Мир против пиратов: кто победит

Несмотря на все усилия мирового сообщества, пиратские налеты у берегов Сомали продолжаются. Как решить проблему пиратства, обойдя все "подводные камни". Специальный материал "Интерфакса"

Фото: Reuters

Пускай купец дрожит от страха.

Ни Бог, ни дьявол не помогут

Ему спасти свои суда.

"Пиратская лирическая" Булата Окуджавы

Москва. 8 декабря. INTERFAX.RU - В начале XXI в. в мировой прессе появились небольшие статьи, которые заканчивались почти всегда одинаково: "Надо же, в XXI в. – и пираты!? Вот это да!" Удивление было понятно – из Аденского залива все чаще и чаще сообщали о взятии торговых кораблей группой лиц, которые тут же признавались, что они арестовали эти суда не из-за нарушения ими какого-либо мореходского правила, а потому что им необходимы деньги. Иными словами говоря: "Плати выкуп - получишь судно". В начале таких сообщений было немного, но через некоторое время мир встал перед фактом: в Аденском заливе появились пираты, они захватывают суда и требуют выкуп.

Некоторым странам надоело платить бандитам выкупы и они стали прибегать к силе. Рассказывают, что французы отдали пиратам выкуп, а потом расправились с ними на суше. Индия потопила пиратский корабль. Моряки двух европейских стран, как оказалось, к своему несчастью поймали пиратов и отдали в своих странах под суд. А юристы встали перед дилеммой: по какому закону граждан другой страны, плененных в международных водах, судить.

Обратились к международной юрисдикции, а там говорится, что пират объявлен hostis humani generis (лат), то есть врагом рода человеческого и потому подлежит суду и наказанию в любой стране. Однако пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, а их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом. Подобный закон есть только во Франции. А уничтожение пиратов без объявления войны, что допускается международным правовым актом, должно опираться на соответствующую юридическую базу. Ее до последнего времени в мире не было.

За дело взялись президенты

Вот почему на встрече президентов России и США Дмитрия Медведева и Джорджа Буша встал вопрос о необходимости создания в рамках Совета безопасности ООН соответствующей правовой базы, на основе которой можно было развернуть международную деятельность по борьбе с пиратством. И когда в Лиме после этой встречи вышел к журналистам помощник президента РФ по международным вопросам Сергей Приходько и заявил, что "оба президента договорились о необходимости начала работы в Совете безопасности ООН по созданию правовой базы для применения совместных правовых мер против сомалийских пиратов", для журналистов всех мировых агентств это заявление стало новостью номер один.

В ускоренном процессе Совет безопасности принял резолюцию, разрешающую уничтожать пиратов, а плененных пиратов судить по законам той страны, кораблям которой они нанесли ущерб. Но пираты почему-то не испугались и даже, словно в насмешку, активизировали действия, к тому же расширив акваторию своей деятельности и захвата торговых судов.

В энциклопедиях всех стран отмечается, что морскими набегами (пиратством) в примитивной форме "занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания". Это определение касается античного периода, заметим – сейчас XXI век.

США и Россия послали свои военные суда в Аденский залив, где почти еженедельно происходили захваты торговых судов. И что? Пиратство прекратилось? Отнюдь. Военные суда не вступали в бой? Чтобы продолжить эту тему, немного обратимся к экскурсу в историю.

Третьего пути для них не было

После свержения генерала Сиада Барре с поста президента Сомали в 1991 г. (этот пост он занимал с 1969 г.) государственной власти в стране реально не стало. Экономика пришла в упадок, а внутренние распри сделали свое дело и власть потеряла свою дееспособность. За 20 лет в Сомали выросло поколение, которое может только стрелять. Появились боевые организации, по утверждению экспертов, некоторые из них связаны даже с "Аль-Каидой", а руководят ими не безграмотные люди, а бывшие работники спецслужб Сомали. При дееспособном правительстве они исправно несли службу в береговой охране по борьбе с браконьерами-рыбаками. Власть ослабла. Они стали ненужными, куда им податься? Выброшенные из силовых и правовых органов, дееспособные спецы могут только продолжить свою деятельность, но уже на противоположной стороне "баррикад". Третьего пути (и это мировая практика) - для них нет. Оружие есть, профессионализм есть, желание получать большие деньги любым путем есть, а остальное – дело техники. Правовая аксиома, которая подтвердила себя и в Сомали, гласит: "Безнаказанность ведет к расширению преступности".

