ОПЕК, дай ответ: морозить или нет?

Крупнейшие экспортеры нефти готовятся обсудить в Дохе заморозку добычи, пока в необходимости этих мер удалось убедить не всех

Фото: ingimage/vostock-photo

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU - В ближайшее воскресенье в столице Катара Дохе пройдет встреча министров нефтедобывающих стран как входящих, так и не входящих в ОПЕК, на которой должен быть решен вопрос о заморозке добычи для стабилизации рынка.

Нефтяной рынок ждет этой встречи, словно Нового года. Трейдеры повышают цены на нефть, как цены на елочные игрушки перед праздником, аналитики пишут макроэкономические прогнозы, как планы на будущий год, журналисты пытаются выведать у участников встречи подробности и позиции сторон, как дети пытаются узнать у родителей, что им подарят.

А словосочетание "заморозка добычи" уже превратилось праздничное пожелание "любви, счастья и удачи в делах" нефтедобывающим державам.

Однако все чаще звучат оценки, что и без заморозки добычи ценовое дно нефтяных котировок пройдено, а избыток предложения может уйти с рынка уже во втором полугодии благодаря сокращению добычи в США и ряде других стран.

Как бы то ни было, позитивный сценарий встречи в Дохе уже практически отыгран в нефтяных котировках, а вот неудача может уронить Brent обратно ниже $40 за баррель.

Выход на позиции

Подготовка к встрече началась в середине февраля, после того, как Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла объявили о готовности зафиксировать добычу на 2016 год в среднем на уровне января, если к ним присоединятся другие нефтедобывающие государства. Однако заявление не было подкреплено документами, имеющими хоть какую-то юридическую силу: участники четырехсторонних переговоров сразу оговорились, что для письменных резолюций нужна поддержка как минимум большинства стран ОПЕК.

Будет ли подписана такая резолюция, на какой срок может быть введен мораторий на рост добычи, кто будет следить за его выполнением - эти вопросы и должны будут решаться на встрече в Дохе.

Инициатором встречи принято считать Венесуэлу, как страну наиболее пострадавшую от низких цен на нефть. Ее бюджет на 95% зависит от нефтяных доходов, себестоимость добычи тяжелого венесуэльского сырья очень высокая, а основной покупатель, США, стал добывать нефть сам. Глава Венесуэлы Николас Мадуро еще в январе отправил министра нефти Эулохио дель Пино в мировое турне по добывающим странам договариваться о снижении производства для поддержания цен на нефть. Именно Венесуэла активно отстаивает позицию о том, что участникам встречи в Дохе необходимо договорится о поэтапной стабилизации рынка: сначала заморозке добычи, а затем ее плавном снижении.

В похожей ситуации оказались Эквадор и Нигерия. Нигерия еще в феврале заявила, что поддержит инициативу заморозки. Эквадор же не только поддержал идею последующего снижения добычи, но и попытался склонить на свою сторону латиноамериканских соседей: Колумбию, Бразилию и Мексику. Правда, пока безуспешно.

Саудовская Аравия изначально тоже отстаивала позицию о необходимости сокращения добычи всеми производителями нефти. Всю зиму рынок будоражила информация о том, что Саудовская Аравия предложила странам ОПЕК и России сократить производство нефти на 5%. Саудитов беспокоит не столько низкая цена на нефть (бюджет страны исходит из $45 за баррель, да и подушка безопасности накоплена большая), сколько постоянный рост добычи углеводородов в России, производство сланцевой нефти в США и, наконец, появление на рынке нового конкурента - Ирана, способного занять нишу Саудовской Аравии на европейском и азиатских рынках. Поэтому, договорившись с Россией, если не о сокращении добычи, то хотя бы о заморозке темпов роста, Саудовская Аравия стала требовать аналогичного подхода от Ирана.

