Полпред РФ при ОДКБ: Считаем, что предпринимаемых сегодня мер достаточно для отражения угрозы ИГИЛ из Афганистана
Виктор Васильев рассказал о принимаемых мерах в связи с активизацией ИГИЛ в Афганистане, о взаимоотношениях ОДКБ с этой страной и об отношении к талибам
Москва. 28 марта. INTERFAX.RU - Полномочный представитель России при Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Виктор Васильев в интервью корреспонденту "Интерфакса" Александру Корзуну рассказал о принимаемых мерах в связи с активизацией ИГИЛ (организация запрещена в РФ - ИФ) в Афганистане, о взаимоотношениях ОДКБ с этой страной и об отношении к талибам.
- Виктор Львович, сообщалось, что в связи с деградацией ситуации в Афганистане, активизацией в этой стране запрещенной в РФ ИГИЛ в рамках ОДКБ принимаются меры по укреплению силовой составляющей организации, ведется работа над межгосударственной программой усиления охраны государственной границы Таджикистана и Афганистана. О чем конкретно идет речь?
- Мы, действительно, обеспокоены ситуацией, которая складывается в северных провинциях Афганистана. Речь идет об активизации талибов вследствие вывода Международных сил содействия безопасности в Афганистане, с одной стороны, и с тенденцией последнего времени - переливом боевиков, связанных с ИГИЛ, в провинции Афганистана, с другой. К сожалению, также наблюдаем, что к руководству в ряде уездов в этих провинциях приходят радикалы.
За последние полтора - два года мы сталкиваемся с тем, что вновь обостряется ситуация в первую очередь на таджикско-афганской границе. Возобновились незаконные переходы этой границы, боестолкновения с перестрелками и жертвами. И по общей оценке государств-членов ОДКБ, конечно, ситуация на границе резко деградирует.
Что касается ОДКБ, то мы уже на протяжении ряда лет предпринимаем последовательные шаги по укреплению таджикско-афганской границы. Одно из важных решений - об оказании помощи Республике Таджикистан по укреплению таджикско-афганской границы - было принято в сентябре 2013 года на саммите ОДКБ в Сочи. Это решение Совета коллективной безопасности ОДКБ предусматривало как оказание неотложной помощи Таджикистану, так и разработку долгосрочной программы по укреплению данного участка государственной границы.
Задача непростая, учитывая, что протяженность этого участка границы с Афганистаном составляет более тысячи километров, причем значительная часть проходит в труднодоступных районах. И сейчас мы ведем работу по воссозданию пограничной инфраструктуры, оказываем конкретную помощь Республике Таджикистан.
В соответствии с упомянутым решением в Таджикистан в 2013 году и в 2015 году направлялись миссии государств-членов ОДКБ, состоявших из представителей пограничных служб, с тем, чтобы оценить ситуацию на границе и потребности в ее укреплении.
Вы совершенно верно отметили работу над межгосударственной программой по усилению таджикско-афганской государственной границы. В первую очередь, естественно, мы ожидаем со стороны Таджикистана конкретных предложений и запросов с тем, чтобы мы могли их изучить и с учетом сил и возможностей реализовывать.
Финансовая ситуация как у нас в стране, так и у наших союзников непростая. Но, тем не менее, учитывая те угрозы, с которыми мы сталкиваемся на этом участке, включая и вероятность проникновения боевиков ИГИЛ, и риски боестолкновений, и наркоугрозу, мы будем решать эту задачу.
Помимо усилий по линии ОДКБ, предпринимаются также шаги в рамках двусторонних отношений. В частности, есть российско-таджикская президентская программа по военному и военно-техническому сотрудничеству. В ее рамках предусматриваются поставки вооружений и боевой техники Республике Таджикистан. И, соответственно, часть поставляемого вооружения, идет на усиление обороны таджикско-афганской границы.
Кроме того, в Таджикистане дислоцирована 201-я российская военная база. Таким образом, как по двусторонней линии, так и по линии ОДКБ мы имеем достаточно мощный кулак, который способен эти угрозы купировать.
- То есть, дополнительные меры не требуются?
- Мы считаем, что на данном этапе тех мер, которые мы предпринимаем, вполне достаточно.
- Могут ли быть задействованы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ для отражения атак и пресечения попыток проникновения боевиков ИГИЛ на территорию стран-членов организации? Не рассматривается ли возможность увеличения численности КСОР и повышения их боеготовности?
- Коллективные силы оперативного реагирования были созданы в 2009 году как раз для решения тех задач, о которых вы говорите.
Численность этих сил составляют более 20 тыс военнослужащих как вооруженных сил, так и других силовых ведомств. От Российской Федерации – это Минобороны, МВД, ФСБ и специальные подразделения МЧС.
Речь идет о наиболее подготовленных подразделениях как РФ, так и других государств-участников ОДКБ, способных решать широкий комплекс задач военного, антитеррористического характера, а также отражать другие угрозы, которые исходят с территории Афганистана.
