Глава Tele2: Акционеры, слава богу, понимают, что в первые годы мы будем убыточны

Сергей Эмдин рассказал, как будет развиваться бизнес компании после первых двух лет "настройки на рынок"

Сергей Эмдин

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU - Оператор Tele2, почти два года назад переживший присоединение мобильных активов государственного "Ростелекома", в начале 2016 года получил нового генерального директора. Вместо Михаила Носкова, который воспринимался рынком как технический руководитель в период формирования нового оператора, в компанию пришел Сергей Эмдин, в прошлом глава управляющей компании аэропорта "Пулково".

В интервью "Интерфаксу" Сергей Эмдин рассказал, как будет развиваться бизнес Tele2 после первых двух лет "настройки на рынок".

- Вы в должности гендиректора Tele2 вот уже около 100 дней. Успели ли провести инвентаризацию бизнеса и определить основные задачи? Какие они сейчас, на этапе масштабного строительства сетей?

- Я думаю, самое главное, что, действительно, это для меня новая сфера, и много интересного, много информации, много новых встреч с участниками телекоммуникационной отрасли. С одной стороны, это очень интересно, потому что отрасль реально другая по сравнению с предыдущими отраслями, в которых я работал. С другой стороны, это сложно, поскольку приходится обрабатывать большое количество информации и пропускать через себя.

Компанию я застал в здоровом состоянии. Она прошла через сложный период интеграции активов "Ростелекома". Это пройденный этап, теперь нам надо понять, какое мы займем место на рынке, как мы будем продолжать расти, в каких регионах. Несомненно, большой фактор, большой вопрос - это инвестиционная программа, которая в прошлом году действительно была глобальная. 40% своей выручки мы потратили на строительство, в том числе, и на выход в Москву. В этом году капзатраты будут поменьше. Рано или поздно показатель будет в районе 20%.

- Вы сказали, что вам необходимо определить место на рынке. Есть ли какой-то целевой показатель по доле рынка?

- Сегодня мы занимаем около 15% рынка, доля продолжает расти. Не буду называть конкретную цифру, но, по крайней мере, у нас есть аппетит к росту, и в ближайшие годы, я думаю, что все будут видеть, что мы растем как по выручке, так и по абонентам.

Самая главная точка роста - это Москва. И мы уже пробили показатель 2 млн абонентов несколько месяцев назад. Рост продолжается, мы надеемся, что на конец этого года, начало следующего мы займем где-то около 10% московского рынка. Сегодня это около 5-6%.

Ориентир есть, но мы, наверное, озвучивать не будем конкретные цифры. Поскольку все, кто знаком с телекоммуникациями, понимают, что маленькому игроку сложно добиваться каких-то высот, поэтому надо вырасти, особенно в тех регионах, где мы видели спад. И эта задача разделяется акционерами. Там, где мы отставали с точки зрения современных технологий 3G и 4G, сейчас мы фактически их уже везде запустили. В 61 регионе запущена услуга скоростного мобильного интернета (3G и 4G), а в этом году мы запустим еще 10 регионов с 4G - 3 уже запущено, 7 еще запустим.

- Какая доля абонентов к вам переходит по MNP?

- В Москве это значительная доля. Я не буду ее раскрывать, это не больше половины, но десятки процентов. Особенно была очень большая доля в самый первый месяц. В первый месяц мы увидели, что Tele2 в Москве ждали.

- У вас нет GSM-частот в Москве, пару лет назад Tele2 планировала договориться с "большой тройкой" об использовании этих частот. Источники на рынке говорили, что вы даже после выхода в Москву вели такие обсуждения. Вы до сих пор планируете с кем-то договориться об использовании московских GSM-частот?

- На данный момент активных переговоров ни с кем нет, поскольку GSM в Москве уже неактуален. Наверное, было бы неплохо иметь этот частотный актив, но мы не видим большой проблемы в отсутствии GSM-частот. Потому что рынок в Москве на несколько лет опережает все тенденции в стране. Фактически и проникновение смартфонов в абонентскую базу, и цены на них такие, что барьеров для подключения к Tele2 нет.

- И все же вопрос GSM MVNO в Москве закрыт окончательно?

- Сейчас переговоров нет, но, с другой стороны, мы не закрываем эту возможность. Если будет возможность по привлекательным ценам получить доступ к сетям 2G, естественно, мы будем это рассматривать.

- Сколько уже вложено средств в строительство московской сети и сколько еще планируется?