Иран только в этом году вышел из режима санкций, запрещавших экспорт нефти на европейские и американские рынки. В январе 2016 года его добыча достигала 3 млн баррелей в сутки, что примерно на 1 млн баррелей меньше досанкционного уровня. Страна поставила целью за год нарастить добычу до 4 млн баррелей и стать вторым производителем нефти в ОПЕК после Саудовской Аравии.

Власти Ирана неоднократно говорили, что намерены восстановить свою долю мирового рынка, потерянную за время санкций, хотя и признавали - для активных инвестиций в нефтедобывающие проекты в стране нужна цена $50-60 за баррель. Страна выразила готовность присоединиться к мораторию, как только вернет добычу на досанкционный уровень.

Похожую позицию занимает и Ирак. Глава государственной компании Ирака по торговле нефтью Фалах Аламри в апреле заявил, что его страна полностью поддерживает идею заморозки добычи другими нефтепроизводителями, но за собой оставляет право увеличивать ее до выхода на досанкционный уровень. Свои слова Ирак подкрепил конкретными действиями, установив в марте абсолютный суточный рекорд по добыче в 3,5 млн баррелей.

Кувейт же официально заявил, что на фоне проблем конкурентов будет пользоваться низкой себестоимостью производства нефти на своей территории и к началу 2017 года побьет рекорд 43-летней давности, выйдя на добычу в 3,16 млн баррелей в сутки.

Россия снижать добычу категорически не готова. На традиционных для нашей страны европейских рынках все чаще стали появляться новые игроки, например, та же Саудовская Аравия и Иран, предлагающие более дешевую нефть. Потерять их ради выигрыша нескольких долларов в цене Россия не намерена. Кроме того, есть опасения, что в случае сокращения добычи цена "черного золота" может подскочить на $20-$30 за баррель, а это может реанимировать большинство проектов по добыче сланцевой нефти в США.

Так что Россия нашла компромиссную идею о заморозке добычи на уровне января вместо предложенного сокращения производства. Эта формулировка позволяет России, с одной стороны, играть на повышение стоимости нефти, а с другой - сохранять рекордные уровни добычи.

Последний прием, похоже, помог России убедить Саудовскую Аравию в необходимости поддержать инициативу заморозки добычи, несмотря на позицию Ирана и Ирака. Теперь осталось убедить остальных участников встречи 17 апреля.

Нефтяная казуистика

Предполагается, что договоренности в Дохе будут закреплены резолюцией. Инициаторы переговоров планируют свести ее к четырем пунктам: о поддержании январских уровней добычи нефти, о сроках действия такой заморозки, о мониторинге выполнения договоренностей и о дальнейших шагах, когда срок действия заморозки истечет.

Однако уже сейчас участники встречи спорят о том, какой месяц брать за ориентир для заморозки: январь, когда добыча достигала пика в России и Саудовской Аравии, или февраль, когда рекорды бил Кувейт. И о том, на какой срок нужно сохранять мораторий на рост добычи: до июня, когда пройдет плановая встреча стран ОПЕК, или до октября, как предлагает Россия.

Можно поспорить о том, кто и как будет осуществлять мониторинг уровней добычи нефти, должны ли входить в рабочую группу представители всех государств, участвующих во встрече, или представители только крупнейших производителей, а также о том, что делать с теми, кто, подписав резолюцию, будет нарушать мораторий.

Не исключено, что после долгих согласований текст резолюции может носить настолько общий характер, что трактовать его однозначно в пользу поддержки заморозки или отказа от нее будет сложно.

Экспертный тотализатор

Аналитикам же до начала встречи остается только делать острожные прогнозы о степени влияния того или иного решения участников встречи на нефтяные котировки.

В Sberbank CIB считают, что вероятность договоренности по заморозке добычи без участия Ирана составляет 35%. Чуть меньше шансов на то, что Иран согласится поддержать договоренности после достижения досанкционного уровня добычи.

В обзоре банка отмечается, что позитивный сценарий встречи в Дохе уже заложен в цену на нефть, хотя не исключают, что после положительного решения стоимость Brent может подскочить до $45 за баррель или даже выше. При этом российская валюта может укрепиться на уровне 66 рублей за доллар.