Эти силы находятся в постоянной готовности. В последние годы на регулярной основе проводятся коллективные учения под кодовым наименованием "Взаимодействие". В прошлом году они прошли в Российской Федерации в Псковской области.
Хотел бы также напомнить о внезапной проверке КСОР, которая прошла в мае прошлого года. В рамках проверки были подняты по боевой тревоге все подразделения, входящие в КСОР, а в ходе активной фазы учений на полигон Харбмайдон на территории Таджикистана близ границы с Афганистаном, транспортной авиацией были переброшены с полной выкладкой более 2,5 тыс военнослужащих из Армении, Белоруссии, Казахстана и России. А Киргизские военнослужащие совершили весьма протяженный марш-бросок по горной местности. В этих учениях были задействованы более 20 единиц авиации, 200 единиц военной техники. По легенде учений, на фоне резкого обострения обстановки на таджикско-афганской границе бандформирования с территории Афганистана вторглись на территорию Таджикистана, и контингент КСОР отражал это нападение.
С одной стороны, эти учения послали боевикам в Афганистане сигнал о том, что у нас есть мощный кулак противодействия им. С другой, это был такой важный морально-политический сигнал для жителей приграничных районов Таджикистана, которые видели, что их в беде не оставят и что они могут рассчитывать на защиту со стороны не только вооруженных сил своей страны, но и войск союзников.
Буквально на прошлой неделе завершились совместные российско-таджикские военные учения, которые также проходили на полигоне Харбмайдон и решали примерно те же задачи, что и прошлогодняя внезапная проверка.
Таким образом мы постоянно демонстрируем, что не оставляем без внимания ситуацию на границе и в любой момент готовы оказать эффективную помощь Республике Таджикистан в случае нападений боевиков.
- Об увеличении численности КСОР речь пока не идет?
- Как я уже сказал, мы сейчас располагаем достаточно большой боеспособной структурой – более 20 тыс военнослужащих КСОР, 201-я российская дивизия в Таджикистане. Кроме того, есть еще Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности, которые формируют из числа военнослужащих наших союзников из стран Центральной Азии и сил российского Центрального военного округа. Учитывая общий потенциал всех этих сил, мы вполне эффективно можем отражать нынешние угрозы.
- Планируются ли и в этом году учения КСОР?
- Да, безусловно. Учения проводятся на регулярной основе. В этом году они также запланированы. Наряду с учениями миротворческих сил ОДКБ, которые имеют кодовое название "Нерушимое братство".
Как правило, учения КСОР проводятся летом или осенью. Конкретные сроки согласовываются сейчас по линии военных ведомств.
- Обсуждаются ли в рамках рабочей группы по Афганистану вопросы расширения взаимодействия между ОДКБ и Кабулом в борьбе с ИГИЛ, оказания военной поддержки афганскому правительству?
Может ли в дальнейшем идти речь о более глубокой интеграции Афганистана в структуры ОДКБ, возможно и о членстве этой страны в Организации?
- Рабочая группа по Афганистану создана несколько лет тому назад и действует при Совете министров иностранных дел ОДКБ. 29 марта в Москве состоится ее очередное заседание. В группе участвуют национальные координаторы - специалисты по Афганистану - от государств-членов и полномочные представители при ОДКБ. Рабочая группа, в первую очередь, концентрирует внимание на политических аспектах взаимодействия с Афганистаном и на оценке ситуации.
Кроме этой группы, также налажен регулярный обмен по Афганистану по линии военных ведомств и секретарей Советов безопасности. Важным направлением, на наш взгляд, является парламентское взаимодействие. Парламентская Ассамблея ОДКБ приглашает на свои заседания парламентариев из Афганистана, что мы считаем весьма полезным для развития диалога.
Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа неоднократно встречался с послом Афганистана в Москве. Мы рассматривали возможность проведения выездного заседания рабочей группы по Афганистану на территории Афганистана, соответственно, с приглашением, афганских представителей. И этот вопрос не снимается с повестки дня.
При этом я хотел бы подчеркнуть, что мы не расцениваем в качестве угрозы Афганистан. Мы рассматриваем в качестве угрозы боевиков, которые находятся на территории Афганистана и представляют опасность как для нас, так и для самого правительства Афганистане, и мы открыты к контактам и взаимодействию с афганскими властями.
Что касается форм взаимодействия, они могут быть разными. Наверное, сейчас пока преждевременно говорить о членстве Афганистана в ОДКБ, потому что оно предусматривает совершенно другой уровень интеграции и взаимодействия, в том числе и по военной линии и по линии сил безопасности. Но налаживание, я бы так сказал, партнерских отношений с Афганистаном, стоит в повестке дня.
