Посол Индонезии: я считаю, что все проблемы в ОПЕК будут преодолены

Вахид Суприяди рассказал об итогах саммита Россия-АСЕАН, перспективах достижения соглашения по вопросу заморозки нефти в ОПЕК и ВТС с Россией

Вахид Суприяди

Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Посол Индонезии Вахид Суприяди в интервью корреспонденту "Интерфакса" Веронике Вишняковой рассказал об итогах саммита Россия-АСЕАН, перспективах достижения соглашения по вопросу заморозки нефти в ОПЕК и новой встречи картеля с Москвой, развитии ВТС с Россией и запуске прямых рейсов между Россией и Индонезией.

- Господин посол, как вы оцениваете итоги прошедшего саммита Россия-АСЕАН и двусторонних переговоров между президентами наших стран? Как в целом вы видите роль России в отношениях со странами, входящими в АСЕАН, с учетом того, что США являются их главным партнером?

- Во-первых, я думаю, что итоги саммита весьма позитивные: тридцатая декларация отражает дух идеи о том, как сблизить АСЕАН И Россию, особенно в вопросах сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Стороны очень серьезны в намерении материализовать это более близкое взаимодействие определив конкретные действия. Они говорят о реальных вещах. Которые принесут выгоду и увеличат благосостояние как народа России, так и стран АСЕАН. В настоящее время АСЕАН – достаточно независимая региональная группа. Разумеется, у нас тесные отношения с США, но мы также близки и с Россией. Здесь не о чем говорить.

Касательно двусторонней встречи, это первый визит нашего президента в Россию. Лидеры провели очень продуктивную дружескую беседу о том, как увеличить взаимодействие в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Я полагаю, что в рамках двусторонних переговоров 90 времени было уделено именно этим вопросам. Обе наши страны являются очень большими государствами, которые входят в G20; мы занимаем 17 место в мире. Экономический рынок России очень большой, это самая большая страна в мире с многомиллионным населением. Не так много индонезийцев знают о том, что в России проживают 25 миллионов мусульман, в связи с чем она является самой большой мусульманской страной в Европе. С другой стороны, экономика Индонезии является достаточно большой в Южной Азии и ее объем увеличивается приблизительно на 5% в год. Реальность не отражает потенциал наших двух стран. Именно поэтому президент Джоко и президент Путин нацелены на то, чтобы максимизировать наше взаимодействие в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Во время визита наш президент нашел время для того, чтобы провести встречи с шестью видными руководителями шести известных российских компаний. В то же время мне сказали в Джакарте, что обычно во время своих визитов президент встречается не более, чем с четырьмя руководителями, и число его встреч в Москве было самым большим. Это означает. Что наш президент заинтересован в развитии отношений, особенно в сфере бизнеса. Все эти люди уже были в Индонезии и обещали расширить присутствие своего бизнеса в нашей стране. Это большая возможность. В частности "Роснефть" обещала инвестировать порядка 13 млн долларов в строительство нефтеперерабатывающего завода. В то же время "Ростнефть" предложила индонезийской компании Pertamina участвовать в нефтедобывающих проектах в России. Кроме того, РЖД и представители железных дорог Индонезии в настоящее время находятся в процессе подписания меморандума о взаимопонимании для увеличения взаимодействия между лидерами. Наши частные компании, например, Black Space также хотели бы расширяться, особенно заинтересованы в этом нефтеперерабатывающие заводы, а также предприятия по добыче угля и полезных ископаемых в Калимантане.

- Недавно министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил о том, что мы ждем от Индонезии официального запроса для создания свободной экономической зоны с ЕАЭС. Когда такой запрос поступит и в какие сроки может быть создана зона свободной торговли?

- Мы, наш министр иностранных дел, какое-т о время обсуждали это в Индонезии с учетом потенциала ЕАЭС с ее 190-миллионным населением. Это большой рынок в Европе. Я должен добавить, что мы также являемся членом АСЕАН. В прошлом году мы создали экономическое сообщество АСЕАН, которое имеет большой потенциал. Поэтому я думаю, что восприятие идеи о том, чтобы подписать соглашение между АСЕАН и ЕАЭС крайне позитивное. После визита (президента Индонезии в Россию-ИФ) ко мне поступило много запросов от индонезийских бизнесменов приехать в Россию и от российских посетить Индонезию, что является крайне позитивным знаком. Раньше не так много индонезийцев были заинтересованы в том, чтобы вести бизнес в России, поскольку знали о том, что их потенциал в стране очень ограничен. Однако сейчас ситуация выглядит обнадеживающей. Индонезийское посольство планирует провести в августе фестиваль в честь независимости нашей страны. Это первый раз, когда мы будет проводить подобное мероприятие. Возможно. Мы пригласим несколько сот бизнесменов в Россию и попытаемся организовать им ряд встреч с контрагентами, что станет продолжением того, о чем говорили лидеры наших стран.

