Нет легкого пути вхождения во власть

Каким был уходящий год для Дмитрия Медведева и как складывалась система отношений президента и главы правительства - специальный обзор "Интерфакса"

Фото: Reuters

Москва. 15 декабря. INTERFAX.RU - Седьмого мая с.г. в Кремле принес присягу третий президент России Дмитрий Медведев. К тому времени, несмотря на молодость (43 года), за плечами у него уже был восьмилетний опыт работы на высочайших государственных постах: два последних – руководитель администрации президента РФ и первый вице-премьер правительства РФ.

Слушая его инаугурационную речь, я вспомнил разговор с Владимиром Путиным в конце декабря 2000 года. Перед тем, как занять президентскую должность, он был премьер-министром. Так вот, даже на этом посту Путин, по его собственному признанию, все-таки не представлял себе всю сложность и тяжесть работы главы государства.

Да, ощутить тяжесть "шапки Мономаха" воистину можно, только надев ее на голову.

"А на дорогу надо пожелать,

Чтобы не жали новые уборы..."

(В.Шекспир, "Макбет")

Сколько голов под шапкой Мономаха?

Вспомним, как часто в мае-июне этого года премьер-министр Владимир Путин повторял фразу: "Президент решил…" И до него главы правительств достаточно часто произносили эти слова. Но психологическая составляющая путинских слов совсем другая: он показывал всем, что Дмитрий Медведев – это не имярек, занимающий должность президента – это полноправный президент, "и привыкайте к этому".

Произносимое публично, подтверждалось и некоторыми "мелочами", которые для чиновников высшего и среднего уровня имели конкретный смысл. Вот пример такой "мелочи". Самолеты, на которых летает президент, созданы специально для главы государства и значатся как "борт номер один". Накануне инаугурации Медведева у журналистов была встреча с Путиным. Среди вопросов был и такой: "А Вы тоже будете летать своим самолетом?" Естественно, что наш собеседник понял подоплеку такого интереса. Его ответ: "Сегодня мой самолет – это "борт номер один", завтра он по-прежнему будет принадлежать президенту. Мне Дмитрий Анатольевич предлагал использовать для поездок и эти самолеты (Борт №1 есть в разных модификациях), но я отказался. Этот борт может принадлежать только одному человеку – первому лицу в государстве".

Мелочь? Для кого-то да, но если бы Путин в то время воспользовался искренним и дружеским предложением Медведева, то не только журналисты, а и политическая элита втихаря откровенно судачили бы: "А под шапкой Мономаха-то две головы".

Мне кажется, что май-июнь 2008 года – это период вхождения (я имею в виду психологическое) Дмитрия Медведева в должность президента.

Нет легких путей вхождения во власть

В июле премьерская фраза "президент решил" почти ушла из его лексикона, но появилась другая (сразу же вызвавшая массу споров и вопросов). Как-то во время одного из заседаний правительства, а отчет об этом заседании был показан по телевидению, Путин сказал: "Я принял решение…"

Многие обратили внимание на эту фразу и насторожились: надо ли ее понимать как ответ на вопрос – "кто в доме хозяин"?!

Нет, не надо, и не потому, что степень взаимного уважения у президента и премьера слишком высокая для такой провокации, а другим словом такое обывательское толкование назвать было бы нельзя.

По-моему, два высших в государстве лица показали, что между ними вступила в действие ранее достигнутая договоренность о распределении обязанностей. Вспомним, все восемь лет президентства Путина - реально он был и премьером. Поэтому от более ранних премьер-министров мы, по-моему, никогда и не слышали фразу "я принял решение". Не могу утверждать наверняка, может быть, изредка и были, но сейчас эта сентенция стала повторяться чаще. У нынешнего премьера намного больше прав и возможностей, чем у предыдущих, а это значит, что и президенту можно уже не опекать главу правительства, а сосредоточиться на решении глобальных конституционных проблем.

Но тогда все должны видеть, какие решения приняты лично главой правительства.

* * *

Август 2008 года. "Шапка Мономаха" в этом месяце сильно потяжелела: Дмитрию Медведеву пришлось отдать приказ, тяжелый приказ, в качестве Верховного главнокомандующего.

Некоторые до сих пор утверждают: президенту "настойчиво посоветовали" (понятно кто) ответить военной силой на разбойные действия грузинской военщины. Но ответственность за приказ берет на себя не тот, кто советует, а тот, кто его отдает. Сам Медведев на одной из недавних встреч с журналистами вспоминал события той трагической ночи. И когда он рассказывал (а было это через три месяца после тех событий), почти физически можно было ощутить, как тяжело было этому молодому, невоенному человеку решиться на применение военной силы; но гибель российских миротворцев, гибель мирных граждан Цхинвала не оставили ему выбора.