Есть конкретные направления, где мы с Афганистаном уже взаимодействуем в практическом плане. К примеру, представители Афганистана участвуют в операции ОДКБ "Канал" в целях предотвращения потока наркотиков из этой страны.
Что касается помощи Афганистану, то она предоставляется не по линии ОДКБ, а на двусторонней основе государствами-членами Организации. Помощь самая разнообразная – финансовая, военная, по подготовке кадров.
В Бишкеке и Душанбе действуют колледжи по подготовке пограничников и специалистов таможенных служб. Это совместный проект с ОБСЕ, и в этих колледжах обучаются и афганцы.
- А то, что Кабул присоединился к возглавляемой США антиигиловской международной коалиции, никак не может сказаться на взаимодействии ОДКБ с Афганистаном?
- Каждая страна сама определяет, с кем она взаимодействует.
Я так понимаю, что применительно к операции в Сирии, участие в коалиции для Афганистана не так актуально. А вот когда боевики ИГИЛ будут переливаться на территорию Афганистана, с чем мы уже сталкиваемся, тогда я также не исключаю, что мы будем готовы налаживать контакты в том числе и с американцами и с НАТО.
И ОДКБ, и Российская Федерация, никогда не отказывались от такого диалога. Наоборот, если он будет иметь предметный характер, мы всегда к нему открыты. Важно, чтобы это носило взаимный и последовательный характер.
- Рассматривается ли возможность сопряжения усилий и взаимодействия с умеренной частью движения "Талибан" в борьбе с террористами из ИГИЛ? Известно, что талибы соперничают с боевиками ИГИЛ в Афганистане. Существует также мнение, что "Талибан" превращается в группировку, которая хотела бы очистить Афганистан от иностранного присутствия и не помышляет о действиях за пределами страны.
Поддерживаются ли или планируются контакты стран ОДКБ с умеренными представителями "Талибан"?
- Эксперты сейчас спорят, и вы, наверное, в экспертных кругах и среди афганистов найдете различные точки зрения на то, что является большей угрозой – талибы или ИГИЛ, в чем их различие.
Я, безусловно, согласен и понимаю, что есть различия и в этническом составе между талибами и ИГИЛ и в целеполагании, скажем так, в тех целях, которых он добиваются внутри страны и вовне. Но это отчасти мне напоминает дискуссию о «хороших» и «плохих» террористах. Если мы обратимся к истории отношений с талибами, то мы увидим, что на территории, которую в свое время они занимали в Афганистане, проходили подготовку боевики, совершавшие террористические акты, в том числе и в Москве. Близкие по духу талибам исламские движения Таджикистана и Узбекистана осуществляли террористическую деятельность на территории этих стран. Поэтому говорить о том, что все талибы вдруг сегодня изменились и стали хорошими, я бы не стал.
Да, действительно, есть противоречия между талибами и проникающими на территорию Афганистана боевиками ИГИЛ. Наверное, с тактической точки зрения, эти противоречия надо использовать, и, естественно, было бы хорошо, чтобы они противодействовали друг другу на территории, которая находится за пределами нашей зоны ответственности. Но, тем не менее, мы видим, что даже в части тех провинций в Афганистане, где раньше развивался флаг талибов, сейчас на этом месте флаг ИГИЛ, и многие боевики из "Талибан", особенно если брать этнических таджиков или, скажем так, не пуштунов переходят на сторону ИГИЛ. Поэтому здесь надо быть весьма и весьма аккуратным.
Но самое принципиальное, о чем не стоит забывать, это то, что в отношении талибов и их отдельных функционеров действуют международные санкции СБ ООН. Мы эти санкции признаем. Более того, Россия была одним из инициаторов их принятия. Поэтому, естественно, любые контакты должны соотноситься с теми обязательствами, которые Российская Федерация имеет, выполняя санкции СБ ООН.
А что касается ОДКБ, то каких-либо официальных контактов и вообще контактов с талибами у организации нет.
- Насколько важны переговоры между Кабулом и талибами для устранения террористической угрозы в Афганистане?
- Я, естественно, исхожу из того, что любые переговоры, какими бы плохими они не были, всегда лучше, чем хорошая война и вообще любые боевые действия. Поэтому решать проблемы за столом переговоров всегда предпочтительнее, нежели с оружием в руках. Но еще раз подчеркну, что такие переговоры и такая деятельность, должны осуществляться в рамках международного права.
Есть комитет СБ ООН по санкциям, есть процедура пересмотра санкций и вывода из листа лиц и организаций. Надо идти этим путем. То есть, если мы видим, что есть группа людей, которые готовы к диалогу и готовы сложить оружие и отказаться от террористической деятельности, то, безусловно, СБ ООН должен внимательно к этому отнестись и в рамках реализации других резолюций Совета Безопасности, в том числе по налаживанию внутриафганского диалога, соответственно, поощрять и поддержать такой диалог. Но опять же предварительно выведя тех или иных людей из списка террористов, если они в нем фигурируют.