Велик Булат Окуджава! Всего в трех строках он высказал суть пиратства – "Поделим золото как братья, поскольку денежки чужие нам достаются без труда".

Корабли, спутники ... и тогда покончим с пиратством?

Вернемся в Аденский залив. Там появились военные корабли, но пиратские набеги не прекратились. Все потому, что их руководители как профессионалы прекрасно понимают, что (цитирую слова одного российского адмирала): "Воевать военными кораблями с маломерными суденышками, это все равно, что регулярными частями вооруженных сил бороться с террористами. Шума (в основном пропагандистского) много, а эффект небольшой. И последние 20 лет дают тому массу доказательств".

Я не называю фамилии адмирала, потому что как человек военный и не имея официальных полномочий на интервью, он разговаривал со мной просто как морской эксперт. Суть от этого не изменилась, он прав. И все же, использование сторожевых кораблей, тем более с вертолетами на борту, повышают эффективность борьбы с пиратством. Но адмирал уверен, что этого мало. По его мнению, надо задействовать спутники.

Обращаюсь к генералу Анатолию Перминову, руководителю Роскосмоса:

- Моряки говорят, что для борьбы с пиратством нужно запускать специальные спутники.

- Ничего не надо запускать. Достаточно и действующих. Но, только имейте в виду, что спутники мониторят определенную зону, следят за передвижением судов в заданном районе и передают эти сведения. А кому?

- А действительно, кому? Каждому сухогрузу или каждому военному сторожевому кораблю?

Понимаем, что в таком случае цепочка военный корабль-спутник должен заканчиваться получателем информации. Значит, помимо операции на море, которая совсем не обязательно должна стать главной, должна быть операция на суше, точнее – на прибрежной линии. Но для этого, и это уже мнение моих собеседников из Генерального штаба, необходимо - может быть даже силовым образом - заставить всех владельцев пиратских маломерных судов пойти на установку навигационного оборудования. Тогда, как только судно выйдет из порта или с места швартовки, спутник дает сигнал на единый, подчеркиваю, единый диспетчерский пункт. Оттуда поступает соответствующая команда (можно назвать ее рекомендацией) – либо подозреваемое в пиратстве судно останавливается военной силой, либо команда судна или пираты предупреждается, что за ней следят. Помимо этого, об опасности предупреждаются и все гражданские суда, находящиеся в угрожаемом районе, и сторожевые военные корабли.

…И тогда появятся новые проблемы

Все. Система борьбы с пиратами определена. Теоретически – да. Но практически для ее создания нужно решить еще не одну сложнейшую проблему.

Первая проблема, которая волнует военных. Кто будет командовать военными кораблями? Кто будет мониторить море? Чьи военные спутники будут использоваться? Как будем комплектовать "наблюдательный" штаб? И, наконец, кто отдает приказ военным: политики или руководство компаний, чьи суда проходят через залив? А военные принимают решения самостоятельно или с разрешения политиков? Ответить на все эти многочисленные и достаточно важные вопросы невозможно без наличия соответствующей правовой базы. Вот почему министр иностранных дел Сергей Лавров, говоря о встрече президентов США и России, специально для журналистов подчеркнул: "Правовая база, о которой заявили два президента, должна быть более жесткой и четкой".

Вторая проблема: как избежать возможности несоразмерного или как в последнее время стало модно говорить – неадекватного применения военной силы? А если за бандитов (пиратов) приняли ошибочно мирное население, которое вышло в море без соответствующей мониторинговой техники? Они не ответили на предупреждение, их уничтожили, и кто ответит за потопленную мирную лодку, за гибель людей в ней? Степень ответственности – это еще один вопрос, который требует тщательной международной юридической проработки.

