В центрах для беженцев в Сирии принимают даже родственников террористов
Корреспондент "Интерфакса" вместе с делегацией российских парламентариев посетила лагерь для беженцев в Сирии
Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU - Делегация российских парламентариев в составе сенатора Дмитрия Саблина, депутатов Госдумы Александра Ющенко и Сергея Гаврилова на днях побывала в Сирии с гуманитарным визитом. В САР был доставлено около 21 тонны гумпомощи.
Проведя несколько встреч на самом высоком уровне, россияне, а вместе с ними и журналист "Интерфакса", смогли также посетить один из центров для размещения беженцев в Новом Дамаске.
Окунувшись во дворе центра в приветственное, бодрящее и звонкое полотно детского интереса и теплоты, которые, к счастью, не может заглушить война, парламентарии услышали о том, чем живет центр, во что верят его обитатели.
С гостями из РФ пообщались двое молодых людей, так называемых кураторов центра. Он пояснил, что вместе с другими "опекунами" беженцев является членом добровольного объединения дамасской молодежи.
"У нас находятся люди, представляющие все слои населения Сирии, в том числе и родственники самих террористов, их браться, дети, отцы - это приказ Асада принимать их также, как остальных", - рассказал куратор.
По его словам, подобные центры созданы в основном в зданиях бывших государственных школ.
"Когда начались боевые действия, мы были вынуждены расселять сюда беженцев, и все это проводилось под прямым контролем государства. Сначала эти центры были не готовы принять такое количество людей, но после того как в них провели своего рода реконструкцию, они смогли вместить большее число семей", - сказал собеседник.
Он добавил, что непосредственно в этом, который посетили российские парламентарии и журналисты, проживает 60 семей, общая численность - 235 человек.
Центр - типовое здание школы в пять этажей. Длинные коридоры, кое-где вдоль стен стоят парты, двери бывших кабинетов - по левую и правую стороны. Только войдя в них, обнаруживаешь: то, что раньше было большим кабинетом, теперь разделено на две-три комнаты - по каждой на семью.
В комнатах, куда по приглашению их хозяев зашли члены делегации из России, уютно настолько, насколько возможно обустроить 15-18 кв. метров для постоянного проживания нескольких человек.
По-восточному на полу, стенах много ковров, в большинстве случаев, ковры заменяют плакаты с изображением Башара Асада.
Везде соблюдается чистота, за порядком как рассказали кураторы центра, следит так называемый смотрящий - авторитетный человек, который может на месте разрешить бытовые вопросы, снять внутренние конфликты. А без них никуда.
Преступности как таковой в подобных центрах нет, отметил представитель волонтеров.
Проживающие здесь (некоторые более четырех лет) получают гуманитарную помощь: на семью по две коробки с предметами личной необходимости два раза в месяц, и, кроме этого, ежедневно питание.
Также в центрах находится медперсонал, который прямо на месте оказывает помощь нуждающимся. В центре работает и психолог, так как некоторые из размещенных в нем до сих пор переживают тяжелые психологические травмы в связи с обрушившимися испытаниями.
Собеседник агентства отметил, что много детей из-за войны длительное время не ходили в школы, и поэтому в таких центрах проводится обучение по специальным программам.
Эти программы были разработаны государством, их отличие в плотном преподавании - например, два класса в одном курсе. Подобный подход расценивают в Сирии как экстренный. Программа все же нацелена на то, что в будущем дети проживающих в центрах беженцев будут ходить в обычные школы.
Также внутри центров существует программа обучения рабочим профессиям: "чинить аппаратуру, плотники и так далее"; учат бесплатно.
Одна из женщин, проживающих в лагере с удовольствием согласилась пообщаться с гостями из России. По ее словам, она вместе с двумя дочерьми находится в лагере с 25 мая 2012 года. Ранее они с семьей проживали в пригороде Дамаска.
Один из сыновей этой женщины, 16 лет, был похищен боевиками. Второй сын открыто выражал свою готовность идти служить в сирийскую армию, поддерживал президента Асада, он был также похищен и убит.
После этого семье пришлось пережить еще очередное потрясение: "к нам ворвались ночью люди в масках, под угрозой смерти заставляли на видеокамеры критиковать правящий режим в Сирии".
"Мы отказывались, и каким-то чудом нам удалось вырваться из этого кошмара. Пять дней мы жили в парке в Дамаске, спали с детьми на земле, потом государство нас забрало и поселило в этот центр", - рассказала женщина. Ее слова с готовностью повторяет для журналистов и дочь восьми лет: "Мы сидели дома, потом вошли люди с автоматами, они хотели нас убивать, если мы не против власти, мы тогда чудом смогли убежать".
Дом, где жила семья, сейчас полностью разрушен.
Эти люди в свое время бежали из таких регионов как Алеппо, Идлиб, Хама, провинция Дамаск и пригороды столицы. Но, к примеру, беженцы из Хомса уже смогли вернуться домой, им оказывается материальная помощь, чтобы они могли начать восстанавливать жизнь на прежнем месте.
Между тем, ранее в разговоре с членами делегации из России премьер-министр Сирии Ваиль аль-Хальки отметил, что сирийские власти при любой возможности обращаются к беженцам в соседних государствах и других странах мира и напрямую, и опосредованно через общественные организации с призывом вернуться на родину и гарантируют нормальные условия для жизни.
"С самого начала кризиса мы уговариваем их вернуться", - сказал премьер-министр.
Он добавил, что как только вооруженные силы Сирии освобождают тот или иной населенный пункт, местные структуры, местные администрации незамедлительно начинают восстанавливать инфраструктуру.
"С начала кризиса благодаря действиям сирийской армии по освобождению населенных пунктов удалось вернуть в места коренного проживания 1,7 млн граждан Сирии", - отметил аль-Хальки.
"Ежегодно для восстановления инфраструктуры в освобожденных районах и выплаты компенсации пострадавшим выделяется 50 млрд сирийских фунтов. Созданы 518 центров для временного размещения внутренне перемещенных лиц и строим также жилье, чтобы их там размещать", - сказал глава кабмина.
Повсюду в Сирии, и в таком месте как центр беженцев, чувствуется особый концентрированный вкус жизни; люди, ходившие бок о бок со смертью, умеют особенно ценить каждый момент и радоваться простым, обесцененным цивилизацией вещам.