Таким образом, Медведев прошел один из труднейших психологических этапов в своей работе – становление Верховным главнокомандующим.

От верховного главнокомандующего к антикризисному менеджеру

Осень принесла новые проблемы - финансовый кризис. Пути выхода из него разрабатывала "вся президентская рать": администрация, финансово-экономический блок правительства, руководство ЦБ и крупнейших банков. Однако лететь в Вашингтон в ноябре на заседание высших руководителей 20 стран должен был президент РФ. И Медведев, напомню, юрист по образованию, в данных конкретных условиях должен был стать антикризисным менеджером.

Когда мы видим, что во время визитов на высшем уровне главы государств и правительств подписывают чрезвычайно важные документы, мы, конечно, понимаем, что они родились отнюдь не за столом переговоров лидеров.

Отчасти так было и с "двадцаткой", но Медведев рассказывал, что во время столь представительной встречи на высшем уровне ее участники решили добиться большего прогресса от переговоров. Соответственно, и российской команде надо было на месте находить новые решения. Команда командой, но защищать позицию, даже коллективно выработанную, должен один человек. А это значит, в ноябре в Вашингтоне Медведев должен был ощутить себя не просто высшим по должности политическим представителем России, а ее главным антикризисным менеджером.

И это было следующим этапом психологического становления президента.

Можно привести еще примеры перехода Медведева от члена высшей команды управленцев к роли ведущей ключевой фигуры, например, во внешней политике. Свидетельством тому переговоры в Латинской Америке и в Индии. Станут ли они новым развитием внешнеполитической доктрины РФ?

Все эти события, безусловно, архиважные, но они вызваны ходом истории, самой жизнью. Главной задачей, которую Медведев ставил перед собой, вступая в должность президента, — это, конечно, не ведение военных действий и не борьба с финансовыми кризисами. Семь месяцев принесли опыт, который приобретался в период решения этих проблем.

Впереди - главная цель

В своей речи 7 мая с.г. в Кремле он заявил: "Зрелость и действенность правовой системы - это важное условие развития экономики и социальной сферы, поддержки предпринимательства и борьбы с коррупцией".

Судя по политическим мероприятиям последних месяцев, в понятие "правовая система" входит не только судебная реформа, принятие законодательных мер по борьбе с коррупцией, но и развитие самой политической системы. Говорят, что ее пути неисповедимы, и все-таки кое-какие вехи можно заметить.

За 20 лет мы прошли путь от политической вакханалии к созданию партийно-политической системы. Не буду давать ей оценку, пусть это делают специалисты. Может, и прав известный политик, выпустив в жизнь почти 15 лет назад крылатую фразу: "Что ни делаем, а все КПСС получается". (Кстати, и у КПСС было кое-что полезное).

Может, в муках праведных и неправедных рождается что-то новое?

А новое – это очередная попытка реформировать судебно-правовую систему. Ее цель – добиться, наконец, реальной независимости судей, снизить (хотя говорят - вообще ликвидировать, но это вряд ли достижимо) коррупцию в стране.

Судя по тому, что эта проблема занимает особое место в инаугурационной речи, Медведев считает ее решение главной задачей. Наверняка, как юрист он прекрасно понимает, что именно в правовом вакууме — корни печально известных событий 30-х годов. Но не год и не два понадобятся для достижения хотя бы первых успехов в борьбе за укрепление права. А сколько лет есть у него для ведения такой борьбы?

Следующие президентские выборы состоятся, как недавно заявил лидер партии "Единая Россия" Владимир Путин (а без нее куда же?!), в 2012 г., как и положено по действующему закону. Сомнительно, чтобы за три с половиной года можно достичь весомых результатов, но добиться того, чтобы они хоть как-то были ощутимы, наверное, можно.

"…Пускай слова Вас к действию обяжут

И Вашу преданность дела докажут…"

(В.Шекспир, "Король Лир")

Вместо эпилога

Впереди у президента много проблем. Одну из них можно назвать уже сейчас: следует ли согласиться с принятой Думой редакцией Закона об отмене института присяжных заседателей при рассмотрении антигосударственных преступлений?

Есть такое понятие на Руси: "Иваны непомнящие". Так зовут тех, кто не хочет знать и помнить свою историю. А не следует ли отнести к ним тех, кто забыл, что в нашей стране "судебные тройки" - это психологический синоним отсутствия права?! Может быть, с юридической точки зрения три профессиональных судьи – это лучше, чем 12 присяжных заседателей. Но с психологической – это даже не фарс. Это хуже. Неужели не понятно, что очень многие вздрогнут в ужасе: "Опять вернулись к тройкам?!". Но скажут они это инстинктивно шепотом.

Обозреватель Вячеслав Терехов

Новости