- Возвращаясь к вопросу о зоне свободной торговли: когда она может быть создана?

- Я думаю, чем скорее, тем лучше. Этот вопрос затрагивает многие министерства и департаменты в Индонезии. Мы не единственные, кому принимать решение, но воля к нему есть. Я думаю, что после визита президента Джоко мы все надеемся, что это произойдет раньше, а не позднее. На данный момент мы не обсуждаем временные рамки. Как я уже сказал, этот вопрос затрагивает не только министерство иностранных дел, но и министерство торговли и другие заинтересованные стороны. И тем не менее настрой очень позитивный.

- Если кандидат от Индонезии займет пост главы ОПЕК, то какую политику будет проводить Джакарта и какие идеи предложит для стабилизации нефтяного рынка? Будет ли Индонезия пытаться подтолкнуть членов картеля к тому, чтобы заключить сделку по заморозке уровня добычи нефти?

- Пока еще рано говорить о политике, но идея, по которой Индонезия вернулась в ОПЕК заключается в том, что мы одна из крупнейших стран-импортеров нефти, но в последние годы мы ее экспортировали. Какое-то время мы были членом организации и имеем достаточный опыт. Я думаю, что в наших интересах сохранять цены на нефть на приемлемом уровне. В настоящее время мы считаем, что они слишком низкие для стран-экспортеров. В то же время мы все еще производим нефть, но также и импортируем ее. Нам необходимо сохранять баланс для того, чтобы все члены ОПЕК извлекали из этого выгоду. Россия, хоть и не член ОПЕК, но также обеспокоена падением цен.

- Как вы оцениваете позиции Саудовской Аравии и Ирана по вопросу заморозки добычи нефти? Можно ли их назвать конструктивными?

- Обе страны имеют свой интерес в заморозке. Идея Индонезии состоит в том, чтобы посмотреть на этот вопрос совместно с ОПЕК. Нам необходимо открыто обсудить эту тему, получить реакцию стран-членов. Я не хотел бы углубляться в это, пока мы еще находимся в процессе борьбы за лидерство в ОПЕК.

- Когда состоится новая встреча в формате Россия-ОПЕК на министерском уровне? И как вы могли бы прокомментировать мнение о том, что ОПЕК мертва как организация?

- Я так не думаю. Я знаю, что между странами-членами ОПЕК есть некоторые разногласия, однако я думаю, что, если бы эти разногласия обсуждались открыто, мы могли бы навести мосты, поскольку занимаем нейтральную позицию. Наш кандидат (на пост главы ОПЕК-ИФ) это широко известный действующий дипломат. Мы могли бы навести мосты. Я чувствую, что все проблемы будут преодолены.

- Касательно встречи в формате Россия-ОПЕК. Когда она может состояться?

- Я не располагаю информацией о конкретной дате, но думаю, что такая встреча – это хорошо. Несмотря на то, что Россия не является членом ОПЕК, это хорошо, что наши страны- производители нефти могут встретиться и обсудить лучший путь, которым можно извлечь для себя выгоду.

- То есть в настоящее время никакого обсуждения относительно проведения такой встречи не ведется?

- Такого, о котором бы я знал, нет. Но может, подобные обсуждения уже начались на определенном уровне, однако я об этом не знаю.

- Индонезия и Россия заключили соглашение о строительстве нефтеперерабатывающего завода. Какова стоимость контракта и когда начнется строительство?

- Как я уже сказал, "Роснефть" и Petramina уже подписали меморандум о сотрудничестве, а 26 мая заключили рамочное соглашение. Мы надеемся, что в 2018 году Россия и Pertamina начнут строительство нефтеперерабатывающего завода в Индонезии, но наш президент хотел бы, чтобы это началось немного раньше. Стороны до сих пор прорабатывают технические детали, документы и так далее. Надеюсь, в 2018 они начнут строительство НПЗ Turban на острове Ява.

- Какова стоимость контракта, и кто выступит в роли инвестора проекта?

- Общий объем инвестиций в проект может достигнуть $13 млрд. Разумеется, вопросы инвестиций будут урегулированы с Pertamina. Я не знаю подробностей сделки, каково распределение в процентном соотношении между сторонами. Я не вдавался в подробности.

- В каких российских нефтедобывающих проектах заинтересована Индонезия и ведутся ли переговоры с другими российскими нефтяными компаниями помимо "Роснефти"?