- Из 16 млрд рублей льготного кредита ВТБ по проектному финансированию мы потратили 9 млрд.

- А собственные средства вкладывали?

- Мы точную сумму не называли никогда. Но мы вкладываем собственные средства и другие кредиты.

- У вас есть оценка долговой нагрузки в этом году, новых кредитов?

- По итогам I квартала долг составлял около 111 млрд руб. Мы прогнозируем, что уровень долга в этом году будет оставаться стабильным.

- Недавно финансовый директор Людмила Смирнова говорила о том, что вы не ждете в этом году ни свободного денежного потока, ни прибыли из-за больших инвестиций. В следующем году это возможно?

- Теоретически возможно. Мы не комментируем конкретные планы 2017 года. Надо понимать, что компания находится в периоде бурного роста, поэтому, соответственно, для нас главная цель - это наращивание абонбазы и рост выручки, которую со временем, естественно, мы конвертируем в нормальную рентабельность. То есть, это все не за горами. Но, с другой стороны, нельзя одновременно бурно расти, а я напомню, что, допустим, по итогам первого квартала практически весь прирост в России по абонентам был за счет Tele2. Поэтому мы не можем одновременно бурно расти и зарабатывать деньги. Акционеры, слава богу, это понимают, мы развиваемся в рамках нашего стратегического плана, который предполагает, что первые годы бурного роста будут приносить убытки.

- У вас есть прогноз выручки в этом году?

- В этом году вырастем больше, чем на 10%. В прошлом году операционная выручка Tele2 составила 94,6 млрд руб., увеличившись на 8,3% в сравнении с 2014 годом.

- Какой у вас процент пользователей смартфонов сейчас в России и какой процент в Москве?

- За 2015 год доля смартфонов увеличилась на 11,1 п. п., составила 40,9% от общего числа устройств, зарегистрированных в нашей сети. Мы понимаем, что по проникновению смартфонов в базу отстаем, но уже не сильно.

- А все-таки этот разрыв по проникновению за счет чего планируете закрывать?

- Мы прогнозируем, что в 2016 году проникновение смартфонов будет расти. Этому будет способствовать активный набор абонентской базы в Москве, продажи смартфонов под собственным брендом и переход пользователей 2G-трубок на смартфоны в результате массового запуска сетей 3G/4G в 2015 году.

Это одна из тем, которой мы активно занимаемся. Сейчас у нас есть один аппарат, который находится в продаже и реально пользуется большой популярностью - Tele2 Mini, стоит чуть более 2 тыс. рублей. В ближайшем будущем появится целый ряд, еще целая плеяда, продолжение этого аппарата с более крупной диагональю.

- А премиум сегмент вы рассматриваете?

- Премиум сегмент мы рассматриваем, не под брендом Tele2, но здесь я раскрывать не буду, но я думаю, что скоро в нашем монобренде клиенты увидят хорошую, качественную линейку, в том числе и дорогих телефонов. Это будет один из А-брендов. Я не буду раскрывать, с кем мы говорили, но это будут хорошие, качественные, дорогие телефоны.

Наша розничная сеть несколько отличается от сетей конкурентов. Это дилерская сеть, у нас нет своих салонов вообще, у нас идеология, что мы не занимаемся розницей, все франшиза, включая премиальные места - Невский проспект, Тверская.

Соответственно, наша задача обеспечить сопоставимость линеек с конкурентами, чтобы не было большого дисбаланса между сильными дилерами и мелкими дилерами. Во всех монобрендах будет одна большая качественная линейка, в том числе включая А-бренды.

- Вы планируете использовать обратное субсидирование смартфонов, как это делает МТС?

- Не планируем. Мы не планируем зарабатывать на продаже устройств, то есть мы продаем все с нулевой маржой. Мы это не рассматриваем как источник зарабатывания прибыли, мы рассматриваем это как стимулирование спроса на data.

- Когда запустится в эксплуатацию MVNO-проект с "Ростелекомом"?

- Осенью будет запущен массово. Подготовка идет полным ходом, основные развилки пройдены. Это будет бренд "Ростелекома", не буду говорить, как они его назовут. Это будет QuadroPlay, то есть под брендом будут продаваться услуги фиксированной и мобильной телефонии, доступ в интернет и телевидение.

- То есть название оператора будет не "Ростелеком"?

- Возможно, "Ростелеком" с какой-нибудь приставкой, но не буду это комментировать, это вопрос партнера.