Третья проблема – экономическая. Она совсем простая, вроде бы. Кто будет платить за использование военных кораблей, вертолетов, за создание и поддержание в дееспособном состоянии мониторинга, за создание и оплату деятельности специальных международных сил береговой охраны. У каждой страны, особенно сегодня, деньги на счету – кризис еще не прошел. По моим сведениям, французы решили, что они не дают сопровождения, если та или иная компания не принимает финансового участия в проводке своих кораблей в Аденском заливе. Это выход? Не думаю. Защита государством своих подданных не требует платы за это. Но ведь это – коммерческий проект.

И все-таки, как нам кажется, мы нашли… Военные нашли. Они знают, как организовать систему защиты. В конце тоннеля борьбы с пиратством забрезжил свет? Нет. Чтобы увидеть свет, надо найти политическое решение, то есть то, с чего мы начали.

"Ваше слово, товарищ ... политик!"

Теперь можно сказать как у Маяковского: "Ваше слово, товарищ Маузер!" Но не "маузер" - он уже сказал свое слово, а теперь пусть скажут политики.

Много раз я убеждался в правоте одной фразы: господин Случай всегда идет к тому, кто его ищет. Я искал эксперта-политика, который мог бы профессионально объяснить, как с политической точки зрения ответить на все те вопросы, которые я и военные в нашем разговоре задавали. Помог тот самый случай, которого я искал.

Во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в страны Латинской Америки вместе с журналистами в самолете был тот самый эксперт, к которому я и мои коллеги по многим вопросам часто обращаются за советом или разъяснением, - это был Михаил Маргелов, руководитель Международного комитета Совета Федерации. Он предложил свой план, состоящий из военной (а куда без нее?!) и политической частей. Организация Объединенных наций, Организация Африканских государств и Организация Исламских государств (Сомали входит в эти международные объединения), а также Евросоюз, должны принять соответствующее решение, которое бы допускало оперативное вмешательство фактически во внутренние дела Сомали. То есть, они разрешили бы создать боеспособный контингент из высокопрофессиональных представителей спецвойск для нанесения удара по главным базам пиратов. Этот удар должен быть настолько действенным, чтобы пираты не смогли оправиться от него, а точки базирования пиратских шхун или кораблей, если на них не стоит система мониторинга, должны быть уничтожены. Это было бы уже не операцией по принуждению к миру, а по навязыванию порядка и спокойствия.

Кроме того, эти международные организации должны принять, по его мнению, совместную резолюцию по сохранению Сомали как "субъекта международного права, не имеющего претензий к соседям". Вполне возможно, что для этого потребуется широкая международная конференция. Но это будет еще одним примером необходимости политической консолидации для дела мира и безопасности.

Эпилог

Оставим в стороне военные и политические вопросы решения проблемы пиратства. И все равно ее нельзя будет решить (и Афганистан это хорошо показал) без международной помощи правительству Сомали для развития экономики страны. Вернемся только к международной проблеме. Нельзя исключить, что в ООН во время обсуждения проблемы пиратства в Аденском заливе, Япония не поднимет вопрос о пиратстве вблизи Малайзии в Малаккском проливе. Об этом пока, также как о пиратстве в Аденском заливе в свое время, мало кто говорит, но почему надо ждать? И, самое главное, если все-таки политики решат эту проблему, может быть они возьмутся и за проблему незаконного отъема содержимого из газо- и нефтепроводов?

Мне могут сказать: это не пиратство, это воровство. Да, и опять Окуджава:

Когда воротимся мы в Портленд,

Нас примет Родина в объятья.

Да только в Портленд воротиться,

Не дай нам, Боже, никогда!

Они должны знать: Собственная страна должна их отторгнуть!

P.S. Если хоть когда-то мир сообща возьмется и решит хотя бы одну общую серьезную проблему, тогда смело можно взяться и за борьбу с наркотиками, и за…

Обозреватель Вячеслав Терехов

Новости