В Кембридже возродили к жизни 1000-летние песни
Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Доктор Сэм Барретт из Кембриджского университета реконструировал песни из манускрипта XI века. В субботу 23 апреля их исполнили в Кембридже впервые за 1000 лет. Страница из рукописи, по которой восстановили мелодии песен, была украдена из Кембриджского университета в XIX веке и в течение 142 лет считалась утерянной, сообщает сайт N+1.
Песни были частью трактата "Утешение философией", которое написал в 20-х годах VI века римский государственный деятель, философ и теоретик музыки Боэций. Его сочинение было одним из самых важных и читаемых произведений средневековья, его переводили на английский язык Чосер, автор "Кентерберийских рассказов", и королева Елизавета I.
Стихи и музыка из манускрипта Боэция "Утешение философией"
Чтобы реконструировать песни из "Утешения философией", ученому из Кембриджа Сэму Барретту понадобилось более 20 лет кропотливой работы. Стихи из трактата были положены на музыку, записанную невмами в книге XI века "Кембриджские песни". Невмы — средневековые предшественники нот, не были нотами в современном понимании. По словам доктора Барретта, они указывали на рисунок мелодии и детали вокальной партии, но не задавали тон мелодии. Детали исполнения передавались устно, музыканты их просто запоминали, а в XII веке устная традиция была утрачена.
Манускрипт "Кембриджские песни" был создан в первой половине XI века в Германии и был последним томом антологии латинских текстов. Книга долгое время находилась в Кентербери, а в конце XVII века ее перевезли в университетскую библиотеку Кембриджа.
В 1840 году страница из книги, на которой были записаны стихи и невмы была утрачена. Германский студент вырвал лист из книги и вернулся с ним на родину. В течение 142 лет страница считалась утраченной, до тех пор пока в 1982 году ее случайно не нашла в библиотеке Франкфурта британский историк Маргарет Гибсон. "Без этого экстраординарного случая восстановить утраченные песни было бы намного труднее", — объясняет Барретт.
После того, как песни были реконструированы на 80 или 90 процентов, Барретт подключил к исследованию руководителя ансамбля средневековой музыки «Секвенция» (Sequentia) и проекта "Потерянные песни" Бенджамина Багби. Барретт и Багби протестировали теоретические выкладки Барретта на практике и реконструировали звучание музыкальных инструментов того времени. Ансамбль "Секвенция" стал первым исполнителем восстановленных песен.