- Вы недавно говорили, что ведете переговоры с инвесторами о башенной инфраструктуре. На какой стадии сейчас обсуждение?

- Стратегически мы определись, что мы не хотим иметь тяжелую инфраструктуру внутри себя, поэтому все активы, которые можно монетизировать, не нанося ущерб основному бизнесу, мы готовы монетизировать. Соответственно, исходя из этой предпосылки, мы рассматриваем возможность опять же экономически выгодно для себя расстаться с башенной инфраструктурой. Мы ведем переговоры, сейчас фактически мы находимся в формальном процессе, ведем переговоры со всеми интересантами. Пока конкретики мы раскрывать не будем, но этот проект активно ведется, мы считаем его для себя одним из правильных направлений.

- Вы будете специально создавать башенную "дочку" для этого?

- Да. Скорее всего, да.

- А сколько у вас сейчас башен?

- Примерно столько же, сколько и у конкурентов - около 10 тысяч.

- Кто из инвесторов интересуется? Вы назвали ранее называли РФПИ, "Русские башни" и "ВТБ Капитал".

- Я думаю, эти компании всем известны, их не так много. Три-четыре. Плюс обычно все инвестфонды группируются. Конкретно кого-то мы раскрывать не будем, все они фигурировали в прессе.

- Недавно в СМИ была информация со ссылкой на источники, что вас собираются объединять с "Вымпелкомом", потом - что вы собираетесь объединять с оператором сети. Можете прокомментировать оба этих повода, действительно ли ведутся переговоры о том, чтобы объединиться, консолидировать рынок и создать крупнейшего мобильного оператора?

- По первому вопросу я думаю, что это просто слухи. Они, возможно, конверсируются участниками рынка, которые заинтересованы в генерации дела, но никаких переговоров не ведется на тему об операционном объединении двух компаний. С точки зрения так называемого RAN-sharing и возможного совместного использования инфраструктуры, мы этим действительно занимаемся. Опять же - не комментируем, с кем мы ведем переговоры на эту тему.

- То есть это не "Вымпелком"?

- Возможно это и "Вымпелком", возможно, это не только "Вымпелком". В любом случае надо понимать, что этот проект будет иметь широкий охват, но не покроет всю страну. С точки зрения экономики стагнирующего рынка, низких цен RAN-sharing и совместное использование инфраструктуры действительно очень правильная вещь, потому что бессмысленно строить две параллельные железные дороги, если можно построить одну.

- Когда можно ждать первых сделок, первых партнеров?

- У нас конкретных сроков нет. Не то, что нас кто-то к этому вынуждает. Это мы делаем из своих стратегических и экономических предпосылок. Посмотрим, как будет развиваться процесс, тут главное - не навредить.

- Ранее также стало известно, что вы планируете MVNO-проект с "ЭР-Телекомом".

- Мы запустили с ними пилотный проект в Кирове. Пока смотрим, в планах также "пилот" в Петербурге.

- То есть "ЭР-Телеком" будет работать под своим брендом на ваших мобильных сетях?

- Да. Типичное MVNO.

- У вас есть еще какие-то проекты виртуальных мобильных операторов?

- У нас на самом деле много в плане проектов. Можно подчеркнуть, мы стратегически эту тему не бросили. Потому что есть такая версия, что с уходом Анатолия Сморгонского (был директором Tele2 по развитию виртуальных операторов и партнерств с компаниями, не относящихся к телеком-индустрии с января по апрель 2016 года - ИФ) мы закрыли департамент и разогнали людей, - это все неправда. Один проект мы уже фактически сделали с "Ростелекомом", со Сбербанком обсуждаем тоже. Еще есть один-два крупных проекта. И при этом есть большая очередь ритейловых брендов, других брендов, которые немножко другая история. Они действительно хотят под своим брендом продавать наши услуги, но реально все услуги будем оказывать мы: и биллинг, и общение с клиентом, и колл-центры - это все будет на нашей стороне.

- Вы вообще верите в модель MVNO в России?

- Для маленького - относительно других операторов - игрока, которым мы сегодня являемся, это, несомненно, потенциал бурного роста и проникновения. Почему самые большие игроки боятся это делать? Потому что для них очень большая каннибализация абонентской базы. То есть абоненты, которые подключатся через MVNO, с большой долей вероятностью уже являются абонентами host-оператора напрямую. В нашей ситуации это риск меньший.