Татьяна Москалькова: Уполномоченный по правам человека должен противостоять лживым обвинениям в адрес РФ

Новый омбудсмен в первом интервью после назначения рассказала о главной цели на этом посту

Татьяна Москалькова
Фото: пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС

Москва. 22 апреля. INTERFAX.RU - Госдума 22 апреля назначила на пост уполномоченного по правам человека в РФ эсера Татьяну Москалькову. В первом интервью после назначения Москалькова рассказала парламентскому корреспонденту "Интерфакса" Филиппу Щипкову о первых шагах на новой должности, главной цели на этом посту, своем мировоззрении и посещении Чечни.

- Расскажите о ваших ближайших планах на должности уполномоченного по правам человека в РФ? Будет ли сохранена преемственность работы уполномоченного?

- В первую очередь я хочу познакомиться с аппаратом уполномоченного по правам человека. Планирую встретиться с Эллой Александровной Памфиловой. Надеюсь и на встречу с Владимиром Лукиным. Сейчас для меня самое важное – это сформировать эффективные рабочие коммуникации с уполномоченными по правам человека в регионах.

- Что бы вы хотели изменить, привнести в работу уполномоченного?

- В качестве сфер общественной жизни, которые требуют повышенного внимания уполномоченного с позиций соблюдения прав человека рассматриваю сферы трудовых отношений, связанные с неисполнением работодателя своих обязательств по выплате заработной плате, невыполнением условий коллективного договора и др., а также сферы медицинского обслуживания, образования, уголовно-процессуально и уголовно-исполнительной деятельности, ЖКХ, миграции.

В защите со стороны уполномоченного по правам человека нуждаются и соотечественники, проживающие за рубежом.

Включение уполномоченного в эту работу во взаимодействии с уполномоченным МИД России по правам человека, Россотрудничеством и Фондом оказания помощи соотечественниками могло бы стать весьма важным новым правозащитным элементом.

Уверена, что и деятельность уполномоченного по правам человека нуждается в новых формах информационного обеспечения, расширения присутствия в медийном пространстве. Выпуск бюллетеня уполномоченного мог бы повысить уровень правового просвещения наших граждан и прозрачность деятельности УППЧ.

- Работа уполномоченного по правам человека по большей части рутина. Ставите ли вы перед собой какую-то внутреннюю глобальную цель, достигнув которую, вы для себя могли бы сказать, что не зря работали уполномоченным?

- Рутина? Наоборот: это творческая работа. Ведь добро по своей природе – это творческое начало человека. Своей же целью я вижу укрепление авторитета уполномоченного по правам человека на международной арене. Это необходимо, поскольку сегодня правозащитная тема стала активно использоваться некоторыми западными и американскими структурами в качестве инструмента для шантажа, спекуляций, угроз и попыток давления на Россию. И уполномоченный по правам человека может и должен противостоять лживым, неадекватным обвинениям, которые идут в адрес РФ. Я собираюсь продолжать ту системную работу, которую я поводила в Комитете по делам СНГ. В первую очередь – в плане защиты прав и свобод соотечественников в странах Балтии, на Украине, в Приднестровье и везде, где потребуется мое вмешательство.

- Вы входите во фракцию "Справедливая Россия". Будете ли вы приостанавливать членство в партии? Как будет строиться работа с другими партиями?

- Закон обязывает уполномоченного по правам человека приостановить любую политическую деятельность. В том числе – членство в партии. Однако я буду активно сотрудничать с депутатскими фракциями, с партиями, в том числе – конечно и с моими коллегами по "Справедливой России".

- Ваша партия проводила специальную работу по сбору и обработке данных о жертвах украинских властей. Многие стали беженцами и живут в РФ. Будете ли вы продолжать эту работу?

- Как уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, я просто обязана это делать и открыта для сотрудничества со всеми заинтересованными политическими силами и общественными организациями.

- Христианство в настоящий момент оказалось самой преследуемой религией в мире. Как вы относитесь к созданию православных правозащитных организаций, занимающихся защитой прав верующих, в том числе, элементарного права на жизнь? Будете ли поддерживать их работу?

