Глава МИД КНР Ян Цзечи: Мы ожидаем скорого визита в Китай избранного президента Дмитрия Медведева

Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи дал интервью специальному корреспонденту агентства ИНТЕРФАКС-КИТАЙ Геннадию Кривошееву

Фото: Reuters

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи дал интервью специальному корреспонденту агентства ИНТЕРФАКС-КИТАЙ Геннадию Кривошееву

Г-н министр, какие направления сотрудничества России и Китая Вы считаете наиболее важными в 2008 году? На чем, по Вашему мнению, необходимо прежде всего сконцентрировать усилия? Каков график контактов китайских и российских руководителей в этом году?

Китайско-российские отношения стратегического партнерства и взаимодействия благодаря общим усилиям развиваются динамично и достигли небывалых высот. В наших взаимоотношениях утверждена миролюбивая идея "Навеки друзья и никогда - враги", больших результатов мы добились в сотрудничестве в различных областях, и это принесло народам двух стран огромную выгоду. Успешное проведение Года России в Китае и Года Китая в России в значительной мере укрепило взаимопонимание и дружбу между нашими народами, содействовало развитию практического сотрудничества. Тесные контакты и взаимодействие сохраняются в международных и региональных делах, что является важным вкладом в сохранение мира и стабильности во всем мире.

Мы горячо поздравляем господина Дмитрия Медведева с победой на президентских выборах, даем высокую оценку и выражаем благодарность президенту РФ Владимиру Путину за его выдающийся вклад в развитие китайско-российских отношений.

С вступлением в свое второе десятилетие китайско-российских отношений стратегического партнерства и взаимодействия китайская сторона готова удесятерить усилия и вместе с российской стороной продвинуть отношения стратегического партнерства и взаимодействия в соответствии с Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией.

Мы должны, во-первых, сохранять и укреплять контакты на высоком уровне, углублять политическое взаимодоверие, наращивать взаимную поддержку по всем вопросам, касающимся ключевых интересов каждой страны. Ожидаем мы скорого визита в Китай избранного президента Д.Медведева. Двустороннюю встречу лидеров двух стран планируется провести на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и во время неофициального саммита организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В этом году регулярная встреча премьер-министров наших стран по очередности должна состояться в России.

Во-вторых, улучшать качество и уровень практического сотрудничества и реализовать достигнутые договоренности с приоритетом на развитие сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, инвестиционной, высокотехнологичной, экологической областях, улучшать структуру товарооборота, увеличить объем торговли машинотехнической продукцией и совершенствовать торгово-экономическое взаимодействие.

В-третьих, расширять диапазон гуманитарного и регионального обмена и сотрудничества. Обеспечить успешное проведение Года русского языка в Китае (2009 г.) и Года китайского языка в России (2010 г.). Предпринимать усилия для активизации связей между гражданами и наращивать строительство трансграничной транспортной инфраструктуры.

В-четвертых, укреплять стратегическое взаимодействие в международных и региональных делах и прилагать усилия для сохранения мира и стабильности во всем мире.

Удовлетворены ли в Китае уровнем торгово-экономического сотрудничества с Россией? Как, по мнению Пекина, можно исправить существующий дисбаланс в структуре товарооборота?

Торгово-экономические отношения Китая и России развиваются динамично. Согласно статистическим данным китайской таможни товарооборот в 2007 г. достиг 48,17 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 44,3%. Это был рекордный показатель с 1993 года. Примечательно, что рост объема торговли стал подкрепляться улучшением ее структуры. Подтверждение тому -увеличение импорта в Китай российской машиностроительной продукции. Новые успехи были достигнуты и в инвестиционном и технико-экономическом взаимодействии. Так, по данным на 2007 год объем взаимных инвестиций между двумя странами превысил 2 млрд долларов США. Успешно реализуются в России проекты с финансовым участием китайских предприятий, такие, как строительство жилого комплекса "Балтийская жемчужина" в Санкт-Петербурге, китайский торговый центр в Москве и предприятие по глубокой переработке древесины в Томской области.

