Эксперты автопрома оценили "налог на роскошь" для автомобилей

Москва. 8 апреля. INTERFAX.RU - Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало список автомобилей стоимостью от трех млн рублей, за владение которыми взимается повышенный транспортный налог. При этом из-за девальвации рубля и последовавшего роста цен на автомобили новая редакция списка значительно "потяжелела" - теперь в нем значится 708 моделей машин - в 2,5 раза больше, чем в 2015 году, причем в список попали автомобили, с понятием "роскошь" никогда не ассоциировавшиеся.

Новоиспеченные нувориши

Неизменной в списке осталась градация. Автомобили по-прежнему делятся на четыре категории по стоимости - от трех млн руб. до пяти млн руб., от пяти до десяти млн руб., от десяти до 15 млн руб. и от 15 млн руб. и выше.

"Подобную сегментацию, основанную на средней розничной цене автомобиля, можно считать вполне обоснованной. Обновления, внесенные Минпромторгом, вызваны, прежде всего, необходимостью повысить приток денежных средств в бюджет страны во время экономического кризиса, в основном за счет дополнительных сборов при покупке автомобилей класса люкс", - отмечает директор по продажам ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Зиновьев. Вместе с тем, он обращает внимание, что нестабильность курса рубля может спровоцировать изменения в списке в достаточно короткие сроки: размер налога зависит от цены автомобиля, которая, в свою очередь, может значительно меняться в течение года.

Первая категория списка - самая многочисленная, в нее вошло 354 машины (в списке 2015 года их было 239). Для этой категории установлены следующие повышающие коэффициенты транспортного налога:

- для машин возрастом до 1 года - 1,5;

- от 1 года до 2 лет - 1,3;

- от 2 до 3 лет - 1,1.

С автомобилей старше трех лет транспортный налог уже будет взиматься по обычному коэффициенту.

Так, перешагнув отметку в три млн руб. на ценнике, в списке оказались ряд комплектаций Audi A6, BMW пятой серии, кроссоверов X3. С этого года люксовыми считаются и несколько моделей Ford - марки, которая всегда считалась массовой. Однако теперь желающим приобрести топовые версии Ford Explorer придется в течение двух лет платить увеличенный транспортный налог. Впервые в списке оказались и автомобили Volvo - целый ряд модификаций внедорожника XC90. В данной категории помимо Audi и BMW также широко представлены автомобили Jaguar, Land Rover, Mercedes-Benz, Porsche и Volkswagen.

По словам представителя Volvo, из модельного ряда компании в список "роскошных" автомобилей попала только модель ХС90. "Это наш флагманский внедорожник, средняя стоимость большинства продаваемых автомобилей данной модели - 4-4,5 млн рублей. Для клиентов в данном сегменте наличие "повышенного налога" не имеет решающего значения, поэтому, на наш взгляд, риск, что потенциальные покупатели "спустятся" на сегмент ниже, несущественен", - сказал он.

Как отметил представитель BMW, список автомобилей стоимостью выше трех млн руб. расширяется за счет моделей, которые ранее не относились к категории дорогостоящих, по мере роста цен из-за снижения курса российского рубля и под воздействием инфляционного фона. "Повышается налоговая нагрузка на их собственников, следовательно, растет стоимость владения и падает привлекательность приобретения новых автомобилей. Это не может не оказывать отрицательного влияния на текущее состояние автомобильного рынка. В текущей экономической ситуации есть вероятность, что это может стать дополнительным сдерживающим фактором для покупателей при принятии решения о замене автомобиля", - отметил представитель BMW. В компании при этом не стали комментировать возможный эффект от расширения списка на продажи своих автомобилей.

Представитель Volkswagen также заявил "Интерфаксу", что "вследствие значительной девальвации рубля и роста цен в текущий перечень попали модели, которые в действительности не относятся к сегменту "роскошных автомобилей".

Удорожание дорогого

Вторая категория (стоимостью от пяти до десяти млн руб.) со 117 машин выросла чуть больше, чем первая, - до 238 позиций.

За владение автомобилями из этой группы транспортный налог будет взиматься с коэффициентом два, при этом для разных моделей установлены разные возрастные границы, самая высокая - до пяти лет.

Эта категория, в частности, представлена автомобилями Audi и BMW (как спортивными, так и представительскими), в основном же это модели Jaguar, Land Rover, Mercedes-Benz и Porsche.

В Porsche "Интерфаксу" не стали комментировать возможное влияние повышенного налога на продажи компании, указав, что стоимость всех автомобилей марки начинается от трех млн руб. Отказались от комментариев и в российском представительстве Mercedes-Benz.

Компанию Jaguar-Land Rover столь заметное присутствие своих моделей в списке не пугает. "Расширение списка автомобилей, за владение которыми будет взиматься повышенный налог, - это косвенный фактор, влияющий на продажи. Скорее на продажи и ценообразование любой компании сейчас напрямую влияет нестабильные и растущие курсы валют. Для клиентов, выбирающих Jaguar Land Rover, повышенный налог не станет ключевым фактором при выборе автомобиля", - полагает директор по продажам Jaguar Land Rover в России, Белоруссии и Казахстане Алексей Шилыковский.

Пространство для маневра

Опрошенные "Интерфаксом" автопроизводители традиционно уходят от ответа на вопрос о влиянии расширенного списка "роскошных" автомобилей на свои продажи, нет единой позиции и по поводу лоббирования изменения критериев оценки. И все же, опрошенные компании и эксперты указывают, что расширение "налогооблагаемой базы" в люксовом сегменте к снижению спроса не приведет - запас прочности еще есть, определенному риску подвергается лишь первая категория - автомобили стоимостью от трех до пяти млн руб.

