Автопрому США не дали денег, рынки рухнули

Переговоры о поддержке американского автопрома затягиваются. Сенат провалил выделение $15 млрд, бросив автопроизводителей в пучину кризиса. Притормозившая помощь обрушила фондовые и сырьевые площадки

Фото: Reuters

Вашингтон. 12 декабря. IFX.RU - Переговоры в Сенате, призванные обеспечить прохождение через верхнюю палату Конгресса США законопроекта о финансовой помощи автопрому, провалились в последний момент из-за разногласий республиканцев и демократов.

В центре вчерашних переговоров был вопрос о реструктуризации долгов автокомпаний и о приведении заработной платы рабочих к уровню азиатских конкурентов. По последнему вопросу республиканцы настаивали, что паритет должен быть достигнут в 2009 году, демократы предлагали более длительный период, сообщает The Wall Street Journal. В итоге законопроект не набрал необходимых 60 голосов. Для заключения соглашения между партиями не хватило "трех слов".

Джордж Буш и Барака Обама призвали сенаторов проголосовать за закон, который в среду был принят Палатой представителей. Документ предполагает предоставление кредитов на сумму в $14 млрд General Motors Corp. и Chrysler LLC, которые заявили, что без срочной помощи уже к концу года они останутся без денег. Ford отказался от денег, заявляя, что у него остаточной краткосрочной ликвидности.

Закон призван заставить компании провести реструктуризацию, чтобы обеспечить возврат кредитов. План реорганизации компании должны будут подготовить к 31 марта. Кроме того он предусматривает назначение президентом так называемого "автомобильного царя", который будет обладать широкими полномочиями в отношении регулирования деятельности автоконцернов, получивших госпомощь, и сможет, например, заставить их вернуть госсредства досрочно, подать заявление о банкротстве или, напротив, дать им дополнительные средства. "Царь" сможет налагать вето на расходы компаний на сумму, превышающую $100 млн.

Предполагается, что средства на поддержку "Детройтской тройки" будут выделены из программы, которая изначально предназначалась для финансирования внедрения технологий, позволяющих экономить топливо.

Прося миллиарды, представители автомобильной индустрии давили на то, что им грозит крах и миллионы американцев могут потерять работу. Это, пожалуй, было самым сильным аргументом ослабшей "тройки". Автогиганты прямо или косвенно обеспечивают работой 3 млн человек и производят 4% ВВП США. Налоговые поступления отрасли оцениваются в $150 млрд.

Автопроизводители, получив кредиты, вынуждены будут согласиться на ограничение зарплат топ-менеджеров и размера дивидендов. Проект предусматривает, что правительство получит варранты на акции компаний на сумму, составляющую 20% от суммы кредита. То есть, власти частично национализирует автопром.

На "неполадках" с прохождением законопроекта по автопрому американские ведущие фондовые индексы вчера показали умеренное падение на 2,2-3,4%. По причине провала переговоров рванувшая было вчера вверх нефть (прибавила по итогам торгов около 12% и достигла $47,4-48) подешевела в пятницу на 5% и достигли на Нью-йоркской товарной бирже $45,52 за баррель. Курс доллара к иене упал до минимума за 13 лет - до 89,90 иен.

На тех же новостях акции в Азии в пятницу снижаются: Nikkei 225 рухнул почти на 7%, корейский Kospi - более чем на 5%. Фьючерсы на S&P 500 снижаются на 4,6%.

Новости по теме

Автомобили будут дорожать

Новости