотрудничества с Россией и ОДКБ не стоит на повестке дня.
- Сосед России - Грузия - рассчитывает на близкую перспективу вступления в НАТО. Варшавский саммит привнесет что-то новое в ее статус в отношении альянса? По Вашим оценкам, о каких минимальных и каких максимальных сроках для принятия решения о приеме Грузии в НАТО может идти речь?
- Наиболее важная вещь – это то, что решения, которые мы приняли на Бухарестском саммите в 2008 году, остаются в силе. Грузия станет членом НАТО при условии, что будет соответствовать необходимым критериям. Грузия продемонстрировала впечатляющий прогресс, но еще надо поработать для интеграции Грузии в евроатлантическое сообщество. У Грузии уже есть все необходимые практические инструменты для подготовки к членству в НАТО – это и Существенный пакет НАТО - Грузия, и Комиссия НАТО - Грузия, и Ежегодная национальная программа реформ. На нашем саммите в июле будет признан достигнутый Грузией прогресс.