Есть все основания говорить, что торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами принесло хорошие результаты и по масштабам, и по качеству.

Что касается быстрого роста китайского экспорта в Россию в последние годы, то это, по моему мнению, было обусловлено объективными обстоятельствами в экономиках двух стран и реальным спросом рынка. Китайская сторона не гонится за односторонним положительным сальдо в торговле с Россией, а наоборот, мы готовы совместно с российской стороной содействовать сбалансированному развитию двусторонней торговли, в частности, за счет ускорения реализации проектов строительства нефте- и газопроводов, развития устойчивой торговли в сфере энергетики и поощрения увеличения импорта из России машинотехнической и высокотехнологической продукции.

Хочу обратить Ваше внимание на один момент: в Китае рынок открытый. В 2007 году импорт КНР превысил 950 млрд долларов США, увеличившись за год на 20 процентов. Надеемся, что российские предприятия будут работать над повышением своей конкурентоспособности и увеличат экспорт в Китай.

Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества в рамках ШОС? Считает ли Китай целесообразным расширение состава участников Организации и на каком этапе возможен переход к практическому решению этого вопроса?

Решение о создании ШОС - стратегический выбор Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Оно нацелено на сохранение мира в регионе, углубление взаимовыгодного сотрудничества и

содействие совместному развитию. Оправданность решения подтверждается успехами Организации последних семи лет. ШОС имеет широкие перспективы дальнейшего развития, что обусловлено следующими факторами.

Первое. Сформирована совершенная организационная структура и запущены дееспособные механизмы, которые действуют на всех уровнях и охватывают самые различные сферы. Разработаны правовые и организационные основы для дальнейшего развития Организации.

Второе. Подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве существенно укрепляет политическое доверие, добрососедство и дружбу, расширяет и углубляет практическое сотрудничество в политической, экономической и гуманитарной сферах, а также в сфере безопасности.

Третье. Руководствуясь принципом открытости, ШОС активно развивает международные связи. В мировом сообществе широко признаются возможности Организации и ее позитивная роль. Пополняются ряды желающих наладить с ШОС контакты и сотрудничество. Все это - свидетельство об улучшении внешней среды развития Организации.

В условиях глубоких и сложных перемен в международной и региональной обстановке ШОС, вступившая в новый этап своего развития, приобретает новые возможности и сталкивается с новыми вызовами. Организация станет еще более крепкой и успешной, если только все страны-члены будут, как и прежде, руководствоваться так называемым Шанхайским духом (взаимное доверие, взаимная выгода, равноправие, консультации, уважение многообразия цивилизаций и стремление к совместному развитию), если они продолжат претворять в жизнь букву и дух Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, если они будут и дальше укреплять политическое доверие и углублять практическое сотрудничество. В отношении будущего Организации мы настроены весьма оптимистично.

Что касается желания некоторых государств стать наблюдателями или полноправными членами ШОС, то вижу здесь прежде всего широкое признание тех целей и принципов, которых придерживается Организация, да и результатов ее деятельности. Решение на этот счет будет принято государствами-членами консенсусом, с учетом потребностей развития Организации и комплекса соответствующих политических и правовых аспектов.

Насколько успешно, по Вашему мнению, идут переговоры по денуклеаризации Корейского полуострова? Считаете ли Вы возможным достижение реальных соглашений по этой проблеме в течение года?

Шестисторонние переговоры, благодаря усилиям сторон, стали своего рода важной площадкой укрепления взаимопонимания и доверия между сторонами, проведения диалога и консультаций, нацеленных на осуществление денуклеаризации Корейского полуострова, нормализации взаимоотношений соответствующих государств, на формирование гармоничного и нового расклада в Северо-Восточной Азии. Своим чередом идет намеченная работа, в том числе вывод из строя ядерных установок КНДР, оказание ей экономической и энергетической помощи, улучшение отношений соответствующих государств, вышло на стадию реализации и Совместное заявление от 19 сентября.