- Как я уже говорил, "Роснефть" предложила Pertamina участие в разработке двух нефтедобывающих скважин, а также в сотрудничество в области нефтедобывающей промышленности. Об остальном, мне кажется, стоит лучше спросить соответствующий департамент, все еще находится на ранних стадиях.

- Не так давно министр обороны Индонезии заявил о заинтересованности страны в закупке российских истребителей Су-35. На какой стадии находятся переговоры, когда будет подписан контракт и какое количество истребителей планирует закупить Джакарта?

- Да, действительно министр обороны и даже командующий армии были здесь (в России - ИФ). Это означает, что мы заинтересованы в приобретении новейших технологичных истребителей, таких, как Су-35, подводных лодок класса "Кило", а также самолетов-амфибий для боевых действий. На данный момент стороны все еще ведут переговоры о многих вещах, в том числе, о цене и условиях контракта. Согласно индонезийским законам, любые контракты в области военной техники должны сопровождаться передачей технологии и запуском совместного производства. На данный момент эти условия подробно обсуждаются. Процесс все еще продолжается я не знаю, когда (он завершится - ИФ), но мы планируем закупить от восьми до десяти истребителей.

- Проявляет ли Индонезия интерес к закупке систем С-300 или С-400?

- Я не знаю деталей, потому что данный вопрос в настоящее время обсуждается по линии министерств обороны, но, разумеется, системы противовоздушной обороны являются одним из видов военной техники, в котором мы заинтересованы.

- В каких еще контрактах и типах вооружений заинтересована Индонезия? Хотела бы Джакарта закупить российские ЗРК "Бук", презентация которых недавно была проведена российской стороной для страны?

- Во время визита министра политики, права и безопасности в Грозный на прошлой неделе Рособоронэкспорт представил ему некоторые вооружения, которые были предложены Индонезии. Наши эксперты проявили интерес к приобретению систем, которые могли бы повысить потенциал наших вооруженных сил, в частности для борьбы с терроризмом. Это, конечно, по-прежнему находится на ранних стадиях, но наше министерство проявило интерес к закупке ряда вооружений, связанных с (оснащением-ИФ) антитеррористических отрядов в Индонезии.

- Могут ли индонезийские курорты, в частности Бали, заменить россиянам "закрытые" Турцию и Египет?

- В прошлом году число российских туристов, посетивших Индонезию, сократилось на 26%, но за первые три месяца этого года мы увидели сопоставимое увеличение турпотока, что является позитивным трендом. Главная проблема заключается в отсутствии прямых рейсов: россияне, которые хотят посетить Индонезию, вынуждены лететь через Ближний Восток и дополнительно тратить пять-шесть часов. Это не есть хорошо, особенно для бизнесменов. Также люди россияне могут полететь в страны Азии и потом в Джакарту. Для того, чтобы привлечь в Индонезию больше туристов. Во-первых, мы уже ввели безвизовый режим. Российскую сторону мы также попросили об аналогичных мерах. Я предоставил эту просьбу о том, чтобы хотя бы упростить визовый режим для индонезийцев, желающих посетить Россию, в министерство иностранных дел, потому что 10% от населения страны имеют средний доход. Во-вторых, как я уже отметил, мы находимся в процессе запуска прямых рейсов из Москвы в Джакарту или на Бали.

- Когда могут быть запущены прямые рейсы? Может уже в этом сезоне?

- Для меня чем скорее, тем лучше. Это отвечает интересам не только туристической сферы, но и торговли. Одна из главных проблем при экспорте индонезийских тропических фруктов в Россию заключается в том, что нет прямых поставок и транспортная связь между странами все еще не развита. Я посетил несколько регионов России и понимаю, что многие люди заинтересованы в тропических фруктах. Поэтому прямые рейсы – это хорошо, особенно с учетом того, что доставка фруктов по воде занимает два месяца, что является серьезным испытанием. Чем больше рейсов у нас будет, тем лучше не только для туризма, но и для торговли.

- К сожалению, для российских туристов стоимость авиаперевозки в Индонезию является достаточно высокой. Есть ли у Джакарты планы о том. Чтобы предпринять какие-то меры, в частности субсидировать рейсы?

- В настоящее время индонезийские отели являются одними из самых дешевых в мире. Мы занимаем первое место по конкурентоспособности в вопросе цен на размещение. За 100 долларов туристы в Индонезии могут остановиться в пятизвездочном отеле. Разумеется, авиарынок является достаточно открытым. Насколько я знаю, в России много людей покупают билеты в Индонезию несмотря на то, что мы их не субсидируем. Я не думаю. Что в настоящее время мы будем субсидировать авиарейсы. Это чисто коммерческий вопрос.