"Ведомости" назвали Николя Мора новым главой "АвтоВАЗа"
Сейчас Мор занимает пост президента и гендиректора румынской Dacia, входящей в группу Renault
Москва. 15 марта. INTERFAX.RU – Новым главой "АвтоВАЗа" станет президент и гендиректор Dacia (румынский автопроизводитель, входит в группу Renault) Николя Мор.
Как пишет газета "Ведомости" со ссылкой на двух источников, близких к акционерам "АвтоВАЗа", в этом качестве сегодня, 15 марта, его утвердит совет директоров компании. Кандидатуру Мора выдвинул альянс Renault-Nissan.
Нынешний президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон уже написал заявление об увольнении и до 7 апреля будет передавать дела преемнику.
Представители альянса Renault-Nissan, "Ростеха" и "АвтоВАЗа" от комментариев отказались.
55-летний Мор - опытный производственник, поясняет выбор один из источников "Ведомостей": он занимался в Румынии всем - от закупки комплектующих и социальных вопросов (на Dacia сильный профсоюз) до продаж и инженерных разработок. О его эффективности можно судить по тому, как быстро завод в Румынии развивается, в том числе на экспортных рынках, добавляет он. Около 90% румынских машин продается за рубежом.
Мор начал карьеру в The Boston Consulting Group и производителе автокомплектующих Valeo. Затем работал в автопоставщиках Bertrand Faure (1993-1996 годы) и Faurecia (1996-2000 годы). В октябре 2000 года стал директором по закупкам комплектующих и аксессуаров Renault. Сменил несколько руководящих должностей в подразделениях качества, производства и закупок. В Румынии в 2006-2008 годах работал директором завода силовых агрегатов. С января 2014 года - управляющий директор Renault в Румынии и руководитель Dacia.
Ситуация на "АвтоВАЗе" и на российском рынке сейчас настолько сложная, что добровольно возглавить завод вряд ли кто решится, отмечает собеседник "Ведомостей", знакомый с топ-менеджерами предприятия, и источник, близкий к "АвтоВАЗу". По итогам 2015 года чистый убыток компании по МСФО увеличился втрое - до 74 млрд руб., чистый долг - почти на 50% - до 88,8 млрд руб., у компании отрицательный свободный денежный поток (минус 27,9 млрд руб.), такие результаты вызвали недовольство акционеров.
Больше половины убытка - списания, среди других причин - продолжающееся падение рынка (минус 36% в 2015 г., продажи Lada в России упали на 31%, по данным АЕБ) и девальвация рубля, из-за которой выросла стоимость комплектующих, объясняла компания. Из-за активной закупки иностранных деталей себестоимость ряда новых моделей Lada выше их продажной цены, говорил представитель "Ростеха".
На "АвтоВАЗе" Мор прежде всего продолжит оптимизировать расходы, рассказывает источник газеты, близкий к акционерам российского автопроизводителя. При Бу Андерссоне "АвтоВАЗ" сократил численность (к примеру, в 2015 году - на 15%, до 44 тыс. человек), увеличил отсрочку платежей поставщикам и сдерживал рост их цен, перенес выпуск ряда моделей с внешних площадок на главный конвейер в Тольятти.
"Как менеджер Мор - человек уважаемый, но потянет ли он российскую специфику - вопрос, - отмечает источник газеты, близкий к "АвтоВАЗу". - У нас в стране слишком много дополнительных факторов, которые западный бизнесмен в расчет обычно не берет: это и социальные вопросы, и пожелания правительства больше взаимодействовать с местными поставщиками". В случае с Dacia Мору на руку была близость Турции с ее развитой автокомпонентной отраслью, в России же с учетом дороговизны импорта придется взращивать панель локальных поставщиков, считает собеседник "Ведомостей". А чтобы обеспечить больший объем заказа и, соответственно, получить более низкую цену, Renault-Nissan важно наладить экспорт автокомпонентов из России в другие страны - на заводы альянса и вторичный рынок, рассуждает он. Наладить тесное взаимодействие с местными поставщиками - это, безусловно, главная задача нового президента "АвтоВАЗа", соглашается гендиректор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин. А вот на мировом рынке у российских поставщиков небольшие шансы - разве что в кооперации с мировыми производителями комплектующих, считает он.
Во вторник совет директоров О "АвтоВАЗ" отправит в отставку Бу Андерссона с поста президента компании и назначит нового руководителя компании. Ранее источники "Интерфакса" сообщали, что новым президентом "АвтоВАЗа" вместо Бу Андерссона будет назначен ставленник альянса Renault-Nissan, также будет введена должность ответственного за связи с органами государственной власти в части социальной политики. В качестве вероятного преемника источник "Интерфакса" называл иностранца. В качестве возможных преемников назывались корпоративный вице-президент Nissan, глава бренда Datsun Венсан Кобе, гендиректор Ижевского автомобильного завода (входит в "АвтоВАЗ") Михаил Рябов. Кандидатура Мора также фигурировала в списке вероятных претендентов на пост главы тольяттинского предприятия.