Вместе с тем, по словам источника "Интерфакса" в автомобильной отрасли, у производителей возникают вопросы к методике подсчета стоимости автомобилей. "Производители надеются на корректировку списка, так как средние цены на некоторые модели, попавшие в список, на самом деле не превышают трех млн рублей", - говорит собеседник агентства. При этом, по его словам, в список 2016 года включались автомобили по стоимости "в моменте", хотя прошлогодний вариант рассчитывался из средней стоимости автомобиля за полугодие.

"В целом расширение списка дорогих автомобилей, облагаемых дополнительным налогом, не сильно скажется на продажах. Наиболее стабильный уровень спроса по сравнению с другими сегментами авторынка традиционно наблюдается именно в премиум-сегменте. Скорее всего, потребителей, предпочитающих дорогие модели, не смутит повышение транспортного налога, особенно учитывая его незначительные размеры по сравнению со стоимостью самого автомобиля", - отмечает директор по продажам ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Зиновьев.

С ним соглашается и директор дилерского центра Porsche Ясенево группы "Рольф" Мария Малинская: "Покупатели в luxury-сегменте и верхнем ценовом эшелоне премиум-сегмента, как правило, приобретают автомобиль не на последние деньги и готовы платить за его эксплуатацию. Но сейчас мы видим, что из-за общего повышения цен в список облагаемых налогом на роскошь попали даже модели брендов топ-масс. Для их аудитории налог на роскошь может стать аргументом для отказа от покупки", - поясняет она.

Возможным вариантом решения проблемы может стать индексация "отсечек" стоимости по категориям. Так, по словам представителя Volkswagen, компания вместе с другими автопроизводителями обсуждала сложившуюся ситуацию в рамках Ассоциации европейского бизнеса. "В результате комитет автопроизводителей АЕБ направил обращение в комитет Госдумы по бюджету и налогам с просьбой рассмотреть возможность индексации минимальной средней стоимости автомобилей, облагаемых "налогом на роскошь". "Фольксваген Груп Рус" считает, что в текущей сложной экономической ситуации российские потребители не должны испытывать увеличение налоговой нагрузки только лишь по причине инфляции. Повышение порога минимальной средней стоимости автомобилей может также стимулировать падающий спрос на автомобильном рынке", - отмечает он. Еще одним вариантом решения проблемы в Volkswagen называют привязку пороговых показателей не к средней стоимости автомобиля, а к его мощности.

При этом в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) о таком обсуждении не слышали. "Нас к обсуждению данной темы не приглашали", - сказал "Интерфаксу" президент РОАД Владимир Моженков. По его словам, ассоциация будет обсуждать этот вопрос на ближайшей конвенции дилеров. Решением проблемы, по мнению Моженкова, может стать приведение стоимости в соответствие с нынешним курсом валют. "Потому что два года назад три млн рублей - это $90 тыс., а сейчас три млн рублей - это $45 тыс. Поэтому давайте вернемся к планке в $90 тыс. - надо привести стоимость в соответствие с текущим курсом. Мы считаем, что эту планку нужно поднять в два раза - и все, что стоит больше $100 тыс. - это роскошь. Все, что стоит меньше - это обычная машина", - полагает он. Вместе с тем, в РОАД не считают, что расширение списка приведет к снижению спроса. "Каким-то серьезным фактором, который может заставить покупателя передумать приобретать такой автомобиль, это не станет - в данном ценовом сегменте человек покупает то, что ему надо", - отмечает Моженков.

В Jaguar Land Rover относятся к критериям стоимости спокойно. "Формирование стоимости автомобилей Jaguar и Land Rover не связано с расширением списка автомобилей, за владение которыми будет взиматься повышенный налог", - отмечает Шилыковский. По его словам, компания не планирует инициировать обсуждение корректировок стоимостных пределов. "Такой инициативы с нашей стороны не планируется, у нас нет информации о подобной инициативе от АЕБ, и компания не ведет обсуждения этой темы с кем-либо", - говорит он.

"Мы всегда выступаем за те методы регулирования, которые снижают нагрузку на покупателей. Увеличение количества автомобилей, которые подпадают под данный налог, увеличивает затрагиваемую аудиторию", - говорит представитель BMW.

Начальник отдела аналитики агентства "Автостат" Андрей Топтун уверен, что все, "чей бизнес завязан на продаже этих "предметов роскоши", недовольны расширением списка, так как это расширение несет угрозу продажам уже вполне себе "нероскошных" автомобилей, таких как Volkswagen Multivan". "К тому же список далеко не полный. Не видно автомобилей Toyota или Acura. И по ценам на сегодняшний день в список роскоши должны попасть Audi Q5, Toyota Highlander и многие другие", - говорит он. При этом, по его словам, "однозначно напрашивается корректировка планки в три млн рублей в сторону повышения".

Комментируя возможное влияние расширения списка на продажи автомобилей, Топтун замечает, что большинство покупателей автомобилей из списка "от 5 млн" не изменят своего решения, "а вот в списке "3-5 млн" возможны вариации". "Риск будет по комплектациям автомобилей, включенных в список, и если покупатель перед приобретением автомобиля, попадающего в список, будет знать, что за него придется платить повышенный налог", - отмечает аналитик. Кроме того, эксперт указывает, что в новый список ввели комплектации автомобилей, "что расширяет поле для манипуляций". "Например, в новом списке есть комплектация BMW X3 xDrive28i Exclusive, но нет комплектации этого же автомобиля, с тем же двигателем, которая называется xDrive28i Lifestyle. Ничто не мешает покупателю взять комплектацию xDrive28i Lifestyle и "добить" ее опциями до уровня xDrive28i Exclusive, таким образом избежав повышенного налога. Подобных примеров в списке довольно много", - указывает аналитик.

Новости