Из-за нерешенности проблемы декларирования КНДР своих ядерных объектов и программ процесс шестисторонних переговоров столкнулся с определенными трудностями и реализация действий второй стадии денуклеаризации Корейского полуострова несколько задерживается. Однако общая тенденция продвижения процесса вперед сохраняется. Стороны постоянно поддерживают между собой тесные контакты и координацию. Китайская сторона надеется, что участники переговорного процесса, сохраняя искренность и терпеливость, проявляя мудрость, пойдут на активные действия и объединенными усилиями добьются всесторонней и сбалансированной реализации достигнутых договоренностей, поэтапного выполнения поставленных в Совместном заявлении задач, стимулируя непрерывное развитие процесса шестисторонних переговоров.

Какова позиция Китая по статусу Косово, есть ли озабоченность у Китая о том, что будет создан опасный прецедент, если некоторые государства признают независимость Косово в обход ООН?

Китай выражает серьезную озабоченность в связи с провозглашением Косово независимости в одностороннем порядке.

Односторонние действия Косово могут привести ко многим последствиям и оказать серьезное, весьма негативное воздействие на мир и безопасность на Балканах и на возможность создания в Косово многоэтнического общества, что не может не вызвать у Китая серьезное беспокойство.

Решение вопроса Косово затрагивает мир и стабильность на Балканах, основополагающие нормы международных отношений, авторитет и роль Совета Безопасности ООН. Мы всегда считали и считаем, что оптимальным путем решения вопроса Косово является поиск взаимоприемлемого для Сербии и Косово варианта посредством переговоров между двумя сторонами.

Мы призываем Сербию и Косово к поиску способов разрешения вопроса надлежащим образом путем переговоров в рамках международного права. Мировое сообщество должно для этого создать благоприятные условия.

Как в Пекине оценивают нынешнее состояние переговоров по иранской ядерной программе? Как участник "шестерки" посредников по иранскому урегулированию и член Совета Безопасности ООН, считает ли Китай необходимым введение более жестких санкций в отношении Ирана?

По иранскому ядерному вопросу китайская сторона выступает в защиту международного режима ядерного нераспространения и мирное урегулирование путем дипломатических переговоров. В возникновении в ближневосточном регионе нового очага нестабильности мы не заинтересованы.

Одними санкциями вопрос надлежащим образом не решить. Идеальный вариант, который отвечал бы интересам всего международного сообщества, это мирное урегулирование дипломатическими средствами. Недавно принятая СБ ООН резолюция 1803 по ядерной программе Ирана не ставит целью наказать Иран, а представляет собой попытку возобновления переговоров и активизации нового раунда дипломатических усилий. В связи со сложившейся ситуацией китайская сторона рассчитывает на наращивание дипломатических усилий и скорейшее начало переговоров для поиска долгосрочного, всеобъемлющего и надлежащего решения. Важно, чтобы над достижением этой цели продолжал работать СБ ООН. В успешном разрешении этого вопроса китайская сторона будет, как и прежде, играть конструктивную роль.

Планирует ли Китай присоединиться к "большой восьмерке" и рассчитывают в Пекине на поддержку России в этом вопросе?

В последние годы на встречи на полях саммита "большой восьмерки" регулярно приглашаются лидеры развивающихся стран, в том числе и лидеры нашей страны. Китайская сторона исходит из того, что такой диалог способствует не только укреплению многосторонности, но и разрешению глобальных вопросов и созданию партнерских отношений глобального развития нового типа, основанных на равенстве, взаимной выгоде и взаимном выигрыше.

В Китае обратили внимание на то, что в последнее время в самой Группе восьми и за ее пределами прозвучали голоса о ее расширении и членстве развивающихся стран. Это говорит о том, что роли развивающихся стран, равно как и диалогу и сотрудничеству Север-Юг, придается большое значение. Китайская сторона это очень ценит.