- Уполномоченный по правам человека обязан защищать всех – независимо от конфессиональной принадлежности. Сама я – человек православный, член межфракционной группы Государственной Думы по защите христианских ценностей. К любой общественной деятельности во благо человека, если она не несет межконфессиональной или межнациональной розни, я отношусь с пониманием и сочувствием.

- По данным опросов, большинство россиян волнуют социальные вопросы, тогда как избирательные права считают ключевыми только 2% граждан. Так ли это, какие проблемы российского общества вам кажутся наиболее острыми?

- С цифрами не поспоришь. Конечно, подавляющее большинство людей в первую очередь волнуют простые житейские проблемы: зарплата, ЖКХ, рост цен. Я не один год помогала избирателям, которые обращались ко мне, и могу резюмировать: у нас еще очень часто нарушаются самые насущные конституционные права граждан. Задерживают выплату зарплаты, ЖКХ облагают непонятными поборами, закрывают школы, детские сады и фельдшерские пункты в селах… Перечислять можно долго. Естественно, что такие проблемы выживания оттесняют на второй план все прочие. Но если человек обращается за защитой своего права, какая разница для него: в правозащитном формате это единичный случай или часто встречающееся нарушение. Однако, я бы не стала преуменьшать степень политизации нашего общества. Особенно в преддверии 18 сентября этого года. Отмененные выборы в Барвихе – яркий тому пример. Думаю, что предстоящие выборы покажут: насколько важны для россиян избирательные права, гарантированные Конституцией.

- Планируете ли взаимодействовать с ЦИК, уделять внимание обеспечению соблюдение прав граждан на предстоящих выборах?

- Конечно. Первейшая обязанность уполномоченного по правам человека – следить за тем, как соблюдаются конституционные права и свободы граждан.

- Как будет построена работа с партиями? Не помешает ли принадлежность к "Справедливой России"? Будете ли вы выходить из партии, приостанавливать членство?

- Федеральный закон об уполномоченном 1997 года напрямую запрещает уполномоченному заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Для уполномоченного по правам человека на первом месте всегда – люди с их проблемами, обидами и заботами. Поэтому я приостанавливаю членство в партии. Но мое выдвижение на этот высокий пост состоялось в значительной степени благодаря партии "Справедливая Россия", благодаря лично ее лидеру Сергею Миронову. Социал-демократическая идеология "Справедливой России", ее конкретные дела в сфере защиты прав и свобод граждан, ее последовательные законотворческие шаги в этой области, существенно повлияли на формирование моего мировоззрения.

Как УППЧ буду тесно работать со всеми фракциями Госдумы.

- Какие регионы, с вашей точки зрения, являются наиболее проблемными с точки зрения прав человека? Ваша предшественница на этом посту планировала посетить Чечню в апреле и обсудить с руководством республике вопросы прав человека. Есть ли у вас такие планы? И как вы можете охарактеризовать ситуацию с правами человека в Чечне?

- Сегодня мне трудно судить о том, какие регионы являются наиболее проблемными с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан. Буду готова ответить на этот вопрос после того, как встречусь с уполномоченными по правам человека в субъектах, ознакомлюсь с данными мониторингов обращений к уполномоченному по правам человека. Что же касается вопроса соблюдения прав человека в Чеченской Республике, то я надеюсь и лично встретиться с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, и посетить Чеченскую Республику именно для того, чтобы иметь возможность понять, как соблюдаются там права человека.

- Будете ли добиваться привлечения к ответственности виновных в нападении на журналистов в Ингушетии?

- Конечно, есть ли будут поступать жалобы о нарушениях прав участников уголовного процесса, в первую очередь потерпевших журналистов и правозащитников, при расследовании этого дела. Я – юрист. Следовательно, до того, как скрупулезно изучу все нюансы этого дела, ничего определённого сказать не смогу по поводу необходимости вмешательства Уполномоченного, но возьму его на контроль.

Новости