Фундаментальным фактором дальнейшего развития событий остается добыча в США. "Основной задачей в дальнейшем будет удержание глобального предложения на стабильном уровне, так как производители сланцевой нефти в США могут продолжить добывать на текущем уровне и даже ввести остановленные буровые установки", - отмечают аналитики.

Шансы на неудачу в переговорах аналитики Sberbank CIB оценивают в 20%. В этом случае котировки Brent могут упасть до $35 за баррель или даже ниже, а рубль взлететь до 70-75 за доллар.

Если сделка будет заключена, вопрос в том, насколько эффективной она окажется, и как будут соблюдаться договоренности, отмечает аналитик БКС Марк Бредфорд. Если это будет "джентельменское соглашение", вряд ли рынок воспримет его с энтузиазмом.

Аналитик "ВТБ Капитала" Екатерина Родина не ожидает, что по итогам встречи будет подписан какой-либо официальный юридический документ, определяющий штрафные санкции в случае несоблюдения договоренностей. Она считает, что в Дохе производители могут объявить о готовности заморозить добычу и намерении мониторить рынок в следующие несколько месяцев для дальнейшего принятия решения. "Вряд ли (на встрече - ИФ) будет принято решение заморозить добычу до конца года", - отметила Родина.

Алексей Кокин из "Уралсиба" прогнозирует, что на встрече в Дохе будет "достигнута договоренность о потолке добычи для всех стран-участников". В случае, если страны все-таки договорятся о снижении добычи, котировки нефти могут взлететь на 10-15%, полагает он.

Заморозка добычи толкнет нефть выше $50 за баррель в ближайшее время, при этом переизбыток нефти в мире во втором полугодии уменьшится на 500 тыс. баррелей в сутки, считают в Bank of America Merrill Lynch. Если соглашение не будет достигнуто, котировки могут опуститься ниже $40 за баррель, полагают аналитики банка.

Праздник без чуда

Сами участники встречи ставят перед собой более амбициозные цели. И Россия, и Саудовская Аравия заявили, что договоренности должны сделать рынок более комфортным и для продавцов, и для покупателей.

Комфортно в нынешних условиях при цене на нефть в $50-60 за баррель. Договоренности о заморозке позволят уже в этом году сбалансировать рынок: дополнительная нефть какое-то время перестанет поступать, а растущий спрос на сырье поглотит имеющиеся на сегодня излишки в 1-1,5 млн баррелей в сутки. В результате уже в среднесрочной перспективе 2017-2018 года можно рассчитывать на стоимость нефти в $60-$65 за баррель, отмечал на днях министр энергетики России Александр Новак.

Но пока работает "нефтяная дипломатия", "невидимая рука рынка" тоже не спит.

Падение добычи нефти уже идет в Мексике, Казахстане, Азербайджане и Колумбии. Добыча в США, по официальным прогнозам, в этом году снизится на 800 тыс. баррелей в сутки по сравнению с прошлым. Уже сейчас она упала ниже 9 млн баррелей в сутки впервые с октября 2014 года.

Эксперты Международного энергетического агентства отмечают, что решение о заморозке добычи основными производителями окажет ограниченное влияние на баланс спроса и предложения в первом полугодии. Потенциал роста добычи в странах ОПЕК, помимо Ирана, ограничен, поэтому избыток нефти может уйти с рынка уже в третьем-четвертом квартале, полагают в МЭА.

Эти факторы фундаментально поддержат нефтяные котировки наплаву, даже если министры нефтедобывающих стран ни о чем не договорятся.

Так что встреча в Дохе может действительно оказаться похожей на новогодний праздник для взрослых, который все с нетерпением ждут несколько месяцев. Но когда он наступает, появляется легкое разочарование: елка, застолье, музыка, хлопушки - все как обычно, без чуда...

Новости