Взгляды на расширение группы все еще расходятся, в том числе и между ее участниками. Действующая модель диалога восьмерки с соответствующими странами работает нормально, ее можно оставить. Что же касается ее дальнейшего развития, то действовать мы должны по логике вещей, ведь всему свое время. По этому вопросу китайская сторона готова поддерживать контакты со всеми сторонами.

Каково влияние тайваньского вопроса на отношения Китая с США и Японией?

С суверенитетом и территориальной целостностью Китая напрямую связан вопрос Тайваня, к судьбе которого не могут быть равнодушными ни 1,3 млрд граждан нашей страны, ни многие десятки миллионов соотечественников, проживающих за рубежом. Он был и есть самым важным, самым чувствительным и самым существенным вопросом в китайско-американских отношениях. От того, сможет ли должным образом быть урегулирован этот вопрос по принципу одного Китая, зависят перспективы здорового и стабильного развития китайско-американских

отношений.

Тайваньский вопрос затрагивает политические основы и китайско-японских отношений, для благоприятного развития которых необходимо, в первую очередь, сохранять приверженность принципам и обязательствам, заложенным в Совместном китайско-японском заявлении и двух других политических документах, надлежащим образом подходить ко всем вопросам, связанным с Тайванем.

В настоящее время обстановка вокруг тайваньского пролива чрезвычайно сложна и чувствительна. Вопреки всеобщему протесту международного сообщества, чэньшуйбяньская власть упорно продвигает сепаратистские кампании, в том числе, и навязывание так называемого референдума по присоединению Тайваня к ООН, создавая серьезную угрозу миру и стабильности пролива и в Аазиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). США неоднократно подтверждали приверженность политике одного Китая, готовность соблюдать три совместных китайско-американских коммюнике и выступать против "независимости Тайваня" и "референдума по присоединению Тайваня к ООН". С аналогичными заявлениями не раз выступала и японская сторона. Надеемся, что США и Япония должным образом исполнят свое обещание, исходя из интересов обеспечения мира и стабильности в тайваньском проливе и развития китайско-американских, китайско-японских отношений.

Некоторые организации и лица, недоброжелательно настроенные к Китаю, увязывают Пекинскую Олимпиаду с вопросами о правах человека. Не окажут ли эти высказывания негативное влияние на успешное проведение Олимпийских игр?

Конституция Китая гарантирует основные права человека, свободу слова и совести своих граждан. В результате проведения политики реформ и открытости за последние 30 лет Китай значительно продвинулся вперед по основным показателям социально-экономического развития, все более совершенствуются и укрепляются институты демократии и законодательства с предоставлением населению широких прав и свободы. Разумеется, такой стране, как Китай, где проживают один миллиард триста миллионов человек, всегда хватает проблем, а подчас и вызовов в правозащитной области. Но в любом случае, китайское правительство, независимо от Олимпийских игр, всегда уделяло и уделяет большое внимание непрерывному улучшению правозащитной обстановки в стране.

Пекинская Олимпиада является не только китайской, но и общемировой. В ее успешном проведении заинтересованы народы всех стран. Ее подготовка идет полным ходом. Мы приветствуем все доброжелательные и конструктивные замечания, предложения, вместе с тем решительно возражаем против вмешательства в наши внутренние дела и попыток чинить помехи Олимпийским играм по политическим соображениям, под предлогом защиты прав человека, потому что такие поступки, на наш взгляд, противоречат общим чаяниям международного сообщества, нарушают дух олимпийского движения, которому противоречит политизация спорта.

Несправедливо так поступать не только с Китаем и Олимпийскими играми, но и со всеми теми, кто любит и живет большим спортом. Если позволить этому негативу и дальше развиваться, то в будущем с Олимпийскими играми вероятно можно будет увязать что угодно, а это ударило бы по олимпийскому движению и интересам всех государств. Мы призываем международное сообщество проявлять к этому вопросу взвешенное и ответственное отношение. Верим, что Пекинская Олимпиада при поддержке всех стран и с их участием будет проведена успешно.

Интервью также публикуется в газете "Время